Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть государственный сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ И ОБЪЕКТ ГРЭ
1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики
1.2Функции государственного сектора экономики
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Специфика государственного сектора в Республике Казахстан
2.2 Анализ рейтинга по крупнейшим национальным компаниям Республики Казахстан
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РК
3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК
3.2 Цели и направления деятельности национальных компаний РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В
целом государственный сектор служит
дополнением частного хозяйства
там и такой мере, где и насколько
мотивация для частного капитала
оказывается недостаточной. В результате
государственный сектор служит повышению
эффективности народного
В
обеспечении общих условий
Государственный
сектор - это часть экономики страны,
представляющая комплекс хозяйственных
объектов, целиком или частично принадлежащих
центральным или местным
На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли.
Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в регулировании экономики. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования. Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по "оздоровлению" отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. [3. С.108]. Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:
-
усилить контроль со стороны
государства над важнейшими
- повысить общее антикризисное воздействие;
-
регулировать потоки
-
упрочить независимость
-
противостоять иностранному
- решение проблем занятости;
-
обеспечение
-
обеспечение приоритета
Государственный сектор в лице Национального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
-
аккумулирует денежные
- определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;
-
осуществляет операции на
Следующей функцией является производство общественных благ.
Общественное благо отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо. Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.
Создание общественных благ предполагает согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участии в производстве, либо в совместном финансировании.
В
связи с производством
Еще
одну проблему коллективного действия
принято характеризовать с
Для
смешанных общественных благ существует
теория клубов. Суть её в том, что
для данных благ характерно потенциальное
переполнение. Переполнение означает,
что при достаточно значительном
числе пользователей этого
Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:
- доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
-
количество занятых в нем
- удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;
- число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.
Размеры
государственного сектора экономики
могут служить критерием
Удельный
вес государственного сектора в
рыночном хозяйстве является величиной
переменной, а границы его весьма
подвижны. Они определяются качественным
состоянием экономики на данном этапе
функционирования. Это связано со
взаимопроникновением государственного
и частного капитала и выражается в чередовании
фаз национализации и денационализации.
Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а также разгосударствления экономики. Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т.е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования ("сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию. [4].
На
практике процесс разгосударствления
адекватен приватизации, которая
проводится в популярных формах: продажа
предприятий в частные руки, выкуп
акций государственных
Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.
Оценка эффективности основывается на:
-
рентабельности
- полезности для общества.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли отраслях;
использование
государственного сектора в качестве
инструмента решения социально-
высокий уровень социальных расходов;
отсутствие конкуренции;
государственное финансирование и т.д.
В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.
Последнее
время резко увеличилось
Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
инфраструктура - транспортная (АО «НК Қазақстан Темир Жолы»), коммуникационная (АО «Казпочта», АО «Казахтелеком»), энергетическая (ГКП "Астана Су Арнасы");
добыча и экспорт сырья − "АО НК «Каз Транс Ойл»", АО НК «Казмортрансфлот»;
финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − АО "Народный банк Казахстана", АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», АО НПФ «ҰларYміт», АО "НПФ "БТА Казахстан" и т.д.
Информация о работе Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