Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть государственный сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ И ОБЪЕКТ ГРЭ
1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики
1.2Функции государственного сектора экономики
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Специфика государственного сектора в Республике Казахстан
2.2 Анализ рейтинга по крупнейшим национальным компаниям Республики Казахстан
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РК
3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК
3.2 Цели и направления деятельности национальных компаний РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая грэ госсектор.docx

— 130.82 Кб (Скачать документ)

    Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Государственный  сектор как инструмент и объект ГРЭ

1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики……………...4

1.2Функции государственного сектора экономики…………………………..7

Глава 2. Роль государственного сектора  Республики Казахстан в регулировании  экономики 

2.1 Специфика государственного  сектора в Республике  Казахстан………..11

2.2 Анализ рейтинга  по крупнейшим  национальным компаниям Республики Казахстан…………………...................................................................................15

Глава 3. государственные  меры по регулированию  государственного сектора  РК 

3.1 Государственные  программы, направленные  на усовершенствование  деятельности государственного  сектора РК………………………………….21

3.2 Цели и направления  деятельности национальных  компаний РК…….…26

Заключение………………………………………………………………..32

Список  литературы…………………………………………………….33

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Актуальность  темы подчеркивают современные тенденции  увеличения государственного вмешательства  во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано  с мировым финансовым кризисом и  неспособностью частного капитала удовлетворить  потребности жителей. Наблюдаемая  сегодня централизация государственной  власти находит свое проявление в  поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.

    Находящийся под непосредственным контролем  государства госсектор дает возможность  использовать меры прямого административного  регулирования в отличие от общих  мер регулирования, относящихся  преимущественно к косвенным  методам. Это позволяет максимально  сильно и точно воздействовать на объемы, структуру (ассортимент) и цены производимой продукции, а также  оперативно внедрять в практику стратегические решения. Предприятия госсектора обладают большими возможностями в формировании долгосрочной производственно-инвестиционной стратегии. Для каждого такого предприятия действует своя система целей, в соответствии с которой строится деятельность государства по регулированию его работы.

    Цель  данной работы – рассмотреть государственный  сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.

    Ряду  отраслей (энергетике, железнодорожному транспорту, связи, судо, авиа- и ракетостроению, ВПК) необходимо иметь высокую долю госсектора, а некоторые из них могут даже полностью состоять из госпредприятий. Иными словами, следует применять принцип концентрации госсектора в стратегически важных отраслях. Во всех остальных секторах его доля может быть небольшой, а в отраслях, не имеющих стратегического значения, – вообще отсутствовать. Особого подхода, требуют отрасли социальной сферы (медицина, образование, наука, культура), при развитии которых наряду с мировыми тенденциями необходимо учитывать национальные особенности и традиции. 

    Сегодня справедливо подчеркивается необходимость  совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась  в чрезвычайных обстоятельствах  ломки отживших экономических и  социальных отношений.

    Данные  вопросы широко представлены как  в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных  авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др.

    Среди зарубежных авторов рассматривающих  данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие

    Объектом  данного исследования является государственный  сектор, а предметом - изменения структуры  и объема государственного сектора  экономики, а также основные направления  его функционирования.

    В соответствии с поставленной целью  необходимо решение следующих задач:

    1.раскрыть сущность и роль госсектора в государственном регулировании экономики

    2.определить экономические функции государства

    3.определить специфику государственного сектора в РК

    4.рассмотреть государственные программы, направленные на усовершенствование госсектора РК.

Глава 1. Государственный сектор как инструмент и объект ГРЭ

1.1 Понятие и сущность государственного сектора экономики

 

    Современная действительность дает немало поводов  для анализа места и роли государства  в экономике. Рыночная экономика  и экономические функции государства  неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции  нельзя понимать абсолютно, т.е. как  полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной  организации. Данный принцип говорит  не о полной деэтатизации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос [1].

    Поэтому основной функцией государства в  современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной  деятельности для экономических  субъектов. Выполнение данной функции  реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими  процессами; управление государственной  собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

    При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к  трактовке соотношения понятий  государственная собственность  и государственный сектор. К определению  данных понятий существует несколько  подходов, как в отечественной, так  и зарубежной литературе.

    В самом общем виде государственный  сектор можно представить как  совокупность элементов, которые связаны  между собой принадлежностью  к государственной собственности, выполняющая свои функции для  достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных  критериев может меняться.

    Некоторые авторы под понятием государственной  собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью  или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства  в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает  расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке [2].

    Другие  авторы, понимают под государственной  собственностью все материальное и  нематериальное имущество, находящееся  в распоряжении государства, а под  государственным сектором совокупность государственных организаций и  учреждений, либо комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

    Из  проведенного анализа видно, что  хотя категории государственный  сектор и государственная собственность  являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

    Вместе  с тем в научных публикациях  встречается расширенная трактовка  госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной  и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система  финансов. В этом случае функции  государственного сектора в экономике  отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

    В современных условиях особо следует  обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в  современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить  роль данного ресурса в повышении  эффективности всей экономической  системы страны [3].

    Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное  множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции  в интересах достижения установленных  государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом  системы организации функционирования современной рыночной экономики  и управления ею.

    Итак, из всего выше перечисленного можно  сделать вывод о том государственный  сектор является определяющим и необходимым  звеном для всей страны в целом. Понятие  государственного сектора носит  сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госучреждения.

    Значительная  часть государственного сектора - это  объекты инфраструктуры, в большинстве  своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

    Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько  отличающимися от принципов частных  фирм, позволяет использовать государственный  сектор для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного хозяйства.

    Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль  вообще, не является первостепенной целью  деятельности государственного сектора  в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а  убытки покрываются из бюджета. Поэтому  государственный сектор стал поставщиком  дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

    Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования  экономики. Так, в условиях ухудшения  конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный  сектор, как правило, растут. Таким  образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду  производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный  капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и  переподготовке кадров. Государственные  фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении  национального капитала в какую-либо страну.

Информация о работе Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