Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся в РФ на современном этапе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации;
- провести анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите трудящихся;
Объект исследования – профком СКП ОАО «АВТОВАЗ».

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…………………………6
1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ…………..………6
1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся
в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите
Трудящихся……………………………………………………………………...……….27
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной
работы……………………………………………………………………………….27
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда
и заработной плате……………………………………………...…………………..31
Заключение…………………………………………………………...…………………..42
Библиографический список………………………

Работа состоит из  1 файл

роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся.doc

— 608.50 Кб (Скачать документ)

       Анализ  базы данных профсоюзного мониторинга  ситуации на рынке труда показывает, что в Российской Федерации более  вероятен затяжной спад на рынке труда. Эта проблема начинает оказывать  заметное влияние на морально-психологическое состояние граждан, подводит к нарастанию явлений социальной дестабилизации. Частью поддержки доходов людей, потерявших работу, должны стать полноценные программы пособий по безработице.

       Между тем минимальная величина пособия  по безработице в Российской Федерации составляет сегодня 15% прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Однако из позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 года (по делу о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельных положений Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»)23 следует, что Россия как социальное государство гарантирует гражданам защиту от безработицы и социальное обеспечение по возрасту и эта защита может считаться эффективной только тогда, когда предоставленный им источник средств к существованию достаточен для удовлетворения жизненных потребностей (хотя бы не ниже минимально необходимого). Это эпохальное решение Конституционного суда, и мы должны в дальнейших своих действиях, требованиях при заключении Генерального соглашения основываться на этом постулате.

       Федерация Независимых Профсоюзов России считает  необходимым проиндексировать минимальную  и максимальную величины пособия  по безработице на 2010 год на реальный уровень инфляции в стране, а также увеличить с 12 до 24 месяцев периоды выплаты пособий по безработице.

       Профсоюзы должны добиваться восстановления обязательного  страхования от безработицы и  выплаты пособий исходя из размера  утраченного заработка.

       При этом надо обосновать конкретные механизмы  и не наказывать рублём тех предпринимателей, которые за свой счёт создают новые, эффективные рабочие места.

       В настоящий период значительный массив проблем системного характера в  сфере труда не находит должного внимания со стороны государства, что препятствует мобилизации трудовых ресурсов на экономической мотивационной основе в необходимых для государства направлениях. Правительство Российской Федерации ищет выход, исходя из слишком оптимистической установки на быстрое восстановление экономики. Кроме того, нахождению комплексных решений мешает горизонтальная дезинтегрированность российских властных структур, когда одна голова не ведает, что делает другая.

       Министерство  здравоохранения и социального  развития в силу чрезмерной загруженности  решением различных масштабных социальных проблем не в состоянии обеспечить детальную и комплексную проработку вопросов развития трудовых отношений, политики занятости, государственного регулирования оплаты труда, реформирования социального страхования и пенсионного обеспечения.

       В связи с этим Федерация Независимых  Профсоюзов России настаивает на образовании  в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельного органа по формированию в стране цивилизованных трудовых отношений – Министерства труда.

       Ситуация  на рынке труда в России сегодня  находится на постоянном контроле Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и её структур.

       Именно  трёхстороннее сотрудничество –  профсоюзов, власти и работодателей  – привело к созданию антикризисных  программ.

       Усилия  профсоюзов были направлены также на то, чтобы в условиях кризиса охранять коллективный договор (на разных предприятиях было много попыток пересмотреть условия коллективного договора, уменьшить заработную плату, сократить социальные пакеты, уменьшить социальные выплаты).

       Новые формы, схемы и способы взаимодействия с органами власти рождаются самой жизнью в ходе нашей с вами практической деятельности.

       В результате профсоюзами накоплен определённый опыт – начиная от совместных проверок с органами прокуратуры, до соглашений о сотрудничестве и специально созданных  рабочих групп при полномочных представителях президента в федеральных округах, – который может распространяться и дальше использоваться в работе.

       В настоящее время во многих профсоюзных  организациях проводятся консультации и переговоры по заключению или продлению  соглашений и коллективных договоров на 2011 год. Они проходят в очень непростых условиях, когда есть сопротивление со стороны работодателей, отмечаются факты нарушения ими принципов социального партнёрства, попытки пересмотра в одностороннем порядке колдоговоров, ухода или затягивания проведения очередных переговоров. Иногда только протестные действия, забастовки и обращения в суды могут заставить работодателей вернуться за стол переговоров.

       Общий подход: профсоюзам необходимо максимально  защитить действующие коллективные договоры и соглашения, а новые надо заключать на основе анализа реального экономического положения, как минимум, не хуже чем те, которые были.

       Предстоящий 2011 год будет особенный в переговорном процессе, профсоюзам предстоит заключить  новое Генеральное соглашение, и это будет одной из важнейших наших задач в следующем году.

