Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы
Рынок,
должен обеспечить, в принципе, равные
шансы для всех его участников.
Поэтому признается право каждого
на полную информированность о
На
свободном рынке исключаются
какие-либо привилегии для каких-либо
групп продавцов, связанные, например,
с торговыми марками и иными
характеристиками товаров. Все товары
считаются абсолютно
Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарактеризовали пятью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается - порой значительно - от рынка реального.
Как видно из вышесказанного, формы рынка могут быть многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рынках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работники помогают им установить цены и оформить продажи.
Гораздо
чаще рынки хаотичны. Рассмотрим рынок
мороженого в определенном городе.
Никто не в силах предсказать,
когда именно покупателю захочется
полакомиться мороженым, а его продавцов
можно встретить в самых
Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют группы покупателей и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть несколько продавцов, у которых он имеет возможность выбрать определенный сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его товар почти не отличается от продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество проданного мороженого определяется не одним покупателем или продавцом. Как раз наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке покупателями и продавцами. Делаем вывод: рынок мороженого высококонкурентный.
В
современной экономике
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Однако такое определение конкуренции господствовало далеко не всегда. Такое понимание категории «конкуренция» возникло в связи с развитием теории морфологии рынка.
Итак,
рассмотрение категории «конкуренция»
представляет интерес, прежде всего
потому, что само отношение к содержанию
термина «конкуренция» в
Влияние рынка на цену.
Есть
разные типы рынков: рынок чистой конкуренции,
рынок монополистической
В
условиях рынка чистой конкуренции,
когда реализуется однородный за
качеством товар (цемент определенной
марки, пшеница определенного сорта),
цена полностью зависит от соотношения
спроса и предложения. Колебания
в размере цен очень
В
условиях рынка монополистической
конкуренции существует много вариантов
цен на товары, которые удовлетворяют
определенную потребность потребителя.
Например, покупателю предлагается 400
видов зубной пасты. Здесь продавец
может влиять на цены, а покупатель,
имея широкий выбор товаров, готовый
платить за товары разные цены. Для
того чтобы понять такое поведение
покупателя, надо выяснить сущность названия
рынка "монополистическая
Не так давно на мировом рынке поднимался вопрос, кто имеет право пользоваться известными названиями "Шампанское", "Коньяк" и т.п. Речь шла о том, что такое право может принадлежать не всем производителям, а только производителям той страны, где началось изготовления этих напитков.
В условиях олигопольного рынка, когда существует небольшое количество продавцов, цена товара в основном зависит от действий конкурентов. Продавец должен четко реагировать на них. Возможности увеличения или уменьшения цен ограниченные.
И, в конце концов, в условиях рынка чистой монополии, где существует один продавец, цена регулируется монополистом. Однако на таком рынке на цену может влиять государственное регулирование.
Концентрация рынка и ее оценка
В развитой рыночной экономике выделяют два вида группирования фирм:
Предпринимательские группы образовываются путем установления имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования может быть вертикальной или горизонтальной.
Вертикальная интеграция встречается чаще и происходит при объединении фирм, находящихся на разных стадиях некоторого единого технологического процесса. По сути, она представляет собой межотраслевую концентрацию и централизацию производства. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам.
Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба производства и управления.
Целью
создания предпринимательских групп
является осуществление более
Для оценки рыночной концентрации и степени контроля рынка крупными фирмами используется несколько методов:
Структура и функции рынка
По
своей структуре рынок
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цен. Таким образом, покупатель своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.
Создается
впечатление, что рыночный механизм
функционирует почти
Теперь
рассмотрим, как функционирует рынок
и чем он отличается от других форм
организации экономической
Рассмотрим теперь, каким образом удовлетворяется спрос в рыночной экономике, а для сравнения покажем, как это осуществляется в знакомой нам плановой экономике.
Перед экономикой любой страны, стоит главная задача: учитывая ограниченный запас ресурсов, необходимо их распределить так, чтобы получить наилучший результат.
В этих целях надо: разработать производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров нужно произвести; распределить ресурсы между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует распределить наиболее целесообразным образом между потребителями.
В
плановой экономике эти задачи решаются
с помощью директив, принятых "наверху".
Для этого составляется государственный
план, где предусматривается, какие
товары и услуги следует произвести.
Соответственно плану распределяются
ресурсы между предприятиями, планируются
взаимные поставки комплектующих изделий
и материалов, необходимых для
выпуска запланированных