Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Экономическая роль государства: необходимость, цели, функции
1.1 Различные теории государственного регулирования экономики…....4 – 6
1.2 Необходимость и цели государственного регулирования………….....6 – 8
1.3 Функции государственного регулирования………………..................8 – 11
2. Формы и методы государственного воздействия на рынок
2.1 Административное воздействие государства на экономику……….13 – 15
2.2 Экономические способы государственного регулирования……….15 – 27
3. Значение государственного регулирования для экономического развития страны
3.1Проблемы и ограничения государственного вмешательства……….28 – 31
3.2 Американский опыт государственного регулирования
экономики ………………………………………………………………...31 – 37
Заключение………………………………………………………………….38 – 39
Приложения………………………………………………………………...40 – 41
Список использованной литературы……………………………………...42 – 43

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик по эк.docx

— 129.49 Кб (Скачать документ)

Для решения многочисленных проблем государство ставит перед  собой такие цели как: компенсацию  «провалов» рынка и экономической политики, проведение определенного курса развития, самосохранение (защита государства). Современный российский рынок не может обеспечить стабилизацию уровня цен, и без вмешательства государства инфляция будет расти и дальше. Кроме того, существуют такие отрасли экономики, в которые частный капитал не «идет». Это особенно характерно для России, где становление рынков было связано с получением сверхприбылей для частных компаний (топливно-энергетический комплекс, оптовая и розничная торговля и др.). Никто, кроме государства, не может обеспечить импульс развитию инфраструктуры, проведению фундаментальных исследований, доведению получаемых результатов до уровня коммерческого использования, освоению космоса и т. п. Обеспечить благоприятный инвестиционный климат в масштабах всей России может только государство путем создания специальных институтов.

Рыночный механизм не может придать заданную общую направленность экономике. Достаточно вспомнить, к чему пришла стихийная российская экономика к середине 1990-х годов: олигархический раздел рынков, стагнация всех основных отраслей, снижение жизненного уровня населения, автаркизация регионов и неуправляемость экономики в целом. Сейчас в России утвержден план развития до 2020 г. на инновационной основе. Однако реальные шаги по его осуществлению пока отсутствуют.

 

1.3 Функции государственного  регулирования

Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все  же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции  не срабатывает и требуется вмешательство  государства.

Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. «В литературе неоднократно отмечалась особая роль знаний как ресурса, определяющего конкурентные преимущества стран в современном мире; упомянем также их значение как фактора, интегрирующего страну в пространстве и во времени. В связи с этим в составе интеграционных функций государства целесообразно выделить когнитивную функцию – поддержку процессов извлечения, апробации, накопления и распространения знаний в обществе»5. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

     В-третьих,  устранение государством последствий  внешних эффектов. В процессах  рыночного производства и потребления  могут возникать своеобразные  дефекты, не имеющие денежного  выражения и не фиксируемые  рынком. Эти внешние эффекты нарушают  рыночное равновесие и обусловливают  неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство  государства в экономику. 

     Функции, выполняемые  государством по организации  денежного обращения, предоставлению  общественных товаров и устранению  последствий внешних эффектов, составляют  максимальные границы его вмешательства  в экономику свободного рынка.  Вместе с тем эти функции  образуют минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка. Как видно, нерегулируемого  рынка вообще не бывает, ибо  в определенном воздействии со  стороны государства нуждается  даже идеальный свободный рынок. 

     Если обратиться  к реальному конкурентному рынку,  то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется  ограниченность механизма рынка,  что делает необходимым более  широкое участие государства  в хозяйственных процессах. Совокупность  таких областей определяет максимально  допустимые границы вмешательства  государства в экономику. Обозначим  эти сферы:

    - Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния, поэтому государство должно взять на себя функции по выявлению нуждающихся в социальной поддержке. «Это можно осуществлять посредством деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и его региональных отделений. Дело в том, что в настоящее время ФСС РФ несколько абстрагирован от своих потенциальных клиентов и работает только с контингентом, заявленным самими организациями. Это касается и слабой информированности населения о деятельности ФСС РФ и его отделений. Социальная экономика должна ориентироваться на личность во всех ее проявлениях, поэтому подобная реорганизация ФСС РФ весьма актуальна для российской экономики. В результате преобразования деятельности Фонда неизбежно возникнет проблема предоставления более широких полномочий его региональным отделениям, так как сегодня они сильно зависят от федерального центра. Это, в свою очередь, обусловит появление новой системы распределения средств между подразделениями и проведения отчетности»6. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

     Во всех  перечисленных случаях государство  вправе вмешаться в перераспределение  доходов, ибо то, что справедливо  с позиции рыночного механизма,  несправедливо с общечеловеческих  норм морали, нарушает право человека  недостойное существование в  обществе. Страны с развитыми  рыночными хозяйствами испытали  острые социальные конфликты,  им понадобилось немало времени,  чтобы прийти к общественному  согласию, осознанию различными  социальными слоями абсолютной  ценности права человека на  жизнь. В результате расширились  экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

     - Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие найти их.

     - Монополизм и инфляция - тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной профилактики.

     - Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. «Естественно, что в новых условиях эти действия государства должны приобрести иной характер, быть более эффективными, результативными, чем это было раньше. Попытки реформы фундаментальной, академической науки, прежде всего обеспечение практического использования ее достижений и коммерческое освоение новых разработок»7.

     - Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

    - Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

     Основными  направлениями экономической деятельности  государства являются следующие. 

     Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет  различные требования.

Во-первых, исключаются любые  действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

«При разработке нормативов, механизма налогообложения и других инструментов, воздействующих на ценообразование, государству целесообразно придерживаться принципов формирования равных конкурентных условий, эквивалентного межотраслевого и межрегионального товарообмена, выравнивания условий оплаты в отраслевом и региональном разрезе, поддержания сбалансированности между уровнем потребительских цен и доходами населения, ресурсосбережения, экологической устойчивости, инновационной и социальной направленности развития экономики.

Государственное регулирование  ценообразования, на наш взгляд, не противоречит установленному требованию сокращения регулирующей функции государства, так как объектом прямого регулирования будут цены на продукцию монополистов, а также на отдельные стратегические и социально важные товары. Разработка научно обоснованного, системного подхода позволит сдерживать необоснованный рост цен на продукцию (услуги) соответствующих хозяйствующих субъектов, что станет действенным фактором обеспечения устойчивости всей системы цен. Эффективное воздействие государства на ценообразование позволит создать бизнес-среду, в которой возрастает роль цены в реализации инновационной и социальной политики, а также в достижении ресурсосбережения и экологической устойчивости производства»8

Во-вторых, влиять на рынок  как самонастраивающуюся систему  можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по правилу "не мешай  рынку". «Для того чтобы экономический рост был долгосрочным, а позитивные тенденции не прекратились, они должны быть серьезно обеспечены не только соответствующей инвестиционной политики и инновационной деятельностью, но также подкреплены активной промышленной политикой. Прежде всего, это:

          - ориентация налоговой политики на стимулирование инвестиций в наиболее перспективные отрасли экономики страны;

          - создание сильной финансовой системы, без которой никакой серьезный экономический рост невозможен;

          - выработка отраслевой политики  на основе определения приоритетных  производств, на которое следует  нацелить реформы и которым  надо финансово помочь покупать  за рубежом только самые новые,  не имеющие аналогов в мире  иностранные технологии»9.

  Если государство игнорирует эти требования, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

 

 

 

2.1 Административное  воздействие государства на экономику

Нормативное или административное регулирование носит  всеобъемлющий характер и имеет своей целью установление обязательных для всех граждан и хозяйственных субъектов правил поведения во всех сферах их жизнедеятельности и системы мер, обеспечивающих их соблюдение. Правила общежития, установленные Конституцией страны и всевозможными законами прямого действия, регулируют взаимоотношения между людьми и их организациями, включая государственные органы. Они в полной мере распространяются и на их деятельность в экономической сфере, которая подпадает под действие всех норм гражданского, административного и уголовного кодексов.

Помимо этого законодательные  органы принимают специальные нормативные  акты, регулирующие непосредственно  экономическую сферу. К ним относятся земельный, водный, лесной, трудовой кодексы, законы о недрах, о предприятиях, о собственности, о банковской и финансовой деятельности, об охране интеллектуальной собственности, антимонопольное законодательство и множество других актов, составляющих хозяйственное право как особую сферу юриспруденции. Экономические и социальные аспекты деятельности центрального правительства и региональных органов власти требуют принятия соответствующих постановлений и решений, обязательными к исполнению всеми хозяйственными субъектами. Выполнение действующих нормативных актов экономического характера обеспечивается системой административных органов и органами правосудия общей юрисдикции, а также специальными арбитражными судами, решающими споры между хозяйствующими контрагентами и обеспечивающими выполнение положений контрактного права, без соблюдения которых невозможна никакая хозяйственная деятельность. Простое перечисление полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в значительной мере опровергает беспочвенные утверждения ультралибералов о вреде вмешательства государства в экономическую жизнь. Без разветвленной нормативно-законодательной и арбитражной деятельности государственных органов современная экономика просто не смогла бы нормально функционировать.

Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы