Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Экономическая роль государства: необходимость, цели, функции
1.1 Различные теории государственного регулирования экономики…....4 – 6
1.2 Необходимость и цели государственного регулирования………….....6 – 8
1.3 Функции государственного регулирования………………..................8 – 11
2. Формы и методы государственного воздействия на рынок
2.1 Административное воздействие государства на экономику……….13 – 15
2.2 Экономические способы государственного регулирования……….15 – 27
3. Значение государственного регулирования для экономического развития страны
3.1Проблемы и ограничения государственного вмешательства……….28 – 31
3.2 Американский опыт государственного регулирования
экономики ………………………………………………………………...31 – 37
Заключение………………………………………………………………….38 – 39
Приложения………………………………………………………………...40 – 41
Список использованной литературы……………………………………...42 – 43

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик по эк.docx

— 129.49 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему

«РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ:

НЕОБХОДИМОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРЕДЕЛЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2009

Содержание

   Введение……………………………………………………………………...........3

1. Экономическая роль государства: необходимость, цели, функции

  1.1 Различные теории государственного регулирования экономики…....4 – 6

  1.2 Необходимость и цели государственного регулирования………….....6 – 8

  1.3 Функции государственного регулирования………………..................8 – 11

2. Формы и методы государственного  воздействия на рынок

  2.1 Административное воздействие государства на экономику……….13 – 15

  2.2 Экономические способы государственного регулирования……….15 – 27

3. Значение государственного  регулирования для экономического  развития страны

  3.1Проблемы и ограничения  государственного вмешательства……….28 – 31

  3.2 Американский опыт  государственного регулирования

   экономики ………………………………………………………………...31 – 37

Заключение………………………………………………………………….38 – 39

Приложения………………………………………………………………...40 – 41

Список использованной литературы……………………………………...42 – 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ, ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ

1.1. Различные теории  государственного регулирования  экономики

«Проблемы, связанные с местом, ролью и функциями государства в экономике, занимали умы ученых с самого возникновения экономической науки. В мировой экономической литературе прошлых столетий представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно возможностей государственного регулирования рыночной экономики. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства - был ли это период мира или войны, бурного экономического роста или затяжного циклического кризиса, галопирующей инфляции или дефляции и др.

Объективные процессы эволюции мирового хозяйства способствовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития экономики и разработке научно обоснованной экономической политики государства. История развития экономической мысли наглядно доказала, что нет ничего более практичного, чем теория»1.

Меркантилисты (ХV – XVII вв.)

История государственного регулирования  восходит к концу средневековья, когда основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны - количество золота. Именно поэтому  они призывали поощрять экспорт  и сдерживать импорт.

Классическая теория

Основоположником классической теории стал Адам Смит (1723 -1790) с работой "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в  состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В  своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что  именно стремление предпринимателя  к достижению своих частных интересов  является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось  в том, что для всех субъектов  хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская  теория

В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики  США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии.

«Д. Кейнс крайне скептически относился к принципу «невидимой руки», сформулированному А. Смитом. В своем главном научном труде Д. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.

Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что  в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.

Таким образом, согласно этой теории изменение совокупных запасов  потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государство в  экономику посредством дискреционной  фискальной политики»2.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

  • доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;
  • создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Данная модель позволила  ослабить циклические колебания  в экономике в течение более  чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

 

 

 

Неоклассическая теория

Теоретической базой неоклассической модели стали концепции классического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Основные трудности на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление анти-инфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых  ставок сокращает и доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что  осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ  от использования бюджета для  поддержания спроса и осуществления  широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в  неоклассической модели государство  может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

 

1.2. Необходимость  и цели государственного регулирования

«Современные проблемы финансового кризиса еще раз показали всему миру пределы рыночной экономики. По мнению специалистов, проблемы управления и регулирования в экономике России связаны, во-первых, с использованием применяемой модели, а во-вторых, с существованием так называемого фиаско рынка и провалов экономической политики. «В эффективной экономике успешные предприятия процветают, а неуспешные – разоряются в результате конкуренции». Этот тезис относится лишь к идеальной экономике.

Рыночный сектор не способен регулировать социальную и экологическую  сферы, поэтому его «провалы» координирует государство в соответствии с существующими законами и нормами. Но государство, пытаясь исправить «провалы» рынка, может вызвать новые неблагоприятные последствия и проблемы. Например, в России экспортно-ориентированная политика государства направлена на получение валютных средств. В результате разрушаются структуры ведущих отраслей промышленности»3.

К тому же прямым следствием развития рыночной структуры является монополизирование экономики, что в свою очередь подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Также всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

«В России уход государства из экономики уже породил ухудшение ситуации в социальной сфере. Средний и крупный бизнес не участвуют в решении социальных вопросов, касающихся ведомственного жилищного фонда, в том числе общежитий, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, спортивных залов и т. п. В результате экономика развивается крайне медленно.

Финансовый кризис подтвердил, что рыночная экономика на конкурентной основе не исключает управления и  регулирования. Государство выступает  институтом управления обществом в  целом в зависимости от поставленных целей. Оно является субъектом управления или регулятором, осуществляющим управление в случаях, когда необходимо вмешаться  в функционирование объекта, реализующего некоторую цель»4.

Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы