Рынок и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

Содержание

Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 71.67 Кб (Скачать документ)

    Возникают вопросы: насколько возможно расхождение  между реальным и идеальным рынком? В какой степени экономические  отношения можно считать рыночными, несмотря на то, что они заметно  отличаются от идеально рыночных? Главной характеристикой здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка. Только цены отражают соотношение между спросом и предложением.

    Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос  и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие  потребности людей и лучше  способствует их удовлетворению. Как  показал печальный опыт нашей  страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии  точно учесть разнообразные запросы  людей и, главное, своевременно и  эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного  механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит  в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.

    Учитывая  спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя  товаров, для чего производители  начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В  конкурентной борьбе за рынок побеждает  тот производитель, который при  высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства. Раз материальные, финансовые и иные ресурсы в рыночном хозяйстве  перемещаются свободно, то производитель  не нуждается в "выбивании" фондов и ресурсов у планирующих и  снабженческих организаций. Не устраивает кампании в средствах информации в пользу ликвидации возникшего дефицита, а свободно приобретает необходимые  ресурсы и затем расширяет  или заново организует производство необходимых обществу товаров. Именно конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в  устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей. В противном  случае в условиях конкуренции они  проиграют в экономическом соревновании со всеми вытекающими отсюда негативными  последствиями.

    Таким образом, важнейшая функция рынка  состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через  механизм спроса и предложения. 
 

    Виды конкуренции.

    Развитие  конкуренции идет вместе с развитием  товарно-денежных отношений. Так, если для эпохи исследования экономических  процессов К. Марксом была характерна совершенная (свободная) конкуренция, которая определялась небольшими размерами  предприятий и многочисленностью  производителей, то со второй половины 19 века картина начинает существенно  меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков отдельных товаров, диктуя свои условия "игры". Наряду с совершенной  конкуренцией появились ее новые  виды и прежде всего конкуренция  несовершенная.

    В современной экономической науке  выделяют четыре модели рынка, а соответственно и видов конкурентной борьбы:

  • Совершенную (чистую) конкуренцию,
  • Монополистическую конкуренцию,
  • Олигополию,
  • Чистую монополию.

    Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - "несовершенная  конкуренция".

    Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

    Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

    Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется, либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

    При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.

 

     

    Условия возникновения конкуренции.

    Первым  условием возникновения конкуренции  есть наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного  продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руках одного собственника, как в условиях административно-командной  системы, когда при создании многих видов продукции командовала  только государство, властвует государственная  монополия, которое, по сути, возражает конкуренцию.

    Второе  условие возникновения конкуренции - это свобода выбора хозяйственной  деятельности производителей. Каждого  из них избирает не только что вырабатывать, а и имеет право вносить  любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.п.

    Третьим условием возникновения конкуренции  есть соответствие между тем, что  определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, предположите, спрос  превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной  конкуренции.

    Четвертым условием возникновения конкуренции  следует считать наличие рынка  средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установления высокой нормы прибыли, которая, по сути, есть ориентиром в выборе хозяйственной  деятельности. Тем не менее, выбор  деятельности показывает только возможность  производства. Для того чтобы эта  возможность превратилась на действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его на средства производства.

 

 

    Функции конкуренции.

    Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

    Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

    Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит  от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера  и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции , напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

    В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • Качество конкуренции;
  • Само существование конкуренции;
  • Цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • Предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • Защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • Ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

 

 

    Экономический закон конкуренции.

Информация о работе Рынок и конкуренция в России