Рынок и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

Содержание

Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 71.67 Кб (Скачать документ)

    Рынок, должен обеспечить, в принципе, равные шансы для всех его участников. Поэтому признается право каждого  на полную информированность о предложении  и спросе, о ценах, спецификации товаров  и др. Это позволяет каждому  участнику сделать; наилучший выбор  среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности  приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности  сталкивается с еще большими трудностями.

    На  свободном рынке исключаются  какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными  характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых  рынках, прекрасно разбираются в  достоинствах товаров тех, или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.

    Важно всегда помнить, что рынок, который  мы охарактеризовали пятью основными  признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции  и потенциально одинаковых шансах для  всех продавцов и покупателей, и  отличается - порой значительно - от рынка реального.

    Как видно из вышесказанного, формы рынка могут быть многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рынках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работники помогают им установить цены и оформить продажи.

    Гораздо чаще рынки хаотичны. Рассмотрим рынок  мороженого в определенном городе. Никто не в силах предсказать, когда именно покупателю захочется  полакомиться мороженым, а его продавцов  можно встретить в самых неожиданных  местах, да и предлагают они несколько  отличающиеся продукты. Отсутствует  аукционист, который называет цены на мороженое. Каждый продавец вывешивает свой прейскурант на мороженое, а  каждый покупатель самостоятельно решает, какое количество стаканчиков или  пачек мороженого он приобретет в  магазине.

    Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют группы покупателей  и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть несколько продавцов, у которых он имеет возможность  выбрать определенный сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его  товар почти не отличается от продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество проданного мороженого определяется не одним покупателем  или продавцом. Как раз наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке покупателями и продавцами. Делаем вывод: рынок мороженого высококонкурентный.

    В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются  редко — это скорее идеал, к  которому можно стремиться, чем реальная действительность. Когда вы покупаете  автомобиль от «Форда» или «Тойоты», гамбургеры от «Макдональдс», вы имеете дело с фирмами достаточно большими, чтобы влиять на рыночную цену. В  самом деле, многие рынки в современной  экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. И получается, что мир, в котором мы живем, - мир несовершенной  конкуренции. Несмотря на это, категория  «конкуренция» - является ключевой категорией рыночных отношений.

    В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Однако такое определение  конкуренции господствовало далеко не всегда. Такое понимание категории  «конкуренция» возникло в связи  с развитием теории морфологии рынка.

    Итак, рассмотрение категории «конкуренция»  представляет интерес, прежде всего  потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпел  кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение важно и актуально.

 

    

    Влияние рынка на цену.

    Есть  разные типы рынков: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигопольный рынок. Ценовая политика продавца во многом зависит от типа рынка.

    В условиях рынка чистой конкуренции, когда реализуется однородный за качеством товар (цемент определенной марки, пшеница определенного сорта), цена полностью зависит от соотношения  спроса и предложения. Колебания  в размере цен очень незначительно. Продавец не может маневрировать  ценами (ни повышать, ни снижать). Специальная  ценовая стратегия, в сущности, не нужна.

    В условиях рынка монополистической  конкуренции существует много вариантов  цен на товары, которые удовлетворяют  определенную потребность потребителя. Например, покупателю предлагается 400 видов зубной пасты. Здесь продавец может влиять на цены, а покупатель, имея широкий выбор товаров, готовый  платить за товары разные цены. Для  того чтобы понять такое поведение  покупателя, надо выяснить сущность названия рынка "монополистическая конкуренция". В нашем примере речь идет о  купле зубной пасты. Каждая зубная паста, хотя и удовлетворяет одну потребность (чистка зубов), имеет определенные отличия. Безусловно, большое значение имеет то, какая фирма вырабатывает эту пасту. Тем не менее, важное значение имеют и лечебные свойства зубной пасты, некоторые компоненты, которые входят в ее состава и т.п. В большинстве случаев зубная паста имеет определенное название, которым пользуется только этот производитель. Некоторые виды зубной пасты пользуются значительным спросом через высокое качество, упроченные привычки, авторитет фирмы и т.п. Такая зубная паста для ее производителя является монопольным товаром. Эта монополия переходит на рынок, который дает предпринимателю-монополисту возможность повышать цену на товар.

    Не  так давно на мировом рынке  поднимался вопрос, кто имеет право  пользоваться известными названиями "Шампанское", "Коньяк" и т.п. Речь шла о  том, что такое право может  принадлежать не всем производителям, а только производителям той страны, где началось изготовления этих напитков.

    В условиях олигопольного рынка, когда  существует небольшое количество продавцов, цена товара в основном зависит от действий конкурентов. Продавец должен четко реагировать на них. Возможности  увеличения или уменьшения цен ограниченные.

    И, в конце концов, в условиях рынка  чистой монополии, где существует один продавец, цена регулируется монополистом. Однако на таком рынке на цену может  влиять государственное регулирование.

 

     

    Концентрация  рынка и ее оценка

    В развитой рыночной экономике выделяют два вида группирования фирм:

  1. предпринимательское группирование ряда мелких и средних фирм вокруг крупной;
  2. олигополистическое группирование, представляющее собой объединение крупных фирм олигополистов.

    Предпринимательские группы образовываются путем установления имущественных и контрактных  отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими  и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования  может быть вертикальной или горизонтальной.

    Вертикальная  интеграция встречается чаще и происходит при объединении фирм, находящихся  на разных стадиях некоторого единого  технологического процесса. По сути, она  представляет собой межотраслевую  концентрацию и централизацию производства. Вертикальная интеграция позволяет  снизить издержки, поскольку продукт  переходит из одной стадии воспроизводства  в другую, минуя рынок: расчет между  подразделениями ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам.

    Горизонтальная  интеграция наблюдается при объединении  фирм, выпускающих однотипную продукцию  или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба производства и управления.

    Целью создания предпринимательских групп  является осуществление более эффективного контроля над производством и  сбытом продукции из единого центра. Однако экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что превышение оптимального размера предприятия  ведет к значительным экономическим  потерям. В связи с этим многие крупные компании в последние  десятилетия постоянно увеличивали  долю внешних поставщиков, что предотвращало  появление отрицательного эффекта  масштаба, сокращало издержки по адаптации  к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем развитие сети поставщиков  усиливает ненадежность поставок и  увеличивает вероятность ухудшения  качества. Организация предпринимательской  группы во многом способствует преодолению  этих недостатков. Основными путями образования предпринимательских  групп являются:

  1. деление фирмы на несколько самостоятельных компаний;
  2. отделение какого-либо подразделения от материнской компании;
  3. объединения фирм, во главе которых становится финансирующий и координирующий их деятельность банк;
  4. контракты об управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров;
  5. слияние и поглощение компаний.

    Для оценки рыночной концентрации и степени  контроля рынка крупными фирмами  используется несколько методов:

  1. Определение размера чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями, так как предполагается, что норма или масса прибыли в отрасли напрямую зависят от степени рыночной концентрации. Недостатки этого метода связаны с ненадежностью статистики прибылей, завышением фирмами издержек, применением различных схем амортизации и списания убытков.
  2. В связи с тем, что монополистическая власть и концентрация могут приводить к ценам, превышающим предельные и средние издержки производства, одним из возможных методов ее оценки является определение степени превышения рыночными Ценами предельных или средних издержек. В этих целях рассчитывается индекс Лернера, позволяющий определить отношение разности между ценой и издержками к цене.

 

 

    Структура и функции рынка

    По  своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или  отношений между производителями  и потребителями, при котором  обмен товаров происходит с помощью  денег, и, следовательно, регулятором  экономических отношений выступают  здесь цены. Хотя обмен товаров  происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок  приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая  на рынке труда.

    В рыночном хозяйстве все имеет  свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются  в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует  повышением цен. Таким образом, покупатель своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.

    Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование  здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу  определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры  рынка. Поэтому, если его расчет оказывается  неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к  установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры  на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое  в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы  постоянно повторяются.

    Теперь  рассмотрим, как функционирует рынок  и чем он отличается от других форм организации экономической деятельности. Для этого выберем простейшую модель его структуры, в которой  не учитываются внешнеэкономическая  торговля и финансовая деятельность, а анализируется лишь взаимодействие между производством и потребителем. Поскольку производство существует для потребителей, то именно спрос  определяет объем производства и  потребительские качества товаров. Нередко поэтому говорят, что  на рынке приоритет принадлежит  потребителю, хотя предложение также  влияет на спрос, но именно последний  служит исходной основой и движущей силой для развития производства.

    Рассмотрим  теперь, каким образом удовлетворяется  спрос в рыночной экономике, а  для сравнения покажем, как это  осуществляется в знакомой нам плановой экономике.

    Перед экономикой любой страны, стоит главная  задача: учитывая ограниченный запас  ресурсов, необходимо их распределить так, чтобы получить наилучший результат.

    В этих целях надо: разработать производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров  нужно произвести; распределить ресурсы  между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует распределить наиболее целесообразным образом между потребителями.

    В плановой экономике эти задачи решаются с помощью директив, принятых "наверху". Для этого составляется государственный  план, где предусматривается, какие  товары и услуги следует произвести. Соответственно плану распределяются ресурсы между предприятиями, планируются  взаимные поставки комплектующих изделий  и материалов, необходимых для  выпуска запланированных товаров. Директивами "сверху" предусматривается  также распределение товаров  между потребителями. На первый взгляд такое централизованное планирование и управление хозяйством имеет безусловные  преимущества перед свободным рынком, где эти задачи решаются с помощью  механизма цен. Бесспорно, что при  отсутствии какого-либо планирования в условиях рынка могут возникнуть диспропорции. Поэтому критики рыночной экономики нередко заявляют, что  она приводит к хаосу и дезорганизации хозяйственной жизни. Именно для  ликвидации подобного рода негативных последствий во всех социалистических теориях выдвигается централизованное управление и планирование со стороны  государства.

Информация о работе Рынок и конкуренция в России