Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть государственный сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ И ОБЪЕКТ ГРЭ
1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики
1.2Функции государственного сектора экономики
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Специфика государственного сектора в Республике Казахстан
2.2 Анализ рейтинга по крупнейшим национальным компаниям Республики Казахстан
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РК
3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК
3.2 Цели и направления деятельности национальных компаний РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специфической чертой государственного сектора Республики Казахстан является создание Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».
Акционерное
общество «Фонд национального
Основной
целью деятельности Фонда является
управление принадлежащими ему на праве
собственности пакетами акций (долями
участия) национальных институтов развития,
национальных компаний и других юридических
лиц для максимизации их долгосрочной
ценности и повышения
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
содействие в стабилизации экономики страны;
повышение эффективности деятельности компаний.
Ключевым
направлением деятельности Фонда и
компаний являются модернизация и диверсификация
национальной экономики в рамках
реализации посланий Президента Республики
Казахстан, Стратегии индустриально-
Фонд
призван оказывать максимальное
содействие Правительству Республики
Казахстан, быстро и оперативно решая
вопросы по привлечению инвестиций
в реальный сектор экономики, активизации
работы в регионах, укреплению межотраслевых
и межрегиональных связей и максимально
используя имеющиеся
Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как
нефтегазовый сектор;
электроэнергетика;
металлургия;
химия, нефтехимия;
инфраструктура.
Основными задачами Фонда являются:
разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;
поддержка и модернизация существующих активов группы компаний Фонда;
содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;
поддержка
отечественных
В рамках рассматриваемых задач Фонд выполняет следующие функции:
разработка и (или) реализация, и (или) финансирование инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштабов, в том числе в реальном секторе экономики, самостоятельно и (или) с участием компаний, а также совместно со стратегическими иностранными и (или) отечественными инвесторами, посредством участия в уставных капиталах и предоставления займов;
выполнение функции оператора по реализации программы «30 Корпоративных лидеров Казахстана» и иных программ и планов по решению Правительства Республики Казахстан;
освоение новых секторов экономики и приобретение экономически привлекательных активов, как в стране, так и за рубежом;
обеспечение скоординированной и активной инвестиционной политики при реализации компаниями инвестиционных и инновационных проектов, основным приоритетом которой является реализация проектов на территории Казахстана;
привлечение отечественных и иностранных, государственных и частных инвестиций и внедрение инноваций в различные отрасли экономики;
осуществление
сбалансированного
финансирование проектов малого и среднего бизнеса;
создание
эффективной комплексной
развитие межрегиональных экономических связей, в том числе путем реализации проектов на территории Республики Казахстан;
обеспечение
прорывного развития регионов через
социально-предпринимательские
Фонд также выполняет следующие функции:
участие в стабилизационных программах Правительства Республики Казахстан;
приобретение объявленных голосующих акций банков второго уровня;
размещение обусловленных средств в банках второго уровня в целях поддержания социально-экономического развития, в том числе завершения объектов строительства, финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса;
содействие в развитии рынка ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений;
определение, утверждение и осуществление мониторинга порядка осуществления закупок Фонда и компаний, предусматривающего механизмы по увеличению отечественного содержания в закупках Фонда и компаний у казахстанских производителей товаров и услуг, обеспечению локализации в Казахстане производства, сборки, работ по ремонту и обслуживанию импортного оборудования при его крупных закупках компаниями;
осуществление доверительного управления государственным пакетом акций акционерного общества «Фонд стрессовых активов».
Деятельность Фонда «Самрук-Қазына» по стабилизации экономики Республики Казахстан
На стабилизации финансового сектора было выделено 486 млрд.тенге, в настоящее время использовано 476 млрд.тенге. Средства были размещены в 4 крупных система образующих банках. Одна часть средств предусматривалась на выкуп простых акций банков, другая часть – на кредитование экономики.
2
февраля т.г. осуществлена
АО «Народный банк Казахстан» было выделено 120 млрд.тенге, из них 60 млрд.тенге на покупку акций и 60 млрд.тенге для финансирования реального сектора экономики. На средства, предусмотренные для покупки акций, 27 марта т.г. выкуплены простые акции в размере 20,9% на сумму 26,9 млрд. тенге, 29 мая т.г. осуществлена покупка привилегированных акций на сумму 33,049 млрд. тенге в количестве 196 232 499 шт.
