Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства.
Введение 2
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика 8
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы 15
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь 20
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике. 34
Заключение 40
Список литературы 41
В рыночной экономике проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использования прогрессивной технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности и занятости. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая политика, ориентированная на использование в экономике достижений научно-технического и технико-технологического прогресса.
Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика, направленные на поддержку и развитие этих отраслей экономики.
Любые крупные преобразования структуры производства связаны с потребностью вложений, инвестиций. Поэтому структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Социальная политика государства ориентирована, в первую очередь, на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, социальное обеспечение, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, создания новых рабочих мест и т.д.
Особое место в государственной экономической политике занимает примыкающая к социальной демографическая политика, направленная на регулирование численности, структуры, расселения граждан страны, соотношения между городским и сельским населением. Миграционная политика призвана воздействовать на перемещение населения, перемену места жительства внутри страны, приток иммигрантов и поток эмигрантов.
Государственная региональная политика проводится с целью достичь рационального размещения производительных сил в стране, эффективного использования природных богатств, межрегионального обмена товарами и услугами, гармоничного развития регионов страны. В региональную политику входит также налаживание распределения и перераспределения бюджетных средств, выравнивания доходов и уровня развития разных регионов страны, оказания содействия удаленным, депрессивным регионам.
Внешнеэкономическая политика, распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования охраны окружающей среды, международной безопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают, как известно, таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль.
Таким образом, государственная экономическая политика является основой управления экономикой. Благодаря экономической политике государству удается осуществлять целенаправленную программу действий, проводить стабильную линию экономической деятельности.
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы
Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. На протяжении ХХ века формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, государственный сектор приобретал все большее значение в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность частных фирм экономически не эффективна или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. Государство является одним из крупнейших инвесторов в экономику. В развитых странах государственные инвестиции в экономику достигают трети общего объема капиталовложений. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий, увеличение числа рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности государственного предприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому государственные предприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургии, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне частного предприятия. Это прерогатива исключительно государства. Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях.
К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия, акционерные общества стопроцентным государственным капиталом, а также акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.
Казенные предприятия – это государственные предприятия, находящиеся под прямым государственным управлением по вопросам производства, политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления. Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по государственным закупкам и др. Следовательно, казенные предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Мало вероятно, что предприятия такого типа могут рассчитывать на высокую экономическую эффективность. Следовательно, количество казенных предприятий в экономике необходимо сводить к разумному минимуму. Для улучшения эффективности предприятий данного типа, как правило, применяют ряд действий, приводящих фирму к более рыночному виду. Для этого следует наделить руководство предприятия большей ответственностью за принимаемые решения, наделить его определенной самостоятельностью, что позволяет проявиться предпринимательской активности руководства, сохраняя лишь контроль над деятельностью со стороны государства. Также для улучшения экономической эффективности ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Более удачным типом государственного предприятия является коммерческое предприятие.
Государственные коммерческие предприятия – это предприятия, имущество которых закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия, за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом. Как показала практика, предприятия данного типа могут быть экономически эффективными при сокращении вмешательства государства в их деятельность. Также экономическая эффективность будет низкой, если право на управление будет принадлежать самому предприятию, а материальную ответственность за его деятельность будет нести государство. Обычно данный факт присутствует практически на всех государственных коммерческих предприятий. Ввиду этого, как правило, предпочтение отдается акционерным обществам, которые являются наиболее распространенным типом государственных предприятий.
Акционерные общества с государственным капиталом – предприятия, действенным инструментом влияния на которые является закрепленный в государственной собственности пакет акций. Наличие такого пакета акций является необходимым, но не достаточным условием эффективного функционирования государственного предприятия. В отличие от казенных предприятий акционерные общества с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли. Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти акционерные общества в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Данное обстоятельство выводит государственные акционерные общества из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы акционерных обществ: акционерные общества, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.
Существует несколько основных причин образовании я акционерных обществ со стопроцентным капиталом. Акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации акционерного общества и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной казны. Форма акционерного общества по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. Нельзя забывать, что и в государственном акционерном обществе формальным собственником имущества выступает акционерное общество, а не государство. Само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы управления внутри предприятия. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления. В качестве общей цели создание акционерных обществ со стопроцентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей. Акционерные предприятия со стопроцентным государственным капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Создается возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия. Наделение хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм. Тем не менее, достаточная эффективность деятельности таких акционерных обществ сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, предприятия данного типа достаточно эффективны, но государство должно корректировать свое воздействие с учетом коммерческих задач акционерного общества.
Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование имеет свои преимущества. Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для их реализации через аукционы. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов. В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ. В-третьих, создаются предпосылки нормальных взаимоотношений между собственником, руководством предприятия и трудовым коллективом. Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять права собственника через своих представителей в управлении акционерного общества, поскольку состав совета директоров образуемых акционерных обществ должен включать не менее 51 процента представителей государства. При таком составе совета директоров проведение государственное промышленной политики обеспечивается достаточно четко. Следовательно, государство влияет на деятельность акционерного общества, но не как владелец, а как акционер, что позволяет руководству проявить свои предпринимательские способности. При этом государство, ввиду наличия контрольного пакета акций, может заставить совет директоров принять любое устраивающее его решение.
Наличие в собственности государства золотой акции свидетельствует о минимальных ограничениях деятельности предприятия со стороны государства. По существу, они сводится к контролю над организационными преобразованиями акционерного общества и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества. Выпуск золотой акции дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции акционерного общества, исключая золотую акцию. Таким образом, золотая акция и даже наличие контрольного пакета акций в руках государства не приводят к полному ограничению хозяйственной самостоятельности и в то же время сохраняют за государственными структурами возможности внеэкономического влияния на деятельность акционерного общества.
Таким образом, часть государственных предприятий полностью финансируется и бюджета, часть не полностью. Т.к. стратегия государственного хозяйствования имеет ярко выраженную рыночную направленность, т.е. ставит целью коммерциализацию деятельности государственных предприятий, поэтому большинство государственных предприятий являются, как правило, акционерными обществами, что позволяет, обладая почти всей полнотой прав рыночного субъекта, осуществлять финансирование как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.
Информация о работе Роль государственного сектора в рыночной экономике