Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:31, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации.
Задачами выпускной квалификационной дипломной работы являются:
1) рассмотрение сущности товарооборота;
2) изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
3) рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
4) изучение методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
Замедление времени обращения
товаров требует
Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:
где Тдн - товарооборачиваемость в днях;
Д - количество дней анализируемого периода (год - 360 дней, квартал - 90 и месяц - 30 дней);
Р - розничный товарооборот за изучаемый период;
Рдн - среднедневной объем розничного товарооборота.
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующим формулам:
где Toб - товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).
Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости проводят не только в целом по торговой организации, но и в разрезе отдельных товарных групп и товаров [13, с.50-51].
Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговой организации складывается под воздействием двух факторов:
- изменения структуры розничного товарооборота;
- изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.
В связи с тем что каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное влияние на время обращения товаров по торговой организации в целом. Влияние факторов на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел.
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждой организации, а внутри их - по структурным подразделениям (отделам и секциям магазина, его филиалам).
На практике нередки случаи, когда на. торговых предприятиях большая часть товаров находится в подсобных складских помещениях, что ведет к замедлению товарооборачиваемости, образованию залежалых и неходовых товаров. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым предприятиям, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.д. [13, с.59]
Анализ обеспеченности и
эффективности использования
В розничной торговле производительность
труда в стоимостном выражении
характеризуется выработкой (суммой
товарооборота) на одного торгового
работника и выработкой на одного
торгово-оперативного работника. Применив
прием абсолютных разниц, можно количественно
измерить влияние изменения
Выработка работников торговли в стоимостном выражении во многом зависит от изменения розничных цен на товары. Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к фактическому товарообороту за отчетный год в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.
Приемы элиминирования (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц) имеют один существенный недостаток: при значительных отклонениях фактических данных от базисных результаты расчетов во многом зависят от последовательности подстановок. В связи с этим при больших отклонениях от плана или в динамике по анализируемым показателям целесообразно применять интегральный метод, который обеспечивает большую репрезентативность расчетов. Если на результатный показатель оказали влияние два фактора количественный (X) и качественный (Y), то их влияние можно измерить методом интегрирования по следующим формулам:
где ΔXF - изменение результативного показателя за счет изменения фактора X;
ΔYF - изменение результативного показателя за счет изменения фактора Y;
ΔХ и ΔУ - отклонение фактических данных отчетного периода от базисных (плановых или фактических за прошлый период) по изучаемым факторам;
Х0 и Y0 - базисные значения факторов Х и Y.
Приемом абсолютных разниц
или приемом цепных подстановок
можно измерить влияние трудовых
факторов на выполнение плана и динамику
товарооборота отдельных
Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда можно определить влияние на выполнение плана и динамику розничного товарооборота четырех трудовых факторов:
- среднесписочной численности торговых работников;
- среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год;
- средней продолжительности рабочего дня;
- среднечасовой выработки на одного торгового работника.
Анализ влияния материально-
Основным показателем, показывающим степень влияния основных фондов на развитие товарооборота, является фондоотдача основных фондов, которая рассчитывается по следующей формуле:
где ФО - фондоотдача основных
фондов;
ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов;
Т - розничный товарооборот.
С последующим факторным анализом:
Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы также рассчитываются следующие показатели:
- доля активной части основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень данного предприятия;
- коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступивших средств за года (или за более длительный период) к их остатку на конец года;
- коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на начало года;
- коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;
- показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;
Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления. Одним из условий достижения рыночного равновесия, обеспечения соответствия между объемом и структурой спроса и предложения на потребительские товары является изучение спроса. Однако статистических отчетных данных о движении спроса не ведется. Кроме того, непредсказуемость, подвижность и изменчивость спроса предопределяют невозможность его планирования не только по структуре, но и по объему. Предугадать формирование и развитие потребностей населения, поведение спроса, выработать количественные и качественные его характеристики возможно на основе вероятностной оценки или прогнозирования.
Прогнозирование спроса представляет
собой поэтапный процесс
Для целей прогнозирования спроса используются: метод экспертных оценок, экстраполяция, нормативный, балансовый методы, экономико-математическое моделирование, маркетинговые исследования [16, с.163].
Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний и интуиции специалистов, имеющих высокий уровень квалификации по специальности, профессиональный и научный опыт. Мнения экспертов обобщаются, строятся логические заключения о прогнозируемом спросе, выбирается оптимальное решение. Данные методы являются вспомогательными как дополнения к другим методам.
Экстраполяция предполагает
изучение тенденций и закономерностей
развития величины и структуры спроса
и построение на их основе прогноза
с учетом специфики влияния отдельных
факторов в предстоящем периоде.
К данной группе методов относятся
расчеты коэффициента эластичности,
показывающего процентное изменение
спроса на определенную группу товаров
при изменении значения влияющего
фактора на 1% (цены, дохода, численности
и т.д.). Применение данных методов
актуально для целей
Использование нормативного метода при изучении и прогнозировании спроса предполагает учет физиологических норм потребления, научно обоснованных рациональных норм, определение сроков их достижения. Сложность применения метода заключается в разработке норм, их объективной обоснованности.
Для уравновешивания источников образования денежных доходов и направлений их расходования, в том числе и на покупку товаров и оплату услуг, используется балансовый метод.
Экономико-математическое моделирование
основано на применении трендовых, корреляционно-регрессионных,
оптимизационных моделей, позволяющих
установить зависимость развития спроса
от влияния одного или нескольких
факторов (среднедушевой доход, цена,
численность населения, размер семьи,
среднедушевое потребление
Для изучения неудовлетворенного спроса, структурных изменений, сезонности проявлений спроса используются результаты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальных наблюдений за спросом, т.е. проводятся Маркетинговые исследования.