АО «Казкоммерцбанк» было выделено 120 млрд.тенге, из них 84 млрд.тенге для финансирования реального сектора экономики и 36 млрд.тенге для покупки акций. 15 мая была осуществлена покупка простых акций АО «Казкоммерцбанк» в размере 21,2% на сумму 36 млрд. тенге. Кроме этого, АО «Альянс Банк» предусмотрено 24 млрд. тенге для последующей покупки акций.
Из средств, выделенных «Казкоммерцбанку» для финансирования реального сектора экономики в размере 84 млрд.тенге на 18.02.2010 г. освоено 90,4 млрд.тенге (средства выдаются на револьверной основе). За счет этих средств в основном были рефинансированы или профинансированы заемщики, работающие в сфере торговли и промышленности. В рамках данного направления было поддержано 27 653 действующих рабочих мест.
Из средств, выделенных «Народному банку» для финансирования реального сектора экономики в размере 60 млрд.тенге на 18.02.2010 г. освоено 85 млрд.тенге (средства выдаются на револьверной основе). За счет этих средств в основном были рефинансированы или профинансированы заемщики, работающие в сфере производства продуктов питания, сельского хозяйства и производства и распределения электроэнергии и воды. В рамках данного направления было поддержано 15 418 действующих рабочих мест[9].
Необходимо
отметить, что в 3 квартале 2009 г. органами
прокуратуры была проведена проверка
целевого использования средств, выделенных
на кредитование реального сектора
экономики, которая не выявила существенных
нарушений.
Первый национальный рейтинг крупнейших компаний Казахстана свидетельствует: крупный бизнес страны в 2008 году развивался завидными темпами, а девальвация тенге дает ему все шансы выйти из кризиса с минимальными потерями.
Суммарная выручка 100 корпораций Казахстана, включенных в список, в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом почти на 35%, и это при годовой инфляции всего в 9,5%. Достаточно сказать, что совокупная выручка 100 его участников по отношению к ВВП Казахстана составляет 72,6%.
На
нефтегазовые и металлургические компании
приходится 64,8% от общего объема выручки
списка топ-100. В казахстанском рейтинге
на нефтегазовую и металлургическую
отрасли приходится 51,2% и 13,7% соответственно
(рисунок 1)
Рисунок 1- Отраслевая структура рейтинга «Эксперт-100-Казахстан».
Источник: деловой
еженедельник «Эксперт РА Казахстан»
- 2009г. №45 (236)
А вот в динамике роста сырьевых отраслей кардинальные различия очевидны. Особенно если взять нефтегазовый сектор. В 2008 году чистые доходы казахстанских нефтегазовых компаний выросли на 51% (рисунок 2).
Рисунок 2- Прирост ключевых отраслей рейтинга (2008/2007).
Источник:
деловой еженедельник «Эксперт РА Казахстан»
- 2009г. - №45 (236).
Из рисунка видно, что российские нефтяники при той же конъюнктуре цен вынуждены были довольствоваться 29−процентным приростом. Причина в том, что в Казахстане (в отличие от России) государство не рассматривает сырьевиков как дойную корову для наполнения госрезервов. В результате уровень налоговой нагрузки на сырьевые компании существенно ниже. Нефтегазовые компании имеют возможность направлять заработанные средства на собственные инвестпрограммы, а не опосредованно финансировать спасение, например, заведомо неконкурентоспособных автопроизводителей. Немаловажную роль в росте доходов нефтяников сыграли сделки по приобретению новых активов, особенно за рубежом.
Прирост доходов компаний агропромышленного комплекса в 2008 году составил 42%. Правда, его влияние на итоговую динамику рейтинга в целом ограничивается невысокой долей отрасли в общей структуре списка. Агропромышленные корпорации пока обеспечивают всего 1,7% суммарной выручки крупнейших компаний (Приложение 1).
Однако,
учитывая приоритеты экономического развития,
расставленные президентом
В первой десятке самых крупных компаний Казахстана обосновались нефтяники и металлурги, слабо разбавленные транспортными компаниями и банками (Приложение 3 и Приложение 4).
Первая позиция с большим отрывом принадлежит лидеру национальной экономики АО "НК "КазМунайГаз"". Пятая часть доходов крупного бизнеса принадлежит этой компании. В 2008 году КМГ увеличил доходы на 80%. Причем почти половина прироста была обеспечена сделками по слиянию-поглощению, а вторая – ростом добычи на таких приобретенных активах, как СП -"Казгермунай" и АО "Каражанбасмунай", и ценой на нефть. Почти 40% прироста доходов в рейтинге по итогам 2008 года пришлось на эту компанию. Аппетиты национального гиганта продолжают расти, и в 2009 году КМГ также отметился рядом крупных сделок.
Информация о работе Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