       Современная экономическая ситуация требует  принципиально новых подходов и  идей. Дефицит на эффективные рецепты  «терапии» экономического кризиса  очевиден. Профсоюзы предлагает провести всероссийскую конференцию по вопросам рынка труда с участием Правительства Российской Федерации, крупнейших российских компаний, лидеров профсоюзов, ведущих экспертов, обсудить меры по уменьшению безработицы, рассмотреть каждый дополнительный ответственный шаг, чтобы способствовать росту числа рабочих мест в стране и чтобы не принимать плохо обдуманных решений, даже с лучшими намерениями, особенно когда ресурсы столь ограничены. Именно поэтому необходимо разработать современные методики, которые позволили бы справиться с проблемой, не потратив слишком много денег. Станем обществом умных, свободных и ответственных людей, к чему призывает нас руководство страны, и вместо сумбурных действий будем проводить политику, подчинённую сугубо прагматичным целям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ деятельности  профкома СКП ОАО  «АВТОВАЗ» по социальной  защите трудящихся 

    2.1.  Характеристика профкома  СКП ОАО «АВТОВАЗ»  как субъекта социальной  работы 

       На  ОАО «АВТОВАЗ» создана первичная профсоюзная организация, которая является одним из главных субъектов социальной работы на предприятии.

       Сборочно-кузовное производство представляет собой крупный  автосборочный завод с собственными мощностями сварки, окраски и сборки автомобилей 14 базовых моделей и  целого ряда их модификаций. Ежесуточно с конвейерных линий в производстве сходят около 2800 готовых автомобилей.

       Структура Сборочно-кузовного производства состоит из 31 цеха, 76 участков, 732 производственных бригад, 22 отделов и 2 самостоятельных бюро.

       1 декабря 1966 года состоялось первое профсоюзное собрание трудового коллектива тогда еще только строящегося Волжского автозавода. Эта дата и стала днем рождения первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ». В то время профсоюз насчитывал 129 членов.

       На  сегодняшний день первичная профсоюзная организация ОАО «АВТОВАЗ» является одной из самых многочисленных профсоюзов в России.

       Основными документами, регламентирующими организационную  работу профсоюзов, является Закон  о профсоюзах РФ, Устав работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и Положение о первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ», где указаны основные цели и задачи первичной профсоюзной организации, права и обязанности членов профсоюза, структура профсоюзной организации, средства и имущество профсоюза, порядок прекращения профсоюза.

       Естественно эти документы не могут охватить все вопросы встречающиеся в  повседневной работе профсоюзной организации. Конкретные задачи и пути их решения  определяются постановлениями профсоюзных  конференций, решениями его исполнительного органа - профсоюзного комитета.

       Организационная структура профсоюзной организации, в том числе и  организационная  структура профкома СКП, которая  представлена в Приложении 1, строится по производственно-территориальному принципу и призвана максимально способствовать решению и исполнению всех задач, стоящих перед организацией.

       Сегодня структура управления профсоюзной  организации СКП такова: Высшим органом  является - профсоюзная конференция, которая созывается ежегодно, сроки  проведения определяются решением профсоюзного комитета ОАО «АВТОВАЗ». Конференция избирает сроком на 5 лет исполнительный орган - профсоюзный комитет. Количественный состав профсоюзного комитета за отчетный период составил 50 человек. Членами профсоюзного комитета являются председатели цеховых комитетов, заведующие отделов профкома, штатные работники профкома.

       На 29.01.2010 г. в СКП работает - 18.960 человек, из них 14.770 членов профсоюза, что составляет 78%.

       Численность членов профсоюза СКП и соответственно процент членства в профсоюзе представлен в таблице 2.1.

       Таблица 2.1.

    Численность членов профсоюза СКП и соответственно процент членства в профсоюзе

Год Численность работающих Численность членов профсоюза Процент членства
2005 23216 19049 82,1%
2006 23344 19113 81,3%
2007 22671

22о71

16573 77%

/ / "/О

2008 23085 17894 77,8%
2009 18960 14770 78%
 

       Основными целями Первичной профсоюзной организации  ОАО «АВТОВАЗ», согласно «Положения о первичной профсоюзной организации  ОАО «АВТОВАЗ»» являются представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза работников АСМ РФ, коллективных прав и интересов работников акционерного общества,  дочерних предприятий и членских организаций в случае наделения ее полномочиями на представительство в установленном действующим законодательством порядке, повышение уровня жизни членов Профсоюза - работников ОАО “АВТОВАЗ”.

       Главными  задачами профсоюзной организации  являются:

       -  сохранение  рабочих мест (занятости), повышение жизненного уровня  членов Профсоюза;

       - добиваться достойной оплаты труда в соответствии с рыночной стоимостью рабочей силы членов Профсоюза - работников акционерного общества, предприятия, учреждения и других организаций, входящих в состав Первичной профсоюзной организации ОАО "АВТОВАЗ";

       - защита интересов своих членов перед работодателем и лицами его представляющими в вопросах найма и увольнения,  режима труда и отдыха,  условий  оплаты труда и занятости,  установлении дополнительных льгот ветеранам и инвалидам, работавшим в коллективах акционерного общества, формирование и выдвижение по ним требований и участие в осуществлении соответствующих мероприятий по  их реализации;

       - обеспечение контроля за соблюдением  работодателем (работодателями) законодательства о труде и профсоюзах;

       - обеспечение контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды;

       - защита интересов членов Профсоюза  в решении вопросов по обеспечению  жилищных и социально-бытовых  условий;

       - осуществление прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством и нормативными документами по государственному социальному страхованию, организации медицинского страхования работников,  управление находящимися в ее ведении образовательными, культурно-просветительными, оздоровительными и спортивными учреждениями;

       - участие в организации санаторно-курортного лечения членов Профсоюза и членов их семей, дополнительного страхования членов Профсоюза на случай безработицы, потери трудоспособности, при утрате имущества и т.д.;

Информация о работе Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся