Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть государственный сектор экономики как инструмент и объект ГРЭ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ И ОБЪЕКТ ГРЭ
1.1Понятие и сущность государственного сектора экономики
1.2Функции государственного сектора экономики
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Специфика государственного сектора в Республике Казахстан
2.2 Анализ рейтинга по крупнейшим национальным компаниям Республики Казахстан
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РК
3.1 Государственные программы, направленные на усовершенствование деятельности государственного сектора РК
3.2 Цели и направления деятельности национальных компаний РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая грэ госсектор.docx

— 130.82 Кб (Скачать документ)

    В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства  там и такой мере, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению  эффективности народного хозяйства  в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость  продукции сферы материального  производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

    1.2 Функции государственного сектора экономики

 

    В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности  общества важнейшая роль принадлежит  государственному сектору.

    Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным или местным государственным  органам, полностью контролируемая государством. В системе государственного регулирования экономик: государственный  сектор занимает особое место. С одной  стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где  государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также  потребителем конечной продукции. С  другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых  государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и  экономики в целом.

    На  сегодняшний день государственный  сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий  и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики  страны, но не всегда выгодно с точки  зрения частного капитала из-за большой  стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор  как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные  ему частным капиталом, в которых  невозможно получить даже среднюю норму  прибыли.

    Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через  длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

    Государственный сектор играет огромную роль в регулировании  экономики. В большинстве стран  он является ведущим исполнителем научно-исследовательских  работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования. Через государственный  сектор осуществляется деятельность государства  по "оздоровлению" отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики  в целом (национализация убыточных  предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. [3. С.108]. Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

    Наличие действенного государственного сектора  позволяет решить следующие задачи:

    - усилить контроль со стороны  государства над важнейшими народнохозяйственными  процессами;

    - повысить общее антикризисное  воздействие; 

    - регулировать потоки инвестиций;

    - упрочить независимость национальной  политики государства в промышленности  и других отраслях материального  производства;

    - противостоять иностранному капиталу  в стратегически важных областях  экономики; 

    - решение проблем занятости; 

    - обеспечение внешнеэкономического  равновесия;

    - обеспечение приоритета социальных  целей.

    Государственный сектор в лице Национального банка  и государственных банков выступает  со специальными функциями на финансовом рынке:

    - аккумулирует денежные средства  и направляет их в сферы,  от развития которых зависят  экономическая конъюнктура и  структура народного хозяйства  страны;

    - определяет процентные ставки  на рынках ссудных капиталов,  влияя тем самым на темпы  экономического роста; 

    - осуществляет операции на рынке  ценных бумаг, регулируя наличие  ликвидных средств и обеспечивая  поступление средств в бюджет.

Следующей функцией является производство общественных благ.

    Общественное  благо отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо. Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.

    Создание  общественных благ предполагает согласованные  коллективные действия. Они могут  выражаться либо в прямом участии  в производстве, либо в совместном финансировании.

    В связи с производством общественных благ возникает проблема безбилетника. Её существование обусловлено характерной  для общественных благ неисключаемостью. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования.

    Еще одну проблему коллективного действия принято характеризовать с помощью  теоретико-игровой модели а. Таккера, которая называется дилемма заключенного. Смысл её состоит в том, что поведение, отвечающие критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Поведение, направленное на сотрудничество с партнерами, может быть непосредственно невыгодным, с точки зрения индивида, если отсутствуют гарантии сотрудничества с другой стороны.

    Для смешанных общественных благ существует теория клубов. Суть её в том, что  для данных благ характерно потенциальное  переполнение. Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей этого блага  дальнейшее увеличение их численности  приводит к тому, что индивиды начинают друг другу мешать. Иными словами, исчезает несоперничество в потреблении, издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю не равны нулю.

    Показателями  количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

    - доля ВНП, ВВП, создаваемого  в государственном секторе;

    - количество занятых в нем рабочих  и служащих;

    - удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;

    - число предприятий госсектора  в целом и по отдельным сферам  и отраслям.

    Размеры государственного сектора экономики  могут служить критерием экономической  роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.

    Удельный  вес государственного сектора в  рыночном хозяйстве является величиной  переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе  функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании фаз национализации и денационализации.  

    Расширение  границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а  также разгосударствления экономики. Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т.е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования ("сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию. [4].

    На  практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая  проводится в популярных формах: продажа  предприятий в частные руки, выкуп  акций государственных предприятий  работниками этих предприятий или  населением, сдача в аренду и т.д. Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг  в соотношении между двумя  секторами государственным и  частным в пользу последнего.  Тенденция усиления роли государства  и государственного сектора возникает  как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности  экономики.

    Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.

Оценка  эффективности основывается на:

    - рентабельности государственного  сектора экономики;

    - полезности для общества.

    К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно  отнести:

    сосредоточение  предприятий в невыгодных с точки  зрения получения прибыли отраслях;

    использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических  проблем;

    высокий уровень социальных расходов;

    отсутствие  конкуренции;

    государственное финансирование и т.д.

    В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет  реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Глава 2. Роль государственного сектора  Республики Казахстан в регулировании экономики

2.1 Специфика государственного сектора  в Республике Казахстан

    Последнее время резко увеличилось государственное  присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом.

    Крупнейшие  государственные компании можно  разделить на несколько групп  предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

    инфраструктура - транспортная (АО «НК Қазақстан Темир Жолы»), коммуникационная (АО «Казпочта», АО «Казахтелеком»), энергетическая (ГКП "Астана Су Арнасы");

    добыча  и экспорт сырья − "АО НК «Каз Транс Ойл»", АО НК «Казмортрансфлот»;

    финансовый  комплекс - государственные банки  и негосударственные, но так или  иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − АО "Народный банк Казахстана", АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», АО НПФ «ҰларYміт», АО "НПФ "БТА Казахстан"  и т.д.

Информация о работе Роль государственного сектора как инструмента и объекта ГРЭ