Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся в РФ на современном этапе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации;
- провести анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите трудящихся;
Объект исследования – профком СКП ОАО «АВТОВАЗ».

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию
социально-трудовых отношений в организации…………..…………………………6
1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ…………..………6
1.2. Деятельности профсоюзов России по социальной защите трудящихся
в условиях мирового экономического кризиса………………………..…………..13
2. Анализ деятельности профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по социальной защите
Трудящихся……………………………………………………………………...……….27
2.1. Характеристика профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» как субъекта социальной
работы……………………………………………………………………………….27
2.2. Деятельность профкома СКП ОАО «АВТОВАЗ» по охране труда
и заработной плате……………………………………………...…………………..31
Заключение…………………………………………………………...…………………..42
Библиографический список………………………

Работа состоит из  1 файл

роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся.doc

— 608.50 Кб (Скачать документ)

       О том, что ситуация остаётся сложной, можно судить и по официальным  статистическим данным. Сейчас на каждые 100 вакансий, заявленных работодателями в службы занятости, приходится 212 человек, официально ищущих работу, что в два с лишним раза больше по сравнению с 2009 годом18.

       Число людей, ищущих работу год и более, превысило 30% от общей численности  безработных, в сельской местности этот показатель ещё выше – более 40%19.

       РФ  угрожает застойная безработица, к  которой население уже не адаптируется за счёт сбережений. Значительная часть  трудоспособного населения может  выпасть из экономически активного  населения, то есть не иметь работы и не искать её. Длительная безработица затягивает: не занятого более двух лет человека очень сложно мотивировать на трудовую деятельность.

       Огромную  роль в этом сыграл профсоюзный мониторинг ситуации на предприятиях страны, который  ведётся уже более года. Благодаря систематической работе всех профсоюзных организаций: от первички до центральных комитетов отраслевых профсоюзов и ФНПР в целом – профсоюзы владеют оперативной информацией о реальной ситуации с увольнениями, заработной платой, соблюдением трудовых прав работников.

       Порой только благодаря профсоюзам власть получает информацию о действительном положении на конкретных предприятиях и территориях.

       Например, о долгах по заработной плате, которые  в ряде регионов были выше, чем говорила официальная статистика. Как показали проведённые проверки, некоторые «особо стеснительные» работодатели занижали или вообще не представляли данные о долговременной задолженности по заработной плате в органы Росстата. И теперь территориальные объединения организаций профсоюзов совместно с территориальными органами Росстата договариваются о совместных сверках данных по долгам по заработной плате.

       Результаты  мониторинга профсоюзов служат основой  для принятия оперативных управленческих решений.

       Профсоюзы обращаем внимание органов власти на «горячие точки», проблемные предприятия, в том числе в моногородах, по которым необходимо действовать, что называется, в режиме «ручного управления».

       Однако  российская государственная политика пока сосредоточена на задаче ослабления последствий кризиса. Мерам экономической политики, направленным на предотвращение таких кризисов в будущем, на решение других проблем российской экономики, внимания уделяется мало.

       Сегодня необходимо уточнять приоритеты с учётом прошедшего кризисного года:

       во-первых, вернуться к решению тех задач, на которые в период обострения кризиса тратилось недостаточно времени;

       во-вторых, кризис выявил ряд проблем, которые  раньше не принимались во внимание, но именно они во многом спровоцировали такое острое развитие ситуации, и необходимо выработать пакет мер, направленных на их устранение20.

       ФНПР  давно говорит о необходимости  модернизации российской экономики  и общества. Поэтому принципы новой  политической стратегии, изложенные в  статье Д.А. Медведева «Россия, вперёд!»  и его последнем послании Федеральному Собранию, ФНПР поддерживает.

       При этом задачи по модернизации экономики  и решению социальных проблем  не должны противопоставляться. Формирование новой модели для устойчивой экономики  выдвинуто в качестве одной из основных задач в «Питтсбургской декларации», принятой Глобальными профсоюзами к Саммиту лидеров «большой двадцатки» в сентябре текущего года.

