Рынок и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

Содержание

Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 71.67 Кб (Скачать документ)

    Теперь  рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить  и для кого производить.

    На  вопрос: что производить - рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить  деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос  и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. В дальнейшем для краткости мы будем говорить просто о спросе, имея в виду спрос оплаченный. Чтобы  подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует  производителей, в каких товарах  нуждается рынок. Получив такую  информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или  производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.

    В качестве механизма, регулирующего  спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит  в информировании участников рынка  о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.

    Таким образом, ценовой механизм через  спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие  товары в настоящее время следует  выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют  друг с другом, то рынок может  быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможности производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

    На  вопрос: как производить - рынок также  дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно  не касается экономики, а о том, какое  производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

    Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок  недвусмысленно отвечает: для тех  потребителей, которые в состоянии  купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократического рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что  в первую очередь относится к  распределению товаров, ибо рынок  дает товар тому, кто в состоянии  заплатить за него, а не тому, кто  в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики  рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической  деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в  регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.

    Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может  быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие  доходы, государство в состоянии  уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и  тем самым способствовать утверждению  социальной справедливости. Рынок же ориентирован прежде всего на рациональную организацию хозяйства, оптимальное  использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для  умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.

 

 

    Основные  модели рынка

    В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

  1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.
  2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
  3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
  4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

    По  Смиту сущность конкурентного поведения  производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

 

 

    1. Конкуренция в системе рынка

    Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется  наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить  на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный  рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию  называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. На современном  рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом  в производстве товаров, могут устанавливать  на них более высокие, монопольные  цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной  цены. Теперь попытаемся понять, каким  образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

    На  первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:

    "Каждый  отдельный человек старается  употреблять свой капитал так,  чтобы продукт его обладал  наибольшей стоимостью. Обычно он  и не имеет в виду содействовать  общественной пользе и не сознает,  насколько содействует ей. Он  имеет в виду лишь собственный  интерес, преследует лишь собственную  выгоду, причем в этом случае  он невидимой рукой направляется  к цели, которая не входила  в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он  часто более действенным образом  служит интересам общества, чем  тогда, когда сознательно стремится  служить им".

    Именно  по этой причине А.Смит решительно выступал против вмешательства правительства  в экономическую жизнь, в частности  против ограничения ввоза товаров  из-за границы, когда они оказываются  более дешевыми, чем собственные. Таким образом "невидимая рука", которая с такой точностью  регулирует цены на рынке, как раз  и создает тот спонтанный, или самопроизвольный, порядок, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации.

    Роль  конкуренции состоит как раз  в том, что благодаря ей на рынке  возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке  свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания  участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их "спиной" возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный  порядок, который находит выражение  в установлении равновесия между  спросом и предложением.

    Однако  рынок нельзя считать полностью  самоорганизующейся системой, которую  можно запустить и дальше она  будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость  государственного регулирования рынка  в период спадов и кризисов. Эта  необходимость вытекает из самой  природы социально-экономических  систем, где действуют люди, одаренные  сознанием и поэтому способные  корректировать недостатки самоорганизации  внешней организацией, т.е. действием  таких факторов, целью которых  является сознательное управление и  регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять  организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и  внутренними возможностями самоорганизации  системы.

    Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что  конкуренция иногда приводит к диспропорциям  между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а, следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности.

    Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она  не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное  воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Очевидно, что чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее рынок, тем больше он отстает от идеального.

Информация о работе Рынок и конкуренция в России