Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
Стратегия
регионального развития государства
не однородна по отношению к территориальным
субъектам, его формирующим. Это
обусловлено существенными
Поэтому
стратегия регионального
Стратегические
установки социально-
Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:
•
производства, которые целесообразно
размещать в районах
• производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);
•производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;
•
производства, тяготеющие к районам
потребления готовой продукции.
К этому классу производств относятся
предприятия, производящие скоропортящуюся
продукцию или
• производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.
В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России
Четкий механизм распределения федеральных инвестиций в региональном разрезе вплоть до настоящего времени отсутствует.
Повышенная роль направленности федеральных инвестиций в Московский регион объясняется более эффективной с точки зрения получения отдачи от капиталовложений. Из-за высокого значения федеральных инвестиций в российскую столицу и большого объема капиталовложений в нее, доля федерального бюджета как источника капиталовложений в Центральном экономическом районе также достаточно высока — 21%. Для других крупных экономических районов — ближе к среднему по стране уровню.
Вторая
особенность распределения
В особую группу с относительно большими объемами инвестиций из федерального бюджета выделяется ряд регионов, даже в условиях спада промышленного производства фактически продолжающих оставаться районами нового экономического освоения. К ним помимо Тюменской обл. с округами можно отнести Республику Коми, Амурскую и Читинскую области. При этом крайне высокие абсолютные показатели, как правило, при средней или даже низкой численности населения обеспечивают этим регионам и большие среднедушевые показатели. Повышенные среднедушевые показатели отмечаются и в регионах зоны Крайнего Севера, обладающих низкой численностью населения, прежде всего, в автономных округах, которые не выделяются большими абсолютными значениями.
Ряд густонаселенных регионов России, из-за необходимости решения на федеральном уровне геополитических задач, также выделяется высокими значениями федеральных инвестиций, причем не только в абсолютных показателях, но и на душу населения.
С другой стороны, любые характеристики распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета свидетельствуют о фактическом недофинансировании большинства «русских» областей Европейской части страны, а также трех республик Волго-Вятского экономического района (Республик Марий-Эл, Мордовии и Чувашии). За последние годы самые низкие душевые показатели распределения инвестиций среди крупных экономических районов традиционно были у Волго-Вятского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов.
Стоит выделить еще две группы регионов. В первую входят республики, наиболее активно отстаивающие идею собственного суверенитета и полагающиеся на внутренний достаточно мощный экономический потенциал (Татарстан и Башкирия). Вторую группу составляют наиболее слаборазвитые регионы, которые не имеют крупных инвестиционных проектов (Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский авт. округа).
Таким
образом, география распределения
инвестиций в основной капитал из
федерального бюджета в последние
годы свидетельствует о фактическом
продолжении экстенсивного
В то же время традиционно развитые регионы, прежде всего, Европейской части страны, остаются «недофинансированными». Безусловно, в настоящее время при катастрофическом спаде производства «нагрузка» на основные фонды снижается. Однако нельзя забывать, что возрастание физического и морального износа оборудования при отсутствии новых инвестиций может привести лишь к усугублению спада производства.
Между тем по прогнозам Минэкономики России, на период до 2010 г. во всех крупных экономических районах страны прогнозируется продолжение спада инвестиционной активности при уменьшении удельного веса средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций. Основным источником финансирования капиталовложений останутся средства предприятий. По отношению к уровню 1997 г. рост инвестиций ожидается только по восьми субъектам Федерации: Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тульской и Оренбургской областям, Республике Марий-Эл, Москве и Санкт-Петербургу. Наибольший спад прогнозируется в регионах Азиатской части страны, где значительное сокращение средств из федерального бюджета не будет компенсироваться за счет других источников финансирования.
Классификация регионов
В разных учебниках по региональной экономике могут встретится различные критерии классификаций регионов.
Чаще всего в основу классификации кладутся следующие критерии: уровень экономического развития; темпы экономического развития регионов; тип территориальной структуры хозяйства (узловой и гомогенный регионы); коэффициент плотности населения; темпы прироста населения; характер и коэффициент производственной специализации и др.
Терминология региональных классификаций, используемая в индустриально развитых странах Запада несравненно богаче. Здесь, в частности, выделяют:
§ депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
§ стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
§ пионерные регионы или регионы нового освоения (в развивающихся странах роль таких регионов несколько иная);
§ микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;
§ экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;
§ программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами единой сетки;
§ уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые также в развивающихся странах, и связанные с реализацией крупных новостроек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и др.
Процедура идентификации регионов
Основной проблемой в этой связи считается определение географических границ и типов регионов.
Критерии, лежащие в основе выделения того или иного региона связаны с поиском однородности и различий.
Процедуру идентификации регионов можно свести к трем этапам.
Определение критериев.
Составляется список интересующих критериев, на основе которых будут выделены регионы. Каждый элемент списка должен быть четко охарактеризован во избежание неоднозначности и искажения результатов в зависимости от характеристик исследуемой территории и используемой информации.
Измерение степени связанности (ассоциации).
После выделения критериев, необходимо выяснить в каких сочетаниях они встречаются. Для этого при помощи соответствующих статистических и эконометрических процедур измеряют степень их ассоциации.
Собственно выделение регионов и их границ на основе полученных данных.
Создание классификаций.
Современные классификации, наиболее часто используемые в зарубежных научных исследованиях
Классификация Маринелли-Ришиери (Marineili-Ricchieri)
Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления