Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Экономическая роль государства: необходимость, цели, функции
1.1 Различные теории государственного регулирования экономики…....4 – 6
1.2 Необходимость и цели государственного регулирования………….....6 – 8
1.3 Функции государственного регулирования………………..................8 – 11
2. Формы и методы государственного воздействия на рынок
2.1 Административное воздействие государства на экономику……….13 – 15
2.2 Экономические способы государственного регулирования……….15 – 27
3. Значение государственного регулирования для экономического развития страны
3.1Проблемы и ограничения государственного вмешательства……….28 – 31
3.2 Американский опыт государственного регулирования
экономики ………………………………………………………………...31 – 37
Заключение………………………………………………………………….38 – 39
Приложения………………………………………………………………...40 – 41
Список использованной литературы……………………………………...42 – 43

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик по эк.docx

— 129.49 Кб (Скачать документ)

«Законы требуют от предприятий такого поведения, которое не наносило бы ущерба обществу и другим хозяйственным субъектам. Особое внимание уделяется открытости, своевременности и полноте информации об их деятельности. Компании обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей работе и состоянии финансов, правильность которых подтверждается независимыми аудиторами. Это относится и к сделкам на финансовых рынках, к торговле на фондовых и валютных биржах акциями, облигациями, фьючерсными опционами, другими ценными бумагами, иностранной валютой и отечественными денежными средствами.

Применяется и прямое регламентирование, влияющее на издержки фирм и в конечном счете на их прибыльность. Сюда относятся требования производственной безопасности, обязательного создания очистных сооружений, выплаты минимальной заработной платы. За нарушение установленных норм и правил на предприятия налагаются штрафы, к ним применяются разного рода санкции, включая отмену налоговых льгот и дополнительное налогообложение, вплоть до временного или постоянного запрета их деятельности. Вся эта правовая и организационная инфраструктура совершенствует рыночные отношения и придает им цивилизованный характер»10.

В 80-е и 90-е годы прошлого века под давлением либеральной идеологии и издержек чрезмерного послевоенного государственного «дирижизма» в ведущих западных странах была проведена приватизация убыточных отраслей и предприятий, произошла дерегуляция хозяйственной деятельности, снизились таможенные барьеры и ограничения доступа иностранного капитала на национальные рынки, что ужесточило внутреннюю и международную конкуренцию между предприятиями и странами. Были внесены соответствующие изменения в законодательство многих государств и в международные правила торговли, однако они мало затрагивали главные прерогативы государства в экономической и социальной сфере и не подорвали действующий правовой инструментарий хозяйственного регулирования.

 

 

 

2.2 Экономические способы государственного регулирования

К экономическим методам государственного регулирования можно отнести:

1. Регулирование денежно-кредитной сферы;

2. Валютное и внешнеэкономическое  регулирование.

3. Организация налогового обложения;

4. Расходование бюджетных средств;

5.Государственное предпринимательство и государственно-частное партнерство.

Рассмотрим подробнее  эти направления деятельности современного государства.

Регулирование денежно-кредитной  сферы

С появлением бумажных денег, номинальная ценность которых стала  гарантироваться непосредственно  государством, денежное обращение превратилось в важнейший рычаг государственного регулирования не только монетарно-кредитной, но и всей банковско-финансовой сферы, выполняющей роль кровеносной системы  экономики. Монопольным правом эмиссии металлических монет, бумажных банкнот и значительной части кредитных денег обладает центральный банк, который контролирует деятельность всех других банков, устанавливает и регулирует количество денежной массы в обращении, определяет процентную ставку банковского кредитования, накапливает и использует золотовалютные резервы страны, воздействует на обменные курсы национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам.

«В одних странах (в Англии, Франции) центральные банки формально принадлежат государству, в других они имеют статус "независимых агентств" (подобно Федеральной резервной системе в США), но в абсолютном большинстве государств они обладают определенной автономией, не зависят от исполнительных органов власти и проводят самостоятельную денежно-кредитную политику, отвечая за недопущение инфляции и общую финансовую стабильность в стране. В любом случае деятельность центральных банков должна полностью отвечать государственным интересам в их широком понимании»11.

Центральные банки пользуются следующими инструментами воздействия на денежно-кредитную систему. Во-первых, они устанавливают и изменяют учетные ставки, по которым коммерческие банки берут кредиты у центрального банка и на которые они ориентируются при установлении собственных процентных ставок для своих заемщиков. При повышении учетной ставки банковские кредиты дорожают и замедляется инвестирование заемных средств в реальный бизнес, а при ее понижении происходит обратный процесс притока в бизнес инвестиций благодаря подешевевшим кредитам и вложению собственных средств, которые приносят больший доход по сравнению с уменьшившимся процентом на депозиты в банках. Во-вторых, при изменении нормативов обязательных резервов, которые коммерческие банки держат в центральном банке, сокращается или увеличивается общий кредитный потенциал в стране, а следовательно и масштабы кредитных операций. В-третьих, все большую роль приобретают в настоящее время операции центральных банков на открытых рынках ценных бумаг, где они продают и скупают государственные казначейские обязательства и иные ценные бумаги. При их скупке бывшие владельцы получают дополнительные суммы наличных и кредитных денег. При продаже ценных бумаг Центробанк связывает часть ликвидных средств покупателей и тем самым уменьшает денежную массу в обращении. В-четвертых, с помощью интервенций на валютном рынке (продажи или скупки валютной наличности) Центробанк имеет возможность влиять на количественное соотношение между иностранными валютами и национальной денежной единицей, то есть на ее валютные курсы.

«Важным фактором стабильности российской экономики являются золотовалютные резервы, которые с 2000 г. постоянно и резко растут (к 01.01.2008 г. достигли 474 млрд. дол.). По этому показателю Российская Федерация занимает третье место в мире, уступая только Китаю и Японии. Вместе с тем следует отметить, что международные резервы РФ складываются в значительной степени из активов в иностранной валюте   (более 70%). Остальные резервы хранятся в виде монетарного золота, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и других резервных активах. Россия занимает 10-е место среди всех государств по объему золота в золотовалютных резервах. Пропорции государственных денежных резервов в каждой стране различны и преследуют цель максимально их сохранить или увеличить стоимость»12.

(В таблице 1 обобщены соотношения экономических показателей и золотовалютных резервов некоторых ведущих стран)

Все перечисленные рычаги используются центральными банками  весьма осторожно, так как они  непосредственно влияют на общее  количество денежной массы в обращении, следить за которой является главной задачей Центробанка, ответственного за стабильность и полноценность национальной денежной единицы. Деньги, представляя собой лишь дубликаты материальных ценностей, живут собственной жизнью и воспринимаются как самостоятельная ценность, не связанная напрямую с другими благами, хотя последние свободно приобретаются за деньги. Эквивалентный обмен этих благ, их безубыточное приобретение и справедливое распределение возможны только при условии строгого соответствия количества денег имеющейся массе реальных ценностей. Нарушение этого соответствия ведет либо к обесценению денег и инфляции, либо к замедлению оборота товаров и снижению темпов экономического роста. В любом случае это ведет к убыточности предприятий и их разорению, а в конечном счете к ухудшению общей хозяйственной конъюнктуры, застою и кризисам. Очевидно, что без филигранной работы центральных банков невозможно нормальное функционирование современной экономики.

Государство учреждает и  контролирует деятельность специальных  банков и специализированных кредитных  учреждений, инвестиционных фондов, страховых  компаний, с помощью которых осуществляется льготное кредитование сельского хозяйства, малого бизнеса, научно-технических инноваций, жилищного строительства, внешней торговли, выполнения важных социальных программ. Тем самым оказывается стимулирующее воздействие как на предпринимателей, так и на потребителей. Государственные кредитные гарантии и льготные кредиты дополняют бюджетное финансирование общественно важных хозяйственных и социальных проектов.

 

Валютное и  внешнеэкономическое регулирование

«Долгое время важнейшей и исключительной функцией государства было регулирование внешней торговли и валютных отношений. По мере формирования единого мирового рынка, углубления международного разделения труда и особенно с началом экономической глобализации в большинстве стран произошла либерализация внешнеторгового и валютного режимов, повысившая степень открытости национальных экономик. И тем не менее государство сохраняет важные рычаги воздействия на соотношения курсов валют, на таможенную защиту экономики, на развитие экспортного потенциала страны и на выработку и проведение внешнеторговой политики в целом»13.

В прошлом курсы иностранных  валют устанавливались по воле государственных органов с учетом реального положения национальной денежной единицы и задач внешнеторговой политики. Изменения курсов проходили путем девальвации или ревальвации национальной валюты и имели важные последствия для финансового состояния хозяйственных единиц, экспортеров и импортеров, целых отраслей экономики. Позднее государство стало прибегать к более мягким средствам регулирования валютных курсов, устанавливая «коридоры», в пределах которых эти курсы могли колебаться. В настоящее время формирование и изменение курсов проходят на валютных рынках в зависимости от соотношений между спросом и предложением иностранных и отечественных денег. Главным средством валютного регулирования стали интервенции центральных банков, которые либо скупают излишнюю иностранную валюту, либо продают ее из своих золотовалютных резервов, изменяя тем самым стоимость национальной денежной единицы. Так например, по итогам I квартала 2009 года официальный курс доллара США к российскому рублю увеличился на 15,8% до 34,0134 руб. за доллар, курс евро к рублю увеличился на 8,4% и составил 44,9419 руб. за евро по состоянию на 31 марта 2009 года. При этом за март официальный курс доллара США к российскому рублю снизился на 4,8%, а курс евро к рублю – на 1 процент (см. приложение 1). Это очень сложный инструмент воздействия, который затрагивает многие другие макроэкономические параметры и может непосредственно влиять не только на внешнеэкономические процессы, но и на темпы инфляции, работу банков, бюджетную сферу в соответствующих странах.

«Таможенная и внетаможенная защита национальной экономики долгое время была главным средством ограждения страны от негативного воздействия внешнего рынка и стимулирования отечественного производства. На практике применяются не только импортные таможенные тарифы, но и экспортные в тех случаях, когда необходимо ограничить вывоз за границу товаров, нехватка которых на внутреннем рынке приводит к росту цен. В эпоху глобализации начался процесс снижения уровня таможенной защиты и устранения других запретов, ограничивающих импорт (отмена валютного и товарного контингентирования, отказ от системы административных ограничений). Страновые таможенные тарифы стали заменяться или ограничиваться международными, устанавливаемыми Всемирной торговой организацией, которая все больше берет на себя функции внешнеторгового регулирования. Ее регламенты принимаются при участии всех государств-членов, которые имеют возможность защищать свои интересы как в процессе принятия коллективных решений, так и при приеме в ВТО новых членов, к которым любое государство может предъявить свои претензии и требования»14.

Каждое государство заинтересовано в развитии собственного экспортного производства и в повышении конкурентоспособности своих товаропроизводителей. Эта заинтересованность выражается в стремлении оказать содействие экспортноориентированным предприятиям с целью облегчения их выхода на внешние рынки. Применяется целый арсенал средств: кредитование экспортного производства и поставок на экспорт товаров с длительным циклом производства и окупаемости, освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимых в страну сырья и комплектующих изделий, предназначенных для собственного экспортного производства, стимулирование производственной кооперации и освоения выпуска лицензионных изделий отечественной промышленностью. Одновременно принимаются меры к повышению конкурентности внутренней экономики, к улучшению административной среды хозяйствования и более комфортным условиям для занятия бизнесом, к созданию привлекательного режима для иностранных инвесторов, которые все больше уравниваются в правах с отечественными предприятиями, а в некоторых странах получают более благоприятный статус.

«Ни одно государство не отказывается от проведения внешнеторговой политики, направленной на использование сравнительных преимуществ страны перед иностранными конкурентами, на развитие сырьевого, научно-технического, инновационного, кадрового потенциала, способствующего прогрессу и повышению международной конкурентоспособности экономики. Немаловажное значение имеет регулирование географического направления внешней торговли, приоритетных связей с отдельными странами и регионами. Важной прерогативой государств является выбор не только двусторонних партнеров, но и принятие решений об участии в международных организациях и региональных сообществах»15. Пример создания, расширения и деятельности Европейского союза весьма поучителен. Объединившиеся государства проводят совместную внешнеэкономическую политику, ограждают свое пространство от международной конкуренции едиными таможенными пошлинами, защищают свои коллективные интересы на переговорах с внешнеторговыми партнерами, принимают меры по диверсификации внешних поставщиков энергоносителей и сырья ради обеспечения своей безопасности и устранения односторонней зависимости от других стран. Опыт ЕС в области регулирования внешнеэкономических связей дает представление о масштабах государственного воздействия на эту чувствительную сферу, ибо проводимая им политика является выражением общих устремлений соответствующих стран, которые благодаря этой организации имеют возможность принимать дополнительные меры к стимулированию своих экономических и политических отношений с внешним миром.

Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы