Рынок и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

Содержание

Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 71.67 Кб (Скачать документ)

    В процессе конкуренции существуют стойкие  важные причинно-следственные связи, которые  свидетельствуют о том, что это  явление не случайное, а имеет  силу объективного экономического закона.

    Процессом-причиной этого закона есть то, что в условиях существования многих хозяйственных  субъектов, которые действуют независимо друг от друга, каждого из них стремится  реализовать свой экономический  интерес - получить доход (прибыль) при  существовании разных затрат производства и отличий потребительских стоимостей, которые создаются.

    Эта причина действует в условиях рыночной экономики, которая не может создать единые для всех производителей и продавцов условия реализации, так как действует закон стоимости, и потребители избирают только то, что отвечает их интересам. Итак, объективно существует разногласие между возможностями производства товаров и услуг и возможностями их реализации.

    Разногласие, которое возникает в условиях рыночной экономики, решается через  конкуренцию. Сущность ее состоит в  стремлении производителя удовлетворить  собственный интерес. Итак, разногласие  одолевается конкуренцией, которая  есть процессом-следствием соответствующего экономического закона.

    Формами проявления экономического закона конкуренции  есть борьба за выживание, получения  места на рынке, привлечения внимания потребителей к своей продукции. Формами этой борьбы есть усовершенствования производства благодаря достижениям  научно-технического прогресса, снижению затрат производства и достижению высокой  нормы прибыли.

    Участники конкуренции знают, что только применения эффективной техники и технологии даст им возможность успешно выживать, иметь хозяйственные успехи. Игнорирования  технического прогресса неизбежно  приводит к банкротству.

    Конкуренция как один из важных элементов функционирования рыночного механизма саморегулирования  возможная только при условии, когда  большая часть товаропроизводителей - предприятий, организаций, граждан - имеет  свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. В условиях действия экономического закона конкуренции  возникает коммерческая тайна. Она  может касаться производственных, торговых и финансовых операций на предприятиях. Товаропроизводители стремятся  припрятать от конкурентов все то, что дает им возможность вырабатывать товары повышенного спроса и получать за это высокие прибыли.

 

    

    1. Конкуренция и монополизм в  условиях рынка Современной  России.

    Процессы  монополизма свойственны любой  экономике, в которой действуют  законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами  могут оказаться даже небольшие  предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание  роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании  с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

    Насаждение  монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса  головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего  финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату  производителей. Он ещё тормозит внедрение  научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность  на мировом рынке.

    Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных  органов.

    Этот  вид государственной монополии  ограждает государственные предприятия  от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

    Монопольная цена - это не основное негативное последствие  монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо  глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления  своей продукции, гарантируя себе тем  самым рынок сбыта, получение  прибыли в дальнейшем. Хотя такой  рынок деформирован, а прибыль  носит инфляционный характер - монополиста  это мало интересует. Деформированный  рынок товаров и услуг автоматически  деформирует рынок инвестиций и  денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.

    Отечественные экономисты даже считают, что уровень  удовлетворения потребности обратно  пропорционален уровню монополизации  в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические  отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

    Если  иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его  динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком  взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому  необходим динамически баланс монопольной  организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую  сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону  конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с  вытекающими из этого социальными  последствиями. При преобладании монополизма  неизбежно подрывается созданный  производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно  стоит задача добиваться, чтобы тенденции  к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

    В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции.

    В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от  2 января 2000 г.).

    Законодательно  же закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми  организациями, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».

    Под недобросовестной конкуренцией на рынке  финансовых услуг понимается - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при  осуществлении предпринимательской  деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям  делового оборота и причинившие  или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам  на рынке финансовых услуг либо нанести  ущерб их деловой репутации.

    Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке  финансовых услуг между финансовыми  организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение  преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении  согласованных действий между собой  или с третьими лицами, которые  противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить  или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
  • некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
  • получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    За  деятельностью финансовых организаций  осуществляется государственный финансовый контроль. В том числе государственный  контроль за приобретением активов  или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

  • приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
  • приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации);
  • приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;
  • создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;
  • слияния, присоединения финансовых организаций.

    В России существует целый ряд федеральных  органов, осуществляющих антимонопольное  регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным  антимонопольным органом:

  • на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
  • на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;
  • на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;
  • на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

    Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа  демонополизации экономики и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

    Государственная программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления  и первоочередные меры), устанавливает  цели, приоритеты и место демонополизации  экономики и развития, конкуренции  в общей государственной политике экономических реформ, этапы и  методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия  по демонополизации экономики и  развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

    Целью государственной политики демонополизации  экономики и развития конкуренции  на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного  производства на основе рыночного регулирования  экономических процессов.

    Основной  же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят  о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, –  что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

 

    Заключение.

    В России еще много пережитков «советских взглядов» на конкуренцию. Однако в  настоящее время в стране идет процесс демонополизации ряда государственных  отраслей экономики, что будет существенно  способствовать развитию в России рыночных отношений.

Информация о работе Рынок и конкуренция в России