Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:56, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Экономическая роль государства: необходимость, цели, функции
1.1 Различные теории государственного регулирования экономики…....4 – 6
1.2 Необходимость и цели государственного регулирования………….....6 – 8
1.3 Функции государственного регулирования………………..................8 – 11
2. Формы и методы государственного воздействия на рынок
2.1 Административное воздействие государства на экономику……….13 – 15
2.2 Экономические способы государственного регулирования……….15 – 27
3. Значение государственного регулирования для экономического развития страны
3.1Проблемы и ограничения государственного вмешательства……….28 – 31
3.2 Американский опыт государственного регулирования
экономики ………………………………………………………………...31 – 37
Заключение………………………………………………………………….38 – 39
Приложения………………………………………………………………...40 – 41
Список использованной литературы……………………………………...42 – 43
Налоговое обложение
Экономическая и социальная
роль государства проявляется не
только в его нормативно-
«В процессе формирования и расходования бюджетных средств выполняются следующие три важные функции государственных финансов: 1) фискальная функция, состоящая в мобилизации через систему налогообложения денежных ресурсов, необходимых для выполнения государственных полномочий как внутри страны (управление, охрана правопорядка), так и за ее пределами (оборона от внешних угроз, проведение внешнеторговой политики); 2) функция регулирования и развития экономики, осуществляемая в процессе аккумуляции и расходования бюджетных средств; 3) социальная функция, состоящая в уменьшении подоходной дифференциации разных слоев населения путем прогрессивного налогового обложения состоятельных граждан и трансфертных выплат из бюджета в пользу бедных, безработных, инвалидов, детей и других нуждающихся граждан, а также в развитии социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры)»16.
«В современных условиях
результативность и положительный
эффект экономических преобразований
во многом определяются грамотным планированием
в сфере налогообложения, уменьшением
и реальной способностью государственных
и местных органов четко
К числу приоритетных направлений совершенствования действующей системы налогового планирования следует отнести:
Система налогообложения служит не только для сбора средств и пополнения бюджета, но и широко используется государством для воздействия на поведение и деятельность предпринимателей и граждан, являющихся основными налогоплательщиками. Налоговая система включает пять основных типов налогов: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль предпринимателей, налог на заработную плату (отчисления из фонда заработной платы или социальные платежи), налоги на собственность и ее передачу другим лицам (продажа, наследство, дарение), косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы). Кроме налогов источниками бюджетных доходов служат также таможенные и иные сборы. Каждый из указанных налогов и сборов используется как инструмент воздействия государства на налогоплательщиков, стимулируя или ограничивая их соответствующую деятельность, создающую налогооблагаемую базу.
Снижая или увеличивая ставки налогов, предоставляя налоговые льготы или освобождая от налогов, государство меняет соотношение между накопляемой и потребляемой частями национального дохода, поощряет или затрудняет сбережения граждан и накопления предприятий. Любое государство вынуждено балансировать между противоположными стремлениями - к получению более высоких бюджетных доходов путем повышения налоговых ставок и к развитию предпринимательства и повышению собираемости налогов путем снижения налогового бремени. Опытным путем современные государства пришли к оптимальной для себя структуре налоговых поступлений. Так, в странах ЕС на начало 2000 г. из общей суммы налоговых поступлений приходилось в среднем 30% на подоходный налог и налог на прибыль, 22% - на отчисления из фонда заработной платы предприятий (социальные платежи), 26% - на НДС и другие косвенные налоги на потребление, 3,3% - на налог на собственность. Конечно, в зависимости от проводимой в той или иной стране социальной политики и от состояния экономики налоговые ставки существенно варьируются. Разная нагрузка приходится и на отдельных налогоплательщиков. В США, например, в отличие от европейских стран облагаются в основном личные доходы граждан и в меньшей мере прибыли корпораций, что связано как с более умеренной социальной направленностью американского бюджета, так и с высокими заработками работников, которые фирмы имеют возможность выплачивать, будучи менее отягощены высокими ставками налогов на прибыль и социальных отчислений из фонда заработной платы.
Государства часто прибегают к выпуску собственных займов для покрытия бюджетного дефицита в случае превышения расходов над регулярными доходами. Это увеличивает государственный долг и стоимость его обслуживания, но зато дает возможность стабилизировать экономику в периоды спада конъюнктуры. Постоянное же дефицитное финансирование бюджета, как это практикуется уже многие годы в США, может иметь негативные последствия в виде ускорения инфляции и снижения курса национальной валюты, что уже реально происходит с американским долларом. За сбалансированность доходов и расходов бюджета решительно выступает Европейский союз, ограничивающий бюджетный дефицит для своих членов тремя процентами ВВП и требующий его последующего снижения.
Расходование бюджетных средств
Наиболее очевидным рычагом воздействия государства на развитие экономики и социальной сферы является расходование огромной массы бюджетных средств, превышающих в развитых странах половину объема ВВП. Конечно, бюджетные расходы предназначаются для выполнения всех функций государства, которые весьма многочисленны. Помимо экономических и чисто социальных аспектов деятельности за современным государством сохраняются и традиционные функции, которые выполняются им во все времена. Главные функции государства можно подразделить на классические (традиционные) и новые (современно-социальные).
К классическим (традиционным) функциям относятся:
1. Управление страной и поддержание правопорядка;
2. Обеспечение обороноспособности страны;
К новым (современно-социальным) функциям можно отнести:
3. Создание и поддержание системы народного образования;
4. Развитие системы
5. Социальное обеспечение и решение социальных проблем.
6.Регулирование и развитие экономики, включая научно-инновационную сферу.
По большому счету; классические функции также являются социальными (общественными), поскольку они призваны защищать интересы всего общества и отдельных его членов.
