Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся в РФ на современном этапе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации;
- провести анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите трудящихся;
Объект исследования – профком СКП ОАО «АВТОВАЗ».

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…………………………6
1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ…………..………6
1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся
в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите
Трудящихся……………………………………………………………………...……….27
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной
работы……………………………………………………………………………….27
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда
и заработной плате……………………………………………...…………………..31
Заключение…………………………………………………………...…………………..42
Библиографический список………………………

Работа состоит из  1 файл

роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся.doc

— 608.50 Кб (Скачать документ)

       Осуществлению защитной и функции представительства  профсоюзов способствует социальное регулирование  общественных отношений, в которые  они вступают в процессе своей  деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

       Однако  возможна и правовая регламентация  для обеспечения представительства  и защиты прав и законных интересов  работников.

       Пределы правового регулирования отношений  с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

       Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

       Основные  права-обязанности профсоюзов перечислены  в гл. II Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

       Профсоюзы участвуют в разработке государственных  программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении  производства и сокращении рабочих  мест. В установленных законодательством  случаях увольнение работника - члена  профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Закона).

       Профсоюзы ведут коллективные переговоры и  заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также  осуществляют контроль за выполнением  коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона).

       Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.

       Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами в соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве10.

       Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

       Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

       По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов  в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

       Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации.

       Полномочия  профсоюзов обладают различной юридической  силой. Юридическую силу характеризует  степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.

       Возможны  случаи, когда профсоюзы принимают  самостоятельные решения в сфере  трудовых отношений, например, решения  о проведении забастовок.

       Тем не менее, к настоящему времени профсоюзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах. 

    1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся в условиях мирового экономического кризиса 

       Два года прошло с начала кризиса в  экономике Российской Федерации. Современный  глобальный экономический кризис показал, что требует для своего преодоления  принципиально новых подходов и  идей: индустриальный путь себя исчерпал, а нынешняя экономика в её сложившейся форме не смогла дать необходимого импульса для развития общества.

       Всем: и профсоюзам, и власти, и работодателям  – приходилось действовать в  нестандартной обстановке, оперативно реагировать на кризисные явления  в производстве и в социальной сфере. При этом кризис стал катализатором повышения роли и возможностей профсоюзов в формировании экономической и социальной политики.

       В2008 г. назад профсоюзы России предложили свой «антикризисный пакет» из трёх основных составляющих:

       первое  – государственное стимулирование внутреннего платёжеспособного спроса (и со стороны предприятий, и со стороны населения), обеспечение мер государственной поддержки стратегически и социально важных предприятий;

       второе  – неотложные меры поддержки людям, оказавшимся в трудной ситуации;

       третье  – комплекс действий профсоюзных  организаций всех уровней по предупреждению нарушений и восстановлению трудовых прав работников, по недопущению снижения заработной платы работников и задержек её выплаты11.

       Практически всё из этого в той или иной степени нашло отражение в решениях органов государственной власти Российской Федерации, в тех антикризисных программах, которые были приняты и на федеральном уровне, и на уровне регионов.

       Скоординированные усилия социальных партнёров не допустили масштабного разрастания негативных тенденций. Удалось отвести коллапс финансовой системы, остановить девальвацию рубля, избежать череды крупнейших банкротств, притормозить рост безработицы. Благодаря проявленной профсоюзами принципиальности, удалось предотвратить планируемые сокращения работников или уменьшить их масштабы, а также добиться приемлемых компенсаций высвобождаемому контингенту. Несмотря на дефицит бюджета, государством были исполнены принятые социальные обязательства.

       Вместе  с тем падение промышленного производства продолжается (рис. 1.2.)12

       Рис. 1.2. Индекс промышленного производства

       Перспективы восстановления экономики пока не ясны, в лучшем случае умеренны. Замедление падения происходило почти исключительно  благодаря государственным мерам стимулирования. К примеру, если взять Дальневосточный федеральный округ, то на фоне падения производства во всех регионах округа рост производства есть только в Приморском крае – за счёт того, что там ведётся масштабное строительство и осуществляются масштабные государственные инвестиции в создание инфраструктуры для проведения в 2012 году саммита лидеров форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)13.

       Совокупное  сокращение реальной заработной платы  за три квартала 2009 года составило 9,5%. Если в 2008 году преобладающее число работников получало заработную плату в диапазоне от 2 до 4 прожиточных минимумов, то в этом году доходы резко упали до уровня, рассчитанного исключительно на физиологическое выживание работника и одного ребёнка без каких-либо составляющих развития14.

       Поэтому нам говорить о том, что кризис окончился, видимо, преждевременно.

       За  январь – сентябрь 2009 г. инфляция на потребительском рынке составила 8,1%, что ниже показателя годом ранее. Однако среди стран Евросоюза и СНГ в России показатель инфляции почти самый высокий  (выше только в Украине) (рис. 1.3.)15.

       

    Рис. 1.3. Инфляция в России в отдельных  странах ЕС и СНГ темп прироста потребительских цен (в %, август 2009 к декабрю 2008 года) 

       Реальная  ситуация на рынке труда остается напряжённой. По данным профсоюзного мониторинга, в IV квартале 2009 г. произошло сокращение 350 тыс. человек, с ускорением к концу 2009 года (рис. 1.4. и 1.5.)16.

       

    Рис. 1.4. Динамика численности экономически активного населения, млн. человек 

    Рис. 1.5. Уровень безработицы, по методологии  МОТ, по федеральным округам Российской Федерации (в % от численности экономически активного населения) 

       Имеются многочисленные факты, когда людей  вынуждают уходить по собственному желанию, урезая заработную плату, отправляя на пенсию и т.п.

       Кроме того, под угрозой увольнения находится  ещё около 1 млн. 650 тыс. занятых в  режиме неполного рабочего времени, находящихся в простоях или в  отпусках по инициативе администрации. Сюда надо добавить порядка 850 тыс. числящихся в отпуске без сохранения заработной платы по собственному желанию. За всем этим кроется и отложенное увольнение работников17.

Информация о работе Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся