Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть государственный сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ И ОБЪЕКТ ГРЭ
1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики
1.2Функции государственного сектора экономики
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Специфика государственного сектора в Республике Казахстан
2.2 Анализ рейтинга по крупнейшим национальным компаниям Республики Казахстан
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РК
3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК
3.2 Цели и направления деятельности национальных компаний РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая грэ госсектор.docx

— 130.82 Кб (Скачать документ)

    Вторую  строчку в нашем рейтинге занимает ТОО "Тенгизшевройл", о финансовых результатах деятельности которого мы хоть что-то знаем лишь благодаря высокому уровню транспарентности нефтяного гиганта Chevron, владеющего 50−процентной долей в компании. ТОО "Тенгизшевройл" в 2008 году увеличило доходы на 60%. В увеличении доходов помимо роста цен на нефть важную роль сыграл рост добычи на 24% по сравнению с уровнем 2007 года, что обусловлено вводом в эксплуатацию летом прошлого года двух проектов в рамках расширения добычи на Тенгизском месторождении – закачка сырого газа в пласты и завод по сепарации газов перед закачкой и очистке от серы добытой нефти.

    Нефтяную  гегемонию в первой десятке прерывают компании горнометаллургического сектора ENRC и корпорация Kazakhmys Plc., стоящие на третьей-четвертой ступеньке рейтинга. Несмотря на принадлежность к горнометаллургическому сектору, результаты они продемонстрировали диаметрально противоположные. ENRC показал в 2008 году увеличение доходов на 67%, а Kazakhmys – снижение на 2%. Росту доходов ENRC компании помог подъем цен на продукцию для черной металлургии – железную руду и ферросплавы. Даже обвал сектора в IV квартале 2008 года не смог помешать увеличению доходов компании.

    Kazakhmys стал жертвой падения цен на медь, которые, будучи металлом более рыночным, отреагировали на кризисные явления более оперативно, чем продукция черной металлургии. Полоса невезения продолжилась и в нынешнем году – чистая прибыль Kazakhmys по итогам первого полугодия 2009 года снизилась на 15,1% и составила 516 млн долларов по сравнению с 608 млн долларов, полученных за аналогичный период годом ранее.

    Впрочем, результаты за 2009 год могут оказаться иными и у ENRC. Эта группа получает прибыль за счет продажи глинозема, алюминия, железной руды и ферросплавов. Цена алюминия на Лондонской бирже металлов снижалась до 1,3 тыс. долларов за тонну в январе текущего года и только в июне выросла до 1,7 тыс. долларов. Для сравнения: в июне прошлого года она составляла свыше 3 тыс. долларов. Не смогли восстановить пиковые уровни цены на ферросплавы и железную руду. В результате, как заявлено в отчетах ENRC, чистая прибыль группы в первом полугодии 2009 года снизилась на 58,9% и составила 562 млн долларов против 1,366 млрд долларов в 2008 году.

    Отметим, что обе компании могут рассчитывать на помощь государства. Ведь госфонд «Самрук-Казына» владеет 14,99% Kazakhmys и 11,65% ENRC. Так что интерес государства в успешности бизнеса ресурсных компаний очевиден. И 12 октября глава госфонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов заявил о готовности оказать помощь Kazakhmys и ENRC. Предполагается, что Kazakhmys займет 1,5–2 млрд долларов у Государственного банка развития Китая (ГКБР) (условия займа пока не озвучены), а ENRC – до 400 млн долларов у Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) под 3% годовых. На сегодняшний день госфонд ведет переговоры по привлечению займов. С другой стороны, сами займы носят строго целевой характер, и за счет них государство помогает выстраивать промышленную инфраструктуру: ENRC должен построить вторую очередь электролизного завода в Павлодаре, Kazakhmys – Бозшакольский медный комбинат в -Павлодарской области.

    Пятое место рейтинга «Эксперт-100−Казахстан»  принадлежит нефтяной компании АО «Мангистаумунайгаз» (ММГ). Скорее всего корпорация фигурирует в списке первый и последний раз. После завершения сделки по приобретению ее добывающих активов казахстанско-китайским СП (созданным КМГ и CNPC) она скроется в тени этой компании, как это произошло уже со многими другими компаниями, поглощенными CNPC. Впрочем, возможно, этого и не случится – ММГ приобретается CNPC на паритетных началах с КМГ, и можно надеяться, что казахстанская нацкомпания сохранит определенную транспарентность «дочки».

    Шестую  позицию занимает крупнейший железнодорожный  перевозчик АО «НК “Казахстан темiр жолы”». В 2008 году компания увеличила доходы на 14%, что почти соответствует запланированному повышению тарифов на железнодорожные перевозки на 15%. Полученные за счет этого 880 млрд тенге должны были пойти на обновление и ремонт подвижного состава, в том числе на ежегодный капитальный ремонт 600 км путей. Ведь по состоянию на 1 января 2009 года из общей протяженности магистральных путей (19 тыс. км) с перепропущенным тоннажем (обычно пути рассчитаны на прохождение определенного тоннажа, после чего их надо ремонтировать) функционируют свыше 2,3 тыс. км. Кризис и высокие темпы инфляции ограничивают возможности КТЖ в данных вопросах. По данным комитета транспортного контроля Минтранскома РК, в 2007 году отремонтировано 626 км, в 2008 году – 486,6 км, в 2009−м запланировано всего 264,7 км. Негативная динамика ремонта может привести к росту издержек компании.

    АО «ПетроКазахстан» находится в «Эксперт-100−Казахстан» на 7−м месте. Компания частично принадлежит CNPC и частично КМГ, однако это не стало препятствием для того, чтобы предоставить нам данные по своим доходам, хотя в открытом доступе их нет.

    Восьмая и десятая строчка рейтинга принадлежит банкам – АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк» соответственно. Место АО «БТА Банк» носит формальный характер, т.к. величина убытков этого банка в 2,8 раза превышает тот показатель, который мы используем в качестве выручки банков. В нынешнем году БТА переживает нелегкие времена. В феврале фонд «Самрук-Казына» выкупил 75,1% акций за более чем 2 млрд долларов (по данным самого ФНБ – 212 млрд тенге). «Решение о вхождении ФНБ «Самрук-Казына» в капитал АО «БТА Банк» было связано с наличием проблем в его деятельности, исходящих из кредитной политики, которую проводило бывшее руководство банка», – говорит глава АФН Елена Бахмутова. Но национализация убедила не всех кредиторов – в апреле два кредитора БТА Банка, одним из которых является американский банк Morgan Stanley, потребовали досрочного погашения задолженности на общую сумму 550 млн долларов. Банк моментально отреагировал на это требование и прекратил выплаты основных сумм задолженности, включая и те, срок которых наступил с 20 апреля, и начал подготовку плана реструктуризации долгов. Переговоры с комитетом кредиторов шли все лето. В сентябре стороны подписали меморандум о взаимопонимании, а 18 сентября БТА представил план реструктуризации АФН. Причем комитет кредиторов (КК) разработал свой план, но АФН одобрило план банка. К 7 декабря БТА должен подписать план с КК, однако существуют большие сомнения в том, что ему это удастся. Очень много расхождений с КК, особенно в части включения торгового финансирования в план реструктуризации, поскольку кредитные экспортные агентства в основном являются государственными и существуют на средства налогоплательщиков.

    Более интересным является АО «Казкоммерцбанк», которое, несмотря на тяжелое положение в банковском секторе, смогло в 2008 году продемонстрировать прибыль и в целом добилось определенной стабильности. Кроме того, осенью прошлого года владельцы банка согласились на предложение правительства продать ему 25% акций. В марте 2009 года сделка с ФНБ была окончательно оформлена. «Самрук-Казыне» отошло 21,26% за 36 млрд тенге (по прежнему курсу банк получил 120 млрд тенге, из которых 36 млрд – за акции, а 84 млрд – на кредитование корпоративных клиентов). На сегодня ККБ – крупнейший банк по размеру активов, хотя с января по октябрь активы выросли незначительно – с 2,3 трлн до 2,5 трлн тенге. Как банк с госучастием он участвует во всех госпрограммах – рефинансирование ипотеки и МСБ: получил 24 млрд тенге на ипотеку и 16 млрд – на МСБ.

    Скорее  всего, между АО «Казкоммерцбанк» и АО «Народный банк Казахстана» в будущем развернется борьба за первое место в рейтингах банков Казахстана, а в спину им постоянно будут дышать АО «АТФ Банк» и АО «Банк ЦентрКредит».

    На девятом месте нашего рейтинга находится компания, которая принадлежит китайской CNPC АО «СНПС-Актобемунайгаз». Данные по этой компании нам удалось найти благодаря лишь только СМИ, а когда-то компания размещала свою отчетность на сайте КФБ. Надо отметить, что формально компания выполняет все требования закона об АО, однако информационная прозрачность АО «СНПС-Актобемунайгаз» в широком понимании этого слова оставляет желать лучшего. [10]

    Наличие в госсекторе крупных государственных  компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению  к субъектам госсектора может  применять меры прямого административного  регулирования в отличие от общих  мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к  косвенным методам.

    Ряд ученых считает, что государственный  сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль "локомотива" в  экономике: Управляя госсектором, государство  осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики. 
 

    Глава 3. государственные меры по регулированию государственного сектора РК

    3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК.

 

    Государственная программа развития образования  в Республике Казахстан на 2005–2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной  нации». Разработка настоящей Программы  вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение  качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской  системой образования в новых  экономических и социокультурных условиях.

    Концепция предполагает переход на пятиступенчатую  систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.

    Согласно  проекту Концепции, обучаться казахстанские  дети будут с шести лет, и при  получении полного среднего образования  продолжительность обучения составит 12 лет.

    Дошкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.

    В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций  выросло на 12 единиц (1 %), в то время  как контингент в них вырос  на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует  о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

    Основная школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время – 54,8 % школьников.  

В среднем образовании будут:

    - созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;

    - изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

    -внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;

    -ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.

В профессиональном образовании:

    - повысятся доступность и престиж профессионального образования;

    - укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;

    - будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;

    - будет внедрена кредитная система обучения;

    -будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;

    Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. На сегодняшний день из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов страны - 2520 имеют степень докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 человек населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.

    Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным программам для научной и производственной сфер деятельности. Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции - докторские программы, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров.

    В результате реализации Концепции будет  создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и равностепенную интеграцию Казахстана в мировое  образовательное пространство.[11]

Информация о работе Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