«Новые функции, которые в отличие от традиционных можно назвать современно-социальными, обслуживают также все общество, но их социальное значение носит иной характер в сравнении с традиционными функциями, поскольку они непосредственно направлены на достижение относительной справедливости в обществе в условиях неоднородности и фактического неравенства разных слоев населения и отдельных людей. Обеспечиваемые государством независимость, мир и спокойствие идут на пользу всем гражданам, в то время как выгоду от социально-экономической деятельности государства получают те, кто являются малообеспеченными, социально уязвимым и нуждаются в защите. Деление государственных функций на две указанные группы довольно условно, так как современно-социальные функции в той или иной мере выполнялись и в прежние времена, однако только сейчас они стали неотъемлемой и важнейшей прерогативой любого государства»18.
Перечисленные шесть традиционных функций являются общепризнанными, и государственные расходы по их выполнению зафиксированы отдельными строками в национальной и международной статистике. Некоторые другие функции не столь объемны и дорогостоящи, хотя они никак не могут считаться менее важными. Такими, например, можно считать финансирование культуры и науки, но они в некоторых менее развитых странах столь незначительны, что не выделяются в самостоятельные статьи бюджетных расходов и поэтому не поддаются международным сопоставлениям.
Доля государственных расходов на выполнение классических функций постоянно снижается, а доля затрат на обеспечение новых функций соответственно увеличивается. Соотношение между классическими и новыми функциями изменяется в пользу последних по мере достижения странами более высокого уровня развития, позволяющего им вкладывать больше средств в социальную сферу. Большинство современных стран примерно 70-80% консолидированных расходов государственных бюджетов направляют на финансирование новых функций и лишь 20-30° о этих расходов приходится на классические функции.
Масштабы деятельности государства все время расширяются по мере появления новых сфер жизнедеятельности людей, нуждающихся в централизованном регулировании. К таковым относятся в первую очередь системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В развитых странах быстро повышается участие государства в финансировании науки и культуры. Растут и затраты на регулирование рыночной экономики (на содержание контрольных инспекций, борьбу с монополизмом, защиту интересов потребителей, частных вкладов и инвестиций), а также на проведение структурной политики (на субсидирование сельского хо зяйства, защиту окружающей среды, развитие транспортной, энергетической, коммунальной и другой инфраструктуры).
Объективным показателем роста роли государства является доля бюджетных расходов по отношению к ВВП. Если в XIX веке государственные расходы не превышали 10% ВВП, то к середине XX столетия они достигли уже четверти, а к началу XXI века - примерно половины ВВП стран.
«В России государство направляет на традиционные функции 7.5% ВВП, что почти на 25% превышает общемировой уровень, и в три раза меньше общемирового уровня тратит на социальные функции – 3,5% ВВП. Таким образом, соотношение расходов на традиционные и современные функции в России составляет 2:1(таблица 2)
Несколько иначе выглядят данные по консолидированному бюджету страны. На долю субъектов Федерации и местных органов власти в нем приходится около 48% расходов, при этом социальные функции поглощают основную часть расходов территорий. В результате в консолидированном бюджете доля затрат на выполнение современных функций государства повышается до 35, 6%, что несколько превышает удельный вес расходов на традиционные функции (таблица 3). Соотношение между современными и традиционными функциями в консолидированном бюджете Российской Федерации уникально для XXI века – 1,2:1»19.
Государственное
предпринимательство и
Считается, что государственное
предпринимательство менее
Государственное предпринимательство в условиях конкуренции с частным сектором очень скоро обнаружило свои недостатки, проистекающие из их монопольного положения, обильного бюджетного финансирования, бюрократического управления, моноотраслевой привязанности, низкой способности к инновационной активности, к реагированию на рыночную конъюнктуру малой приспособленностью к условиям участия в межотраслевых и международных объединениях. Поэтому в 80-е годы в индустриально развитых странах и многих развивающихся государствах была проведена постепенная приватизация государственных предприятий. Во многих европейских странах возникли смешанные государственно-частные акционерные общества, проявившие довольно высокую конкурентоспособность в рыночной экономике.
«В последнее время широкое распространение получило государственно-частное партнерство, под которым понимается любое взаимодействие государственных и частных структур при выполнении ими хозяйственных функций. В условиях, когда в государственном бюджете сосредотачиваются все большие средства и в собственности государства находится разнообразное имущество (предприятия, земельные, лесные и водные ресурсы, недра с полезными ископаемыми, транспортная, энергетическая и другая инфраструктура), наиболее эффективное использование этого богатства часто требует кооперации с частниками. Государство, со своей стороны, заинтересовано в привлечении средств и управленческого опыта частных структур для выполнения общественно важных проектов и социальных программ»20.
Государственно-частное партнерство эффективно применяется в следующих отраслях и сферах деятельности: 1) горнодобывающие отрасли промышленности; 2) производственная, энергетическая и транспортная инфраструктура; 3) прикладные научные исследования и инновационная деятельность; 4) малое предпринимательство; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) образование и здравоохранение; 7) защита окружающей среды; 8) региональное развитие; 9) экспортное и наукоемкое производство.
Формы государственно-частного партнерства весьма разнообразны: 1) взаимные поставки товаров, в том числе по долгосрочным контрактам и госзаказам; 2) предоставление государственной собственности (включая землю) частникам во временное пользование (аренда, лизинг, концессии); 3) создание особых экономических зон; 4) соглашения о разделе продукции; 5) участие частного бизнеса в реализации государственных проектов; 6) долевое бюджетное финансирование частных проектов; 7) привлечение частного бизнеса к предоставлению публичных услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ, строительстве и на транспорте; 8) совместное предпринимательство (совместные предприятия, смешанные корпорации).
Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы