Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства.
Введение 2
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика 8
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы 15
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь 20
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике. 34
Заключение 40
Список литературы 41
41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наличие государственного сектора в экономике – неотъемлемая часть любой экономической системы в современном мире. Вопрос оправданности его существования был и остается важным вопросом экономики. В разные времена было разное отношение к вмешательству государства в экономику, но вопрос всегда был один: нужно ли это вмешательство и, если нужно, то в каких границах? В истории экономики можно наблюдать абсолютно различное отношение к государству, от полной неприязни к регулированию со стороны государства, до необходимости всеобъемлющего контроля экономики. Если государственное вмешательство необходимо, то какие именно функции оно должно выполнять, какие инструменты использовать. Возникает вопрос о необходимости государственного предпринимательства, и сферах экономики, в которых нужно его наличие, какие формы оно при этом должно иметь. Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Также необходимо рассмотреть инструменты государственного воздействия на рынок. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства. Ко всему этому, необходимо рассмотреть влияние государственного сектора экономики на экономику Республики Беларусь, рассмотреть направления его деятельности.
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования
В современном мире ни одна экономическая система не может обойтись без вмешательства государства, несмотря на то, что рынок имеет ряд достоинств. Одно из преимуществ рынка – эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Также важным достоинством рынка является гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Рынок предоставляет свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений. Преимуществом рынка является способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия. Также рынок предоставляет возможность оптимального использования новых технологий. Стремясь получить максимально высокую прибыль, производители товаров идут на риск, разрабатывают новые товары, что позволяет иметь им временные преимущества перед конкурентами. Наличие государственного сектора в экономике связано с несостоятельностью рынка, с тем, что сам рынок не может решить все проблемы, которые ставит перед ним общество. Возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственный сектор экономики. Наличие государственного сектора в экономике направлено на решение различных задач, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогресса, развитие в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период. Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Во-вторых, государственное влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для нужд государства определённым образом распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Необходимость государственного регулирования рынка объясняется различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленному самому себе. Избавляя общество от дефицита продукции и услуг, рыночная система вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, не менее важные социально-экономические проблемы. Существует необходимость удовлетворения тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей довольно широк, а их игнорирование невозможно. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.д. Удовлетворения этих потребностей не может осуществляться на рыночной основе. Ввиду этого, производство данных товаров и услуг вынуждено в полной мере брать на себя государство, финансируя его из средств государственного бюджета.
Также необходимость вмешательства государства связана с так называемыми «внешними эффектами». Деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, реально влияющие на благосостояние других членов общества. Например, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, применением вредных для здоровья людей технологий, исчерпанием природных ресурсов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновением региональных и структурных диспропорций в производстве и т.д. Рыночный механизм сам по себе не способен предотвратить эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов должно взять на себя государство.
Задача государства также заключается в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлению программ по созданию новых рабочих мест и т.д.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не предвещающие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, неравномерность распределения доходов, ставящее под угрозу социальную стабильность и в целом экономику страны.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
Как известно, отношение к вмешательству государства в экономику на разных этапах становления экономики было различным.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья, когда основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Именно поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, с целью увеличения богатства государства.
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е., делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. По мнению Адама Смита, только свободная рыночная деятельность создает равновесие на рынке.
В 30-е года ХХ века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать кризисной, так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов: гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики, Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Кейнсианская модель регулирования имеет следующие черты: доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет; создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Данная модель позволила ослабить циклические колебания в экономике в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. ХХ века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.
Теоретической базой неоклассической модели стали концепции классического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Основные трудности на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сокращает и доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Таким образом, наличие государственного сектора в экономике необходимо, ввиду вышеуказанных причин, а реализуется воздействие на экономику через государственную экономическую политику.
2. Государственная экономическая политика
Важнейшую роль в государственном управлении экономикой играет проводимый властями, органами управления экономический курс, в котором находит свое выражение экономическая политика. Благодаря наличию и реальному воплощению экономической политики государству удается осуществлять целенаправленную программу действий, проводить стабильную линию экономического поведения.
Экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично. Во многом ее траектория движения зависит от устремлений и воли главных действующих субъектов: организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу. Самыми обширными возможностями обладает в этом отношении государство в лице правительства.
Информация о работе Роль государственного сектора в рыночной экономике