Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Рынок товаров и услуг c дороботкой.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

      Сегодня в основе формирования и движения товарных ресурсов лежит переход  от их централизованного распределения  к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных  связей с изготовителями товаров, повышение  роли договоров поставки. Это кардинально меняет характер, содержание и оценку торговой, коммерческой деятельности.

      Трансформационные процессы превращают централизованную торговлю в торговое предпринимательство, или торговый бизнес, который строится на рыночных институтах и принципах экономической свободы, полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

      Принципиальные  изменения в разной мере коснулись  торгового пространства, системы  торговых предприятий и организаций, форм коммерческой деятельности, организации  хозяйственных связей, оптовой и  розничной торговли, инфраструктуры торговли, направлений и методов государственного регулирования торгового баланса.

      Институционально-правовые основы этих изменений были созданы  в начале 90-х гг. XX в., когда были приняты базовые законы: «О предприятиях в БССР» (14.12.1990 г.), «О предпринимательстве в БССР» (28.05.1991г.), «Об акциях» (19.12.1991г.), «О товарных биржах» (13.03.1992 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (24.11.1992 г.), «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (19.01.1993 г.), «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» (05.02.1993 г.), «О товарных знаках и знаках обслуживания» (05.02.1993 г.), «О защите прав потребителей» (19.11.1993 г.), «О поставках товаров для государственных нужд» (24.11.1993 г.), «О стандартизации» (05.09.1995 г.), «О сертификации продукции, работ и услуг» (05.09.1995 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (16.10.1996 г.), «О рекламе» (18.02.1997 г.) и др.

      В рамках этого правового пространства произошли коренные изменения организационных форм и видов торговли в стране. Ранее торговля в основном была представлена монополизированной государственной системой, на долю которой приходилось в 1990 г. до 70 % всего розничного товарооборота, на долю частной торговли — свыше 30 % товарооборота, в том числе кооперативной торговли — 27 % товарооборота.

      Переход к рыночным отношениям сопровождался  глубокими изменениями форм собственности, восстановлением равноправного  статуса института частной собственности. В результате приватизации доля негосударственного, в основном частного, сектора торговли в розничном товарообороте составляет около 80 % (2003 г.). На долю иностранной собственности приходится менее 2 %.

      До  принятия в 1998 г. Гражданского кодекса  Республики Беларусь [13] коммерческие организации и предприятия создавались в форме малых предприятий, акционерных обществ закрытого и открытого типов, обществ с ограниченной ответственностью и т.д. С момента ввода Гражданского кодекса возникли новые организационно-правовые формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия и др. Появилось множество самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их инфраструктура и материально-техническая база пока недостаточны для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.

      Институциональные изменения происходят и в таких  ключевых звеньях торгового бизнеса, как характер хозяйственных связей, механизмы оптовой и розничной торговли, развитие торговых бирж, аукционов, лизинговых и факторинговых операций, структуры экспорта и импорта, совершенствование таможенного дела и т.д.

      Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

      На  смену фондовому распределению  товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе  централизованного прикрепления покупателей  к поставщикам, твердых государственных  цен, неравенства хозяйствующих  субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха рыночных отношений, характеризующихся:

    • свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
    • множественностью источников закупки (поставщиков);
    • равноправием партнеров;
    • возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
    • саморегулированием процессов поставки товаров;
    • свободой ценообразования;
    • конкуренцией поставщиков и покупателей;
    • экономической ответственностью сторон;
    • инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров.

      Коммерческая  работа по оптовым закупкам товаров  складывается из следующих этапов:

    • изучения и прогнозирования покупательского спроса;
    • выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;
    • организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представления заказов и заявок поставщикам;
    • организации и технологии закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;
    • организации учета и контроля за оптовыми закупками.

      Коммерческая  работа по оптовым закупкам товаров  в рыночных условиях все больше базируется на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

      В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).

      Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

      Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности,

      Дистрибьютор  — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

      Брокерская  фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже — действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.

      Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.

      Важным  посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые  рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

      В представленной выше институционально-организационной  структуре оптовых звеньев осуществляется оптовая продажа товаров.

      В системе оптовой торговли Беларуси в 2000 г. было занято около 11 тыс. предприятий, в 2003 г. — свыше 9 тыс. Оборот оптовой  торговли возрос с 4300 млрд р. в 2000 г. до 14 500 млрд р. в 2003 г. Причем 73 % оборота  осуществляется частной торговлей. Списочная численность занятых в оптовой торговле снизилась со 144 тыс. чел. в 2000 г. до 115 тыс. чел. в 2003 г.

      О недостаточном развитии в Беларуси оптовой торговли свидетельствует  то, что доля этой отрасли в ВВП  страны составляет всего 0,8 % , в то время как в России — 1,5 %, в США — 6,5 % . В США на 100 тыс. жителей приходится 177 предприятий оптовой торговли, в Беларуси — менее 100.

      Обеспеченность  складскими помещениями не превышает 80 % потребности. В сфере торговли насчитывается свыше 1800 общетоварных складов общей площадью 1,4 млн м2 и около 1000 специализированных складов и хранилищ, емкость холодильников и специальных складов составляет свыше 570 тыс. т. В общем числе специализированных складов доля складов-холодильников с машинным охлаждением — менее 25 %. Уровень механизации складских работ не превышает 35 %.

      В стране не получили развития биржи  и оптовые рынки. В начале 1991 г. в Беларуси было создано 15 различных  бирж, однако в 2003 г. их количество сократилось  до 3. Биржевой оборот страны в 2003 г. составил 12 370 млрд р., число заключенных сделок по продажам — 60 200. В структуре сделок почти весь объем приходится на продукцию нефтехимической и химической промышленности. Незначителен удельный вес в обороте бирж потребительских товаров и продукции агропромышленного комплекса. Количество брокерских контор и независимых дилеров сократилось со 115 в 2000 г. до 56 в 2003 г.

      Для товарных бирж промышленно развитых стран характерна биржевая торговля стандартизируемыми товарами массового производственного и непроизводственного потребления, позволяющими вести торги партиями однородных, так называемых биржевых товаров (зерном, сахаром, хлопком, кофе, шерстью, металлами, нефтью, нефтепродуктами, строительными материалами и др.)- На биржах могут совершаться: сделки по купле и продаже реального товара; форвардные сделки по купле и продаже реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки по купле и продаже стандартных контрактов, т.е. сделки по продаже еще не произведенного товара; опционные сделки — сделки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров с расчетами по разнице в суммах через клиринговую палату. В связи с тем, что товарные цены могут значительно колебаться, товарные биржи дают покупателям и продавцам возможность хеджирования (страхования потерь) в отношениях со спекулянтами и инвесторами со стороны, что позволяет поддерживать активность на рынке. Современная, эффективно функционирующая биржа представляет собой сложный механизм, информационно насыщенный, емкий по технике, с подбором высокопрофессиональных специалистов. Во многих развитых странах функционирует только одна биржа (Швеция, Швейцария, Голландия), в Англии — 5 бирж, США — 11 фондовых и 30 товарных. На этих биржах работают тысячи брокеров. Для оптимального функционирования биржевой торговли число бирж должно быть минимальным. Биржи создаются только в крупных деловых центрах. В США — в Нью-Йорке и Чикаго, Великобритании — Лондоне и Ливерпуле, Японии — Токио. В России такими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

      Все большее распространение в Беларуси получают и аукционные торги.

      Коммерческая  работа по продаже товаров в розничных  торговых предприятиях в отличие  от оптовых предприятий имеет свои особенности.

      Розничные торговые предприятия реализуют  товары непосредственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои специфические  способы и методы розничной продажи.

      Торговое  обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, измельченностью, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.

Информация о работе Рынок товаров и услуг