Роль государственного сектора в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью анализа роли государственного сектора в рыночной экономике является выяснение причин и границ вмешательства государства в рыночную экономику, фактов несостоятельности рынка. Одной из важных задач является выяснение целей государственного предпринимательства, причин его существования, и характеристика организационно-правовых форм государственного предпринимательства.

Содержание

Введение 2
1. Государственный сектор в экономике и причины его существования 3
2. Государственная экономическая политика 8
3. Государственное предпринимательство и его организационно-правовые формы 15
4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь 20
5. Индивидуальное задание:
5.1 Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 25
5.2 Необходимость государственного предпринимательства, как регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность в рыночной экономике. 34
Заключение 40
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Государственный сектор в экономике22.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)


4. Направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь

 

              В экономике Беларуси, как экономике переходного типа, можно выделить несколько основных направлений деятельности государства. Государство, в первую очередь, стремится создать правовые и организационные институты, такие как: институт частной собственности, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики, необходимые для функционирования рыночной экономки. Также важное место занимает реформирование государственной власти на демократических началах, переход к новым формам регулирования экономики, реализация социальной и экономической политики с целью обеспечения стабильного экономического роста, регулирования инфляции, сохранения устойчивого порядка в обществе. Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействий на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества. Основная задача государства – выбор основных целей и приоритетов развития, последовательность и сроки их реализации. В Республике Беларусь основным направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий, поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии. Все цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике. Разработку экономической политики органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства: парламент, правительство, министерства и ведомства, местные органы власти и управления, центральный банк страны, различные союзы и организации. Важнейшей функцией государства в переходном периоде является законотворческая деятельность, приобретающая в переходной экономике особую значимость. Она необходима правильного развития экономических и социальных отношений; правовой поддержке формирующихся рыночных отношений: защиты прав собственности, конкуренции; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числе и экономической.

              В Республике Беларусь принят целый пакет законов, устанавливающих правила рыночной деятельности: антимонопольный закон, закон предпринимательстве, собственности, разгосударствлении и т.д.

              Одной из наиболее важных задач государства является регулирование процессов разгосударствления и приватизации. Главная цель приватизации заключается в повышении эффективности производства и создания конкурентной среды, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, включая привлечение иностранных инвестиций. Поэтому государственная политика приватизации предусматривает не просто выкуп государственного имущества, а, прежде всего, вложение средств в это имущество с целью модернизации и создания новых рабочих мест. В ближайшее время государственная политика приватизации предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию приватизации крупных предприятий; введение института банкротства; ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала в приватизации. Государство также активно способствует созданию экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Государство предоставляет экономические гарантии, льготные кредиты и другие виды финансовой помощи.

              Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь направлена на повышение инвестиционной активности путем приведения законодательной и нормативной базы по инвестиционной деятельности в соответствие с международными стандартами, рационального и эффективного размещения государственных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе, развития вторичного рынка ценных бумаг, возвращения вывезенных из страны инвестиционных ресурсов и недопущения их расхищения, привлечения иностранного капитала, преимущественно в виде прямых инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности также заключается в поддержке приоритетных направлений посредством налоговых и таможенных льгот, льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы.

Существенную роль играет государство в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране становится больше, чем товаров. Поэтому, чтобы ограничить инфляцию, необходимо либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении. Отсутствие возможностей для роста производства товаров побуждает государство проводить жесткую финансовую политику, связанную с ограничением государственных расходов, а иногда и сокращением социальных программ.

В переходный период государственная политика в области цен должна быть направлена, прежде всего, на защиту интересов потребителей и отечественных производителей товаров в целях обеспечения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции на внутреннем и внешних рынках.

Государство вырабатывает и реализует промышленную политику. В теории переходной экономики под промышленной политикой, в широком смысле, понимается деятельность государства по отношению ко всему предпринимательскому сектору. Ее сущность составляет особая система мероприятий, направленная на стимулирование инвестиций, оздоровление промышленной структуры, экономический рост. Главная цель промышленной политики — объединение усилий государства и частного капитала для воссоздания высокоразвитой отраслевой структуры национального хозяйства. Разрушение производственной структуры, приостановка функционирования предприятий, массовые увольнения имеют место практически во всех странах с переходной экономикой. Они являются следствием, с одной стороны, экономического кризиса, а с другой — реализации политики стабилизации, связанной с ограничением спроса и кредитов, либерализацией импорта. Поэтому необходима особая система мероприятий, направленная на стимулирование инвестиций, оздоровление промышленной структуры, экономический рост.

В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождение от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйственным субъектам. С другой стороны, государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от конкуренции при наплыве более дешевых импортных товаров на внутренний рынок. С этой целью используются пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, принимаются меры для увеличения экспорта. Они необходимы до тех пор, пока отечественные предприятия не окажутся в состоянии успешно конкурировать на мировых рынках. Для совершенствования внешнеэкономической деятельности государству необходимо выработать систему мероприятий по развитию инфраструктуры осуществления торговых операций, дистрибьюторских и дилерских центров Республики Беларусь на рынках зарубежных стран. Должна получить дальнейшее развитие сфера услуг. Государственная политика формирования международной специализации Беларуси должна быть направлена на эффективное использование возможностей мирового разделения труда для удовлетворения потребностей страны и на развитие конкурентоспособных экспортных производств.

Государство разрабатывает систему социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев: инвалидов, престарелых, многодетных семей, студентов. Здесь целесообразно переходить от обезличенных субсидий к адресной помощи беднейшим слоям населения. Государство осуществляет политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе.

Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план. В настоящее время государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений, организовать рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды.

Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным слоям, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.

Государственный сектор в переходной экономике играет значительную роль. Это объясняется тем, что проводятся разгосударствление и приватизация. Однако часть предприятий сохраняется в государственной собственности в течение длительного времени из-за невозможности включить их в программы приватизации или по причине необходимости полного или частичного государственного контроля. Государственный сектор является непосредственным объектом государственного воздействия, он позволяет государству реально влиять на развитие экономики в заданном направлении, тем самым, способствуя ее оздоровлению.

Государство создает новые предприятия, когда необходимо — национализирует или выкупает объекты у частных собственников. Огромную роль государственный сектор играет в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, академической и университетской науке, развивающейся за счет государственного финансирования, в подготовке и переподготовке кадров. Велика доля государственного сектора на финансовых рынках страны. Выступая в лице центрального банка или специализированных государственных финансовых учреждений, он выполняет ряд важных функций: аккумулирует денежные средства и направляет их в наиболее важные участки трансформирующейся экономики; осуществляет операции на рынках ценных бумаг, обеспечивая поступление средств в бюджет; определяет учетные процентные ставки, воздействуя тем самым на темпы роста экономики.

Таким образом, в экономике Беларуси, как экономике переходного типа, перед государством стоит много целей, выполнение которых будет способствовать переходу белорусской экономики от экономики переходного типа к рыночной экономике. Часть поставленных целей уже выполнено, часть выполняется, часть еще предстоит выполнить. В том числе и от государства зависит, насколько быстро и качественно будут выполнены поставленные задачи.


5. Индивидуальное задание

 

5.1.Позитивные и негативные стороны рыночной экономики.

Прежде чем раскрывать стороны, позитивные либо негативные, свойственные рыночному типу организации экономических отношений общества необходимо рассмотреть основную проблему экономики, которую призвана решать любая экономическая система.

Два фундаментальных факта, образуют основную проблему экономики. Первый факт таков: материальные потребности общества безграничны. Второй факт: экономические ресурсы ограничены, или редки.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Равно как пахотные земли, полезные ископаемые, вода, воздух, так и капитальное оборудование и рабочая сила - их наличие ограничено определенным пределом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их редкость ставит перед производственной деятельностью, сам по себе объем производства по необходимости ограничен. Таким образом, общество не способно производить весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить.

Становится очевидным, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами? При всей безграничности потребностей, объем имеющихся ресурсов, которые могут быть направлены на производство того или иного продукта, ограничен.

Для дальнейшего анализа особенностей рыночной организации общества необходимо конкретизировать альтернативы, вытекающие из противоречия, иллюстрируемого кривой производственных возможностей. Можно представить пять фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ.

Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?

Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?

Представляет ли собой рыночная экономика наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше вопросы, фундаментальные для экономической организации любого общества? Для ответа рассмотрим основные положительные и отрицательные стороны рыночной экономики.

Информация о работе Роль государственного сектора в рыночной экономике