       Профсоюзы России должны активно включиться в  реализацию стратегии модернизации страны с тем, чтобы повлиять на выбор  социально-экономической политики.

       Наряду  с поддержкой социально уязвимых слоёв населения профсоюзам необходимо уделить самое пристальное внимание решению задачи номер один – ликвидации экономической бедности.

       Работающий  человек должен быть самодостаточным: чем справедливее и достойнее будет оценён труд, тем меньше будет нагрузка на бюджет. В принципе это экономический нонсенс, когда человек, работающий полный рабочий день, попадает в малообеспеченные категории населения, которые нуждаются в социальной поддержке.

       Важнейшим кризисным фактором стало десятилетие  перед кризисом, когда рост заработной платы в мире замедлился. Годы стагнации  зарплаты в сочетании с растущим неравенством привели к тому, что  единственным способом для домохозяйств расширить своё потребление стал заём денег. Об этом говорится в Глобальном докладе Международной организации труда о заработной плате за 2009 г21.

       То, что заработная плата не выполняет  свою воспроизводственную функцию, является причиной снижения экономической  эффективности воспроизводства общественного капитала и имеет своим результатом ухудшение здоровья и низкую продолжительность жизни, сокращение периода полноценной трудоспособности, скептическое отношение молодёжи к добросовестному труду.

       Чтобы преодолеть остающееся расхождение  между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом, председатель нашего правительства В.В. Путин на заседании Государственной Думы 8 мая 2008 года предложил в последующие годы предусматривать индексацию минимального размера оплаты труда с превышением прогнозируемого размера инфляции. Профсоюзы России поддержали такой механизм индексации минимального размера оплаты труда.

       Отказ от корректировки минимального размера  оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни идёт вразрез  с обязательствами Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008–2010 годы. Любые попытки уменьшить заработную плату (для поддержания конкурентоспособности или из соображений ложной экономии) провоцируют дальнейшее отставание по производительности труда, консервацию неэффективной занятости, углубление спада в реальном секторе экономики, потребительском сегменте и усугубляют проблемы воспроизводства трудового потенциала страны22.

       Федерация Независимых Профсоюзов России считает  необходимым вернуться к вопросу  о корректировке минимального размера  оплаты труда и приняла решение  об установлении минимального размера  оплаты труда с 1 января 2010 года на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека в IV квартале 2008 года (5086 руб.).

       Одним из опорных элементов антикризисного плана, реализуемого в 2009 году, стали  региональные программы, предусматривающие  комплекс дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда в субъектах Российской Федерации. Профсоюзы, совместно с социальными партнёрами, принимали активное участие в их разработке, добивались выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

       Ход выполнения этих программ, их корректировка регулярно рассматриваются на заседаниях региональных трёхсторонних комиссий.

       Но  региональные программы содействия занятости населения (в текущем  формате) позволяют лишь временно сгладить сокращение занятости в конкретных регионах и городах. При этом качество занятости существенно снижается: общественные работы, как правило, не требуют квалификации.

       Таким образом, поддерживается уровень «серенького» существования, где никто не погибает, но никто и не выигрывает. Региональные программы были продолжены в 2010 году.

       Экономический рост не привел моментально к снижению безработицы, поскольку вначале  рассасывалась скрытая безработица; кроме того, и технологическое  обновление на предприятиях привило  к сокращению рабочих мест. Однако для профсоюзов имеет значение качество создаваемых рабочих мест.

       Ориентиром  в сохранении и расширении занятости  должен стать Глобальный пакт о рабочих  местах, принятый Международной организацией труда в июне 2009 г. Договор ориентирует  социальных партнёров действовать  совместно, с тем чтобы общими усилиями преодолевать глобальный кризис занятости с помощью политики, основанной на Программе МОТ достойного труда.

       Все три представителя Российской Федерации: от трудящихся, от работодателей, от правительства  – проголосовали за Глобальный пакт на Международной конференции труда. Но кроме голосования необходимо и руководствоваться им в своей  повседневной социально-экономической практике.

       Расширение  нестандартных форм труда и дерегулирование  рынков труда не являются ответом  на вопрос, как обеспечить модернизацию экономики страны. Мобильность и  эффективность рынков труда не должна достигаться любым путём, включая  отказ от стандартных трудовых отношений, эрозии основополагающих прав трудящихся и значительного снижения уровня благосостояния.

       Профсоюзы заинтересованы в создании высокотехнологичных, достойных и квалифицированных  рабочих мест. Поэтому они готовы поддерживать меры по инновационному развитию российской экономики. Причём инновации должны включать не только новые технологии, но и инвестиции в социальную инфраструктуру, формирование общенациональной системы профессионального развития работников, развитие институтов социального партнёрства.

       Переход к социальной защите работника в  формате обязательного страхования (как наиболее адекватному рыночным отношениям механизму) подтвердил обоснованность позиции и действий ФНПР, последовательно  добивавшейся отмены единого социального налога и возвращения к страховым взносам.

       Профсоюзы заинтересованы в решении задач  по обеспечению полноты сбора  страховых взносов, т.к. это связано  с выполнением фондами страховых  обязательств перед работниками.

       Установленный новыми законами переход от ЕСН к страховым взносам связан и с другими новациями.

       При разграничении «страховых» и  «нестраховых» видов обязательного  социального страхования оплата путёвок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей отнесена к «нестраховым» расходам и выведена из перечня видов страхового обеспечения, что в принципе неправильно. Но социальные партнёры, работодатели, посчитали, что это нестраховые расходы, и время покажет, что это неверно.

       В бюджете Фонда социального страхования  РФ на 2010 год средства на эти цели не предусматриваются. Государство взяло на себя обязанности и ответственность за финансовое и организационное обеспечение отдыха и оздоровления детей.

       По  новой схеме, которая разрабатывалась  без привлечения и учёта мнения социальных партнёров, полномочия по решению этих задач закрепляются за субъектами Российской Федерации. При этом предусмотрено увеличение доходной базы региональных бюджетов за счёт повышения акцизов на табак и алкоголь: чем больше будет пьющих и курящих, тем выше будут возможности для обеспечения детского отдыха. Как это корреспондируется с общим курсом на здоровый образ жизни – вопрос риторический.

       Расчётные средства консолидированного бюджета  на 2010 год на детское оздоровление планируются в тех же объёмах, которые Фонд социального страхования РФ расходовал в 2009 году. Несмотря на то, что Минздравсоцразвития России ещё 29 сентября 2009 г. направило исполнительным органам власти субъектов Федерации разъяснения и рекомендации о новом механизме обеспечения детского отдыха и оздоровления, необходимости сохранения в бюджетах объёмов ассигнований на эти цели на уровне не ниже 2009 г. и своевременного формирования нормативной базы, на местах работа в этом направлении двигается крайне медленно.

       В этой ситуации задача профсоюзов – установить постоянный профсоюзный контроль за подготовительной работой в регионах с тем, чтобы не допустить срыва в организации детской оздоровительной кампании. Нельзя ждать и надеяться, что появятся возможности вернуться к старой схеме. Этого не будет. Надо решать вопросы на местах, рассматривать их на трёхсторонних комиссиях, предлагать конкретные схемы и механизмы с тем, чтобы бюджетные средства в 2010 г. на компенсацию стоимости путёвок на оздоровление детей, во-первых, замещали средства Фонда социального страхования, а во-вторых, дошли до работников предприятий и организаций в объёмах не ниже уровня 2009 года.

       Одной из важнейших задач ФНПР, членских организаций является восстановление влияния профсоюзов в системе  социального страхования. Следует анализировать и выявлять нерешённые проблемы, направлять в органы законодательной и исполнительной власти предложения по формированию нормативной правовой базы и тарифной политики социального страхования, установлению правового статуса и организации деятельности внебюджетных социальных фондов, созданию профессиональных пенсионных систем, обеспечению автономности фондов от решения бюджетных задач, вносить предложения по обеспечению паритетного участия социальных партнёров в управлении и контроле за расходованием страховых средств, добиваться ратификации 102-й Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейской социальной хартии в полном объёме, замещения утраченного заработка работника не ниже норм, определённых конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.

Информация о работе Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся