Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства.
Введение 2
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика 8
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы 15
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь 20
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике. 34
Заключение 40
Список литературы 41
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческом и некоммерческом субсекторах государственного сектора экономики;
к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:
- акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;
- акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени.
Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель (поверенный)
государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного
общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим важное значение для экономики России;
л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов (в этом случае достигается взаимоувязка личной мотивации контрактника к достижению поставленной цели и необходимой для этого автономии в принятии им хозяйственных решений);
м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание
государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);
н) введение на макроуровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для казенных предприятий;
Таким образом государственное предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально- экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования функционирования рыночной экономики показали, что рынок сам по себе не в состоянии выполнять все задачи, которые ставит перед ним общество, что государственное вмешательство в экономику необходимо. Рынок имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести эффективное распределение ресурсов, высокую адаптивность рынка к изменяющимся условиям функционирования, свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг. Среди негативных сторон рынка можно выделить отсутствие стремления к сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды. Рынок не создает стимулов к производству товаров и услуг общественного потребления, ориентирован на производство не социально-необходимых товаров и услуг, а на удовлетворение запросов тех, у кого есть деньги. Рынок не обеспечивает фундаментальных научно-технических исследований и подвержен нестабильному развитию с присущими этому прецессионными и инфляционными процессами. В связи с этим, наличие государственного сектора в экономике необходимо, но только в тех сферах, где рынок сам справиться не может. Государственное предпринимательство не должно конкурировать с частными предприятиями, а должно способствовать их развитию и увеличению их количества. Государственное предпринимательство должно осуществляться в наиболее выгодных организационно-правовых формах, таких как акционерные общества, которые по механизму функционирования наиболее близки к рыночным. Основой регулирования экономики является проводимая государством экономическая политика. Благодаря экономической политике государству удается осуществлять целенаправленную программу действий, проводить стабильную линию экономической деятельности. В экономике Беларуси государственный сектор занимает важное место. Это связано с тем, что во многом от государства зависит, насколько быстро, правильно и точно будут решаться задачи, выполнение которых поспособствует скорейшему переходу нашей экономики к экономике рыночного типа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкина Л. Н. Курс переходной экономики: курс для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 225 с.
2. Вопросы экономики.-1994. -№8.
3. Дорнбуш, Р.Макроэкономика: Учебник:Пер. с англ/Р.Дорнбуш, С. Фишер.-М.:Изд-во МГУ; ИНФРА-М, - 1994. -784с.
4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002 – 472 с.
5. История экономики: Учебник /Под общ. Ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384 с.
6. Леонтьева, Е.Государственный сектор в рыночной экономике/Е.Леонтьева//
7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т.Т.2: Пер. с 13-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XV, 528 с.
8. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика: Учебник. – М.: Соминтек, 1992. – 305 с.
9. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 544 с.
10. Папова,В. Роль государства в современной экономической системе/В.Папова// Вопросы экономики.-1993.-№11.-С.23.
11. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 384 с.
12. Русакевич В.В. Государственное управление: политика в действии. – Мн.: Выш. шк, 2000. – 372 с.
13. Рыночная экономика: Учебник. В 3-х т. – М.: Соминтек, 1992. т.1:ч.1. Микроэкономика. – 1992. – 168 с.
14. Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора=Economic of the public sector/Дж.Ю. Стиглиц; Науч. Ред. пер. Г.М. Куманин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
15. Фишер, С. Экономика:Пер. с англ. Со 2-ого изд/ С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи; Общ. Ред. И предисл.Г.Г.Сапова.-М.:Дело,
Информация о работе Роль государственного сектора в рыночной экономике