Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Волжский государственный инженерно -
педагогический университет
Кафедра:
«Экономика организации»
Курсовая работа
по дисциплине Экономическая теория
тема: «Рынок
и конкуренция в России»
Выполнил: студент ППИ
1 курса, гр. ПЗ-09-2
Овчинникова Г.В.
Проверил: преподаватель
Романовская
Е.В.
г. Н.Новгород
2009 год
Содержание
Введение 3
Влияние рынка на цену 9
Концентрация рынка и ее оценка 10
Основные модели рынка 16
Виды конкуренции 20
Условия возникновения конкуренции 22
Функции конкуренции 23
Экономический закон конкуренции 25
России 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Рыночные
отношения характеризуют особый
тип организации народного
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно
эти команды относятся к
В
то время как определенный порядок
в рыночной экономике устанавливается
сам собой, без вмешательства
извне, административно-командная
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под
экономической конкуренцией понимают
соревнование экономических субъектов
на рынке за предпочтение потребителей
в целях получения наибольшей
прибыли. Конкуренция является необходимым
и важнейшим элементом
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция,
хотя и связана с определёнными
издержками (усиливает социально-
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.
Целями данной курсовой работы являются:
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.
В данной курсовой работе представлены три главы. В первой главе описывается понятие «рынок», его характерные черты. Определяется влияние рынка на цену.
Во второй главе будет приведена классификация конкуренции, и дана краткая характеристика ее видов.
В третьей главе курсовой работы я уделю внимание развитию конкурентоспособности в современной России, рассмотрю причины монополии отдельных отраслей экономики, а также действующее законодательство и программы развития конкуренции в Российской Федерации.
И,
наконец, в заключение я подведу итоги
и сделаю выводы.
Рынок — это группа покупателей и продавцов определенного товара или услуги. Покупатели как группа определяют спрос на товар, а продавцы как группа — предложение товара.
Возникновение
рынка непосредственно связано
с появлением общественного разделения
труда. Уже на заре цивилизации произошло
крупное разделение труда между
земледельческими и скотоводческими
племенами. Все усиливающееся разделение
труда, его дифференциация и специализация
в конечном итоге привели не только
к повышению производительности
и эффективности общественного
производства, но и к неизбежности
обмена продуктами этого труда. Постепенно
такой обмен расширялся и совершенствовался
от случайного обмена продуктами труда
первобытных племен до современного
рынка, где в качестве всеобщего
эквивалента стоимости
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Исторически
рынок формировался постепенно и
первоначально был связан с розничной
торговлей продуктами и некоторыми
товарами хозяйственного обихода. Для
такой торговли отводились специальные
места на площадях и оживленных улицах
населенных пунктов. Рынок подобного
рода часто называют базаром, и в
этом виде он сохранился и до наших
дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок"
приобрело более широкое
Наиболее организованными являются рынки товаров, пользующихся всеобщим спросом, поддающихся точной спецификации, перевозке на далекие расстояния и т.п. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими районами кирпичного завода, в то время как рынок драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также хлопка, зерна, металлоизделий будет охватывать территорию всей страны и даже других государств. Особое значение среди организованных рынков имеют рынки ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных, известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпускаемые правительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохода по ним. По образцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро, платина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперь могут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используются.
К менее организованным относятся рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц, например, продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узколокальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но, тем не менее, и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.
Существуют,
по меньшей мере, четыре признаков
рынка, отличающих его от других типов
организации экономической
Подлинный
рынок предполагает свободный доступ
в него и свободный выход из
него, поэтому число участников рынка
ничем не ограничивается. Более того,
чем больше таких участников, тем
заметнее проявляются рыночные законы.
Вступление в рынок и участие
в нем можно осуществить
Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.