Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства.
Введение 2
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика 8
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы 15
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь 20
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике. 34
Заключение 40
Список литературы 41
Таким образом, экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы государства и народа.
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена тем, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обстоятельствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
В зависимости от того, на каком уровне находится национальная экономика, формируется экономическая политика государства. Как правило, основными факторами, влияющими на государственную политику, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой, с государственной идеологией, военной политикой, воплощает политические цели государства. В то же время она призвана способствовать созданию экономической основы проведения государственной политики.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки, демонстрации и другие формы социальных протестов способны оказывать решающее воздействие на элементы государственной экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся. Также не мало важную роль играют условия государственного кредитования, ставки государственного налогообложения и предоставления льгот, государственное воздействие на экспорт и импорт, величины внешнего и внутреннего государственного долга. В то же время экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах и программах, но и текущими, принимаемыми решениями государства, проводимыми мероприятиями. Необходимость подобных действий обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуациями. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства государства либо смены его состава.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика формируется при относительно устойчивых условиях, гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий порождают приоритет краткосрочной экономической политики, характеризуемой приданием направленности экономическим в более сжатые сроки.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящихся в его распоряжении рычагов воздействия на экономические процессы и хозяйствующие субъекты. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределение финансовых ресурсов, ассигнования.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Как правило, выделяют фискальную и кредитно-денежную политику. В более широком плане можно выделить социальную, структурную, инвестиционную, региональную, аграрную, научно-техническую, ценовую, банковскую, природоохранную и внешнеэкономическую политику.
Фискальная политика распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики фискальная политика является основой государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе крупные виды финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовывать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциалов.
Доля государственного сектора в закупках товаров и услуг весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах от четверти до половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает обширными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса.
Кроме того, государство способно косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В периоды экономического кризиса, обусловленного спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, т.е. направлена на экономической активности, расширение производства, других видов экономической деятельности, преодоление спада, депрессии, переход от спада к подъему.
Одной из наиболее важных задач фискальной политики является стабилизация экономики. Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового внутреннего продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
Бюджетная политика государства ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным расходам и доходам на протяжении всего бюджетного периода. Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Наличие крупного бюджетного дефицита приводит к росту внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, стимулирует инфляцию. Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг, как средство преодоления бюджетного дефицита, порождают будущий, долг, так как бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, т.е. потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом приоритетности других потребностей. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых может привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, политика формирования доходов государства тесно связана с налоговой политикой.
Задача налоговой политики заключается в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивал финансирование государственного бюджета. Налоговое бремя не должно превышать определенного уровня, поэтому в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Таким образом, фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использования в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Денежно-кредитная политика заключается в регулировании денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия. Она призвана обеспечить надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены. Основные задачи денежно-кредитной политики – это стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения, регулирование денежной массы, доступности кредитов, ставки ссудного процента, спроса и предложения денег посредством банковской системы.
В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной денежно-кредитной политики выступает политика рефинансирования, операции на открытом рынке, резервирование, обеспечение ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровня инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
Политика рефинансирования заключена в воздействии центрального банка центрального банка посредством процентной ставки на объем кредитных ресурсов и денежной массы в обращении. Увеличивая процентную ставку, центральный банк сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а снижая процентную ставку – способствует увеличению денежной массы.
Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние на денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Приобретая государственные ценные бумаги и организуя куплю-продажу на открытом рынке, центральный банк способствует проведению определенной денежной политики. Продавая ценные бумаги, центральный банк изымает деньги из обращения и сужает денежную массу, а, покупая ценные бумаги на открытом рынке, расширяет денежную массу, осуществляя как бы дополнительную эмиссию.
Эффективное воздействие на величину активной денежной массы государство способно оказывать, осуществляя через центральный банк политику резервирования. Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного резерва в центральном банке. Чем выше норма такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать своими денежными средствами обладают коммерческие банки, т.е. уменьшается денежная масса. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению денежной массы в обращении. При нехватке денег в обращении следует уменьшать норму резервирования, а при избыточности денег — увеличивать ее.
Предложение денег коммерческими банками зависит от наличия у них денег, эмитируемых центральным банком. Так что центральный банк, а в его лице государство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих банков в ходе реализации политики обеспечения ликвидности, изменяя массу денег, предоставляемых в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.
Следовательно, государственная денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, предпринимаемых государством для обеспечения работы денежной системы, регулирования количества денег в обороте, подавления инфляции с целью стабильной работы экономики.
Единство фискальной и монетарной политики представляет собой несущую конструкцию государственной экономической политики в странах с рыночной экономикой. Однако этим не исчерпываются все виды и формы экономической политики.
Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действий государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта.
Информация о работе Роль государственного сектора в рыночной экономике