Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа
Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.
Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Рынок
товаров и услуг в неоклассической модели:
механизм функционирования и стабилизации………………………………….………. |
5 |
1.1 Сущность неоклассической теории……………………………………….. | 5 |
1.2 Равновесие
на рынке товаров и услуг в неоклассической
модели……………………..……………….………………… |
10 |
2 Кейнсианская
модель равновесия на рынке товаров и
услуг…………………...……………………………………… |
16 |
|
16 |
2.2 Макроэкономическое
равновесие на рынке товаров и услуг в
кейнсианской модели……………………..…………………..….……… |
24 |
3
Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь:
состояние, проблемы и перспективы………………………………………………… |
27 |
|
27 |
|
41 |
Заключение…………………………………………………… |
48 |
Список использованных источников………………………………………….. | 50 |
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между:
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений.
В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Рынок благ, или товарный, рынок является важнейшим сегментом рыночной экономики. Этим объясняется тот факт, что рассмотрение рынка благ, как правило, предшествует рассмотрению рынка денег, рынка ценных бумаг и рынка труда.
К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Актуальность и практическая значимость проблемы макроэкономического равновесия определяются возможностью практического применения инструментов экономической политики, предлагаемых сторонниками кейнсианского и неоклассического подхода. Многие рекомендации кейнсианской и неоклассической школы служили основой для проведения экономической политики правительств многих государств в течение нескольких десятилетий. Несомненно, что опыт претворения в жизнь кейнсианских методов регулирования экономики должен приниматься во внимание при проведении экономических реформ в нашей стране.
Целью данной темы является: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
Объектом изучения является рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Предмет изучения – механизмы достижения макроэкономического равновесия на рынке товаров и услуг.
В данной курсовой работе были в основном использованы материалы из следующих источников: Бортенев С.А. «История экономических учений», Кейнс Д.М. «Общая теория занятости, процента и денег», НИЭИ Минэкономики РБ «Проблемы развития товарных рынков в Республике Беларусь», Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Рыночное реформирование экономики Беларуси, разработанное НАН Беларуси, Шелег Н.С. «Потребительский рынок Беларуси: этапы, проблемы, перспективы», Шимов В.Н. «Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы». В данных источниках удачно рассмотрены вопросы макроэкономического равновесия на рынке благ и услуг, приведены макроэкономические модели, а также охарактеризованы проблемы и перспективы развития рынка благ и услуг Республики Беларусь.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
1
РЫНОК ТОВАРОВ
И УСЛУГ В НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ: МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И СТАБИЛИЗАЦИИ
1.2
Сущность неоклассической
теории
Макроэкономическое равновесие - это такое состояние экономической системы, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между экономическими потоками товаров, услуг и факторов производства, доходов и расходов, спросом и предложением, материально вещественными и финансовыми потоками и пр.
Равновесие бывает краткосрочным (текущим) и долгосрочным.
Выделяют также идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия - это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели - факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов.
Различают частичное, общее и полное экономическое равновесие. Частичное равновесие - это равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Общее равновесие - это равновесие экономической системы в целом. Полное равновесие - это оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная пропорциональность - высшая цель структурной политики общества.
Экономическое равновесие может устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, разрушающий равновесие, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может восстановиться самостоятельно, то равновесие называют неустойчивым [1, с.463].
Нарушение равновесия означает, что в сферах, секторах, отраслях экономики отсутствует сбалансированность. Это приводит к потерям валового продукта, снижению доходов населения, появлению инфляции, безработицы. Чтобы достигнуть равновесного состояния экономики, не допустить нежелательных явлений, специалисты используют макроэкономические модели равновесия, выводы из которых служат для обоснования макроэкономической политики государства.
Анализ совокупного спроса и совокупного предложения сформировал две точки зрения на механизм регулирования национального производства в условиях рынка: классическую (неоклассическую) и кейнсианскую.
Основы неоклассической модели были заложены еще в ХVШ веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты как А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, Дж.-С.Милль, А.Маршалл, A.Пигу и др.
Основные положения неоклассической модели следующие:
1 экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа "классической дихотомии". Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа "нейтральности денег". Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. Поэтому в неоклассической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка заемных средств и товарного рынка.
2 на всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVIII и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются "price takers".
3 поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда - номинальной ставке заработной платы; и к цене заемных средств - номинальной ставке процента; и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов.
4 так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип "невидимой руки" ("invisible hand"), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков ("market-clearing").
5 поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название "laissez faire, laissez passer", что в переводе с французского означает "пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет".
6 основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов).
7 ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому неоклассическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель "supply-side"). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый "закон Сэя", предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что "предложение порождает адекватный спрос", поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Так, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса, собственником которого он является, т.е. труда, а с другой - покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. (Условие максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы, как известно из микроэкономики: МС = МR (предельные издержки равны предельной выручке), т.е. W = P*MPL, где W - номинальная заработная плата, P - цена продукции, производимой фирмой и MPL - предельный продукт труда) . А его доход равен сумме расходов. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг) и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции, она расходует на покупку факторов производства. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы.