Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства.
Введение 2
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика 8
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы 15
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь 20
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике. 34
Заключение 40
Список литературы 41
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Экономисты отличают инфляцию спроса от инфляции, обусловленной ростом издержек (инфляции предложения). Есть две разновидности инфляции, обусловленной ростом издержек: инфляция, вызванная ростом заработной платы, и инфляция, возникающая в результате нарушения механизма экономики предложения.
Непредвиденная инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кредиторам и владельцам сбережений. Концепция инфляции спроса предполагает, что если экономика стремится к высокому уровню производства и занятости, то умеренная инфляция необходима. Однако сторонники концепции инфляции, обусловленной ростом издержек, утверждают, что инфляция может сопровождаться сокращением реального объема национального производства и занятости. Гиперинфляция, которая обычно связана с неразумной политикой государства, может подорвать финансовую систему и ускорить крах.
Отрицательное влияние монополий. Как уже указывалось выше, развитию рыночной экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов. Таким путем могут складываться очень крупные предприятия, отличительной особенностью которых является закрепление за ними исключительного права производства и продажи определенного вида товара или услуги. Это исключительное положение позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному предприятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов.
Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях.
Как было уже отмечено выше, перечисленные отрицательные и положительные стороны рыночной экономики основываются на противоречии «безграничность потребностей - редкость ресурсов». Свойственное для любого типа экономической организации общества, это противоречие решается в условиях рыночной экономики путем рыночного распределения редких ресурсов между теми отраслями, которые производят продукцию востребованную потребителями, в ущерб тем отраслям, которые производят продукцию не пользующуюся спросом.
В заключении можно отметить некоторые тенденции исправления указанных недостатков рыночной экономики. Среди них выделяются функция государственного регулирования экономики и структурные изменения форм предпринимательской деятельности. Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль, по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества и снижении затрат. В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности, малый бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения информированности всех хозяйствующих субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции. В-шестых, в современной рыночной экономике идет процесс становления нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.
Таким образом, приведенный выше анализ позволяет говорить о постоянном развитии рыночной экономики реальных стран в направлении сглаживания некоторых противоречий, что, однако не мешает возникать новым
5.2. Необходимость государственного предпринимательства как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:
обеспечение необходимых темпов роста;
сглаживание циклических колебаний;
поддержание занятости;
стимулирование научно-технического прогресса и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:
энергетика;
транспорт;
связь.
Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также
предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры;
помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве;
проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
увеличение числа рабочих мест;
охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий;
строительство очистных сооружений;
развитие фундаментальных научных исследований;
производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную
плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1.Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической,
топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2.Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3.Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4.Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5.Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения,
которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
6.Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства.
Основные из них могут быть обозначены как следующие:
а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.
б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;
в) установить общественный контроль за эффективным и по назначению расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственной собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
Информация о работе Роль государственного сектора в рыночной экономике