Рынок и конкуренция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:16, курсовая работа

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

Содержание

Введение
I. Рынок, причины его возникновения и характерные черты
Влияние рынка на цену
Концентрация рынка и ее оценка
Основные модели рынка
II. Конкуренция в системе рынка
Виды конкуренции
Условия возникновения конкуренции
Функции конкуренции
Экономический закон конкуренции
III. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 71.67 Кб (Скачать документ)

    В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода  к определению конкуренции.

    Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для  отечественной литературы.

    Второй  подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.

    Третий  подход определяет конкуренцию как  критерий, по которому определяется тип  отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

    Делая заключение, я хотела бы подвести некоторые выводы.

    Прежде  всего, необходимо еще раз подчеркнуть, что конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров  на данном рынке и стимулируют  производство тех товаров, которые  требуются потребителю.

    Как мы выяснили, закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.

    Конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений - это тот элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

    Верно определение конкуренции и как  критерия, по которому определяется тип отраслевого рынка. Конкуренция - есть особый вид честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона.

    Она представляет собой процесс соперничества  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, соперничество  между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции, соперничество на рынке  между производителями товаров  и услуг за долю рынка, получение  максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

    Я еще раз хочу подчеркнуть, что в современной экономике совершенно- конкурентные рынки встречаются редко — это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Но наша страна должна стремиться к созданию конкурентного рынка и в целом к развитию конкуренции.

    Что же касается развития конкуренции в  рамках современной России, то, как  видно из вышеизложенного, в нашей  стране в настоящее время завершается  создание нормативной базы направленной на развитие и поддержание в России конкуренции. Как уже отмечалось, в России принят Федеральный закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", а также федеральная  программа демонополизации экономики  нашей страны. Целью государственной  политики демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение  эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

    Однако  есть и проблемы, тормозящие развитие конкурентного рынка.

    Одним из факторов, тормозящих развитие экономики  на пути ее демократизации, является государственная  монополия на предпринимательскую  деятельность. Ни одно предприятие  в России не может появиться без  разрешения соответствующих государственных  органов. Этот вид государственной  монополии ограждает государственные  предприятия от конкуренции, а также  тормозит развитие рынка.

 

Список  использованной литературы

Нормативные акты:

  1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)

Учебная литература:

  1. Завьянов Л.А., Демидов Д.В. «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 2002., 549 с.
  2. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. Власова В.М. М. 2000, 389 с.
  3. Конкуренция и ее виды. Светуньков. С. Г. М. 2000, 125с.
  4. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. «Курс экономической теории», Москва, 2005г
  5. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров., 2004.
  6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 1996г.
  7. Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М.: 2000.
  8. Океанова З.К., Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М.: 2003, 272 с. (Серия «Профессиональное образование»).
  9. Салимжанова И.К. «Цены и ценообразование», М.: Издательский центр «Академия», 2000г
  10. Янова В.В. «Экономика», М.: Омега – Л; 2007.-378с.

Информация о работе Рынок и конкуренция в России