Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:31, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации.
Задачами выпускной квалификационной дипломной работы являются:
1) рассмотрение сущности товарооборота;
2) изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
3) рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
4) изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
Товарооборот общественного
Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам) [21, с.141].
Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Согласно определению, данному постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст "Товарная структура товарооборота": структурой товарооборота является соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах [24, с.126].
С ростом реальных доходов в условиях
насыщенного рынка в объеме розничного
товарооборота повышается доля непродовольственных
товаров, сближается структура покупок
городского и сельского населения,
увеличивается продажа
Кратко структуру
В структуре непродовольственных товаров различают следующие ассортиментные группы: ткани, одежда, белье, головные уборы и меха, трикотажные и чулочно-носочные изделия, обувь, хозяйственное мыло, синтетические моющие средства, туалетное мыло и парфюмерия, галантерея и нитки, табачные изделия, спички, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, и другие непродовольственные товары [19, с.142-143].
В заключение вопроса можно сделать следующие выводы:
- розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды;
- социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности;
- розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы;
- состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж;
- ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой;
- розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров.
1.2 Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие товарооборота торговой организации
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы [4, с.306].
Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота (Приложение А, рисунок 1).
Анализ внешней среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного окружения. Это позволяет оценить стратегические условия, созданные внешней средой, возможности и угрозы. Как известно, степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные предприятия зависит от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Розничная торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.
По результатам опросов
специалистов розничной торговли сегодня
на деятельность предприятий розничной
торговли значительное влияние оказывают
факторы научно-технического и экономического
характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые
могут быть с одной стороны
потенциальными носителями угроз для
них, а с другой - могут открывать
новые возможности для
Изучая различные компоненты макроокружения, важно иметь виду, что все они сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственной взаимосвязи. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.
По мнению большинства
исследователей, степень взаимодействия
предприятия с элементами внешней
среды и с непосредственным окружением
различна. С непосредственным окружением
оно взаимодействует через
Данные факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
При анализе розничного товарооборота
исследуются закономерности его
развития на душу населения. Сравнивают
фактический объем
В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
- с обеспечением товарными ресурсами;
- эффективностью использования трудовых ресурсов;
- эффективностью использования основных средств.
Указанные факторы в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.
Факторы, связанные с обеспечением
товарными ресурсами, влияют на объем
розничного товарооборота через
изменение величин запасов
Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.
Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда (28, с. 75)
Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [18, с.51].
Производительность труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.
К факторам, связанным с
использованием основных фондов, относятся:
количество магазинов, средняя торговая
площадь одного магазина, товарооборот
на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача,
среднегодовая стоимость
Все факторы, под влиянием
которых развивается
Такие экстенсивные факторы,
как покупательные фонды
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.
Основные задачи анализа розничного товарооборота:
- проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);
- разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия [15, с.51].
Оценка достигнутых
Изучение развития розничного
товарооборота ведется с
Экономический анализ внутренних факторов розничного товарооборота включает в себя:
- анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота;
- анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов;
- анализ поступления товаров;
- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;
- анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов;
- анализ влияния оборотных
средств на уровень товарооборота;
- анализ влияния материально-технической базы на уровень товарооборота;
- анализ влияния основных средств на уровень товарооборота;
Рассмотрим данные направления более подробно.
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.
Для определения равномерности
развития розничного товарооборота
целесообразно также составить
графики выполнения плана по месяцам
исчислить и проанализировать коэффициенты
ритмичности и равномерности
выполнения плана реализации товаров.
Коэффициент ритмичности