Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа
Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.
Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
К сожалению, розничные продажи алкогольных напитков и пива в январе-апреле 2011 г. возросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сразу на 9,5% до 3183,2 тыс. дал (в абсолютном алкоголе).
В
январе-апреле 2011 г. на потребительском
рынке через розничную торговую
сеть реализовано алкогольных
Лидируют по темпам роста коньяк, включая коньячные напитки и бренди (+41,8%) и ликеро-водочные изделия (+40,3%). Далее следуют: вина игристые, включая шампанское (+25%), вина виноградные, включая напитки (+24,9%), пиво (+24,6%), вина плодово-ягодные, включая напитки (+6,7%) и водка (+2,7%). Очевидно, что на этом фоне сокращение продаж слабоалкогольных напитков (на 25,7%) является скорее слабым утешением.
По данным Белстата, среди основных непродовольственных товаров в январе-апреле 2011 г. продажи холодильников и морозильников возросли сразу на 75,5%, стиральных машин на 66,7%, строительных материалов – на 50,8%, верхней одежды – на 36,3%, трикотажных изделий – на 36,3%, синтетических моющих средств – на 30,7%, фармацевтических товаров – на 24,7%, обуви – на 24,2%, чулочно-носочных изделий – на 17,4%, телевизоров цветного изображения – на 14,9%, моторного топлива – на 9,8%.
Представленные цифры свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий и желании населения приобрести товары по текущим ценам (в связи с ожидаемым удорожанием товаров).
Очевидно, что сам по себе ажиотажный спрос на отдельные товары провоцирует дальнейший рост цен. При этом в ряде случаев наблюдается дефицит товаров в розничной сети (в том числе из-за желания производителей и оптовых фирм продать продукцию по более высоким ценам).
В
то же время, необходимо осознавать, что
в ближайшее время
По данным Белстата, в первом квартале 2011 г. общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации, возрос по сравнению с первым кварталом 2010 г. в сопоставимых ценах на 10,5% до 4,5 трлн. руб.
По данным Министерства экономики Беларуси, количество индивидуальных предпринимателей (ИП) за первый квартал 2008 года увеличилось на 10,2% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом и составило 217,8 тыс. человек.
Кроме того, по данным пресс-службы Минэкономики, по состоянию на 1 апреля 2008 года количество малых предприятий всех форм собственности в Беларуси составило 51 тыс. и по сравнению с аналогичным периодом 2007-го увеличилось на 36%.
Удельный вес малых предприятий в общем объеме ВВП за январь-март составил 8,4%. Напомним, что в первом квартале прошлого года этот показатель составлял 8,5%. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 6,5%, розничного товарооборота (включая общественное питание) — 11,0%, внешнеторгового оборота — 13,4%.
В первом квартале малые предприятия произвели продукции на 1 трлн. 940,5 млрд. рублей, что на 32,4% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Розничный товарооборот, включая общественное питание, составил 1 трлн. 4,6 млрд. рублей (на 52,1% больше), объем производства потребительских товаров (включая стоимость вино-водочных изделий и пива) — 559,4 млрд. рублей (на 29,3% больше).
В
январе-марте наибольшее количество
малых предприятий
По численности работников лидируют промышленные малые предприятия (37,8% от общего количества занятых на малых предприятиях). Затем следует сфера торговли и общепита (24,7%), а также строительства (15,9%).
Наибольшая
часть малых предприятий
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что состояние белорусского рынка
удовлетворительное, но имеются некоторые
проблемы, для решения которых необходима
выработка определённых решений.
3.2
Пути совершенствования
рынка Беларуси
Период становления товарных рынков характеризуется частыми нарушениями взаимных обязательств, к которым относятся отказы торговли от закупленных товаров, недопоставки товаров промышленными предприятиями, а также внесение несогласованных изменений одной из сторон в оформленные договоры. Такое положение связано с тем, что в стране не завершено создание унифицированной, соответствующей требованиям рыночной экономики, нормативно-правовой базы по товарным рынкам.
В связи с этим важное значение имеет регулирование функционирования и развития товарных рынков по современным рыночным стандартам. Государственное регулирование торговли и торгового обслуживания населения возложено на Министерство торговли (Минторг) и управления (отделы) торговли местных органов власти. В их функции входят:
Реализация этих функций происходила в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Беларусь на 1999—2005 годы.
Главной целью развития инфраструктуры товарных рынков является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародвижение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными элементами рынков. Достижение указанной цели предусматривалось реализовать в два этапа.
На первом этапе (1999—2000 гг.) осуществлялись меры по созданию правовых и организационных условий функционирования товарных рынков, эффективному использованию торговых и складских площадей, развитию материально-технической базы рыночной инфраструктуры.
На втором этапе (2001 —2005 гг.) предусматривалось улучшить обеспечение торговыми площадями и складскими помещениями в соответствии с рациональными нормами, ускорить создание материально-технических условий для эффективного функционирования товарных рынков, осуществление основных инвестиционных проектов.
Задачами второго этапа являлись:
В последние годы реализация мероприятий по развитию инфраструктуры товарных рынков ведется по следующим направлениям:
Ведется
работа по созданию в Минске и в
областных центрах
Для создания прогрессивной инфраструктуры товарных рынков предусматривается координация деятельности различных экономических организаций в региональном и отраслевом аспектах с участием государственных структур.
Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов реализации новых видов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). В частности, предусматривается развивать услуги, связанные с освоением и использованием современных методов инжиниринга, прогнозированием и маркетингом наукоемкой продукции, инновационным бизнесом, развитием фондового рынка.
Важным направлением развития товаропроводящей сети является создание системы электронной торговли. Здесь необходимо объединить усилия и ресурсы предприятий и организаций, оказывающих информационно-маркетинговые услуги в сфере внутренней и внешней торговли, с целью взаимовыгодного продвижения продукции на рынки Беларуси, России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Комплекс мер, способствующих развитию товарного (потребительского) рынка в Беларуси и обеспечению сбалансированности спроса и предложения, может включать:
Расширение
емкости внутреннего
Система
экономического и организационного
воздействия на рынок потребительских
товаров по своему содержанию должна включать
формы и методы прямого и косвенного государственного
регулирования, обеспечивать возможность
самостоятельной производственно-коммерческой
деятельности всех звеньев производственно-
В Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 годы предположены конкретные мероприятия по повышению его эффективности до 2010 г. Однако эти меры не снижают импортной зависимости республики, как в целом, так и от отдельно взятой страны. Решение данной проблемы может быть найдено в переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсы, наукоемкую продукцию и расширение сферы услуг.
Уменьшению импортной зависимости должна способствовать и Государственная программа импортозамещения Республики Беларусь. В то же время следует отметить, что показатели программы импортозамещения, такие, как количество завершенных проектов, величина направляемых из госбюджета средств на их осуществление, объемы произведенной и экспортированной продукции, количество созданных рабочих мест, не в полной мере отражают эффективность проводимой импортозамещающей политики.
Указанные меры не должны устранить полностью конкурентную среду на внутреннем рынке, стимулирующую совершенствование и развитие производства. Для сокращения импорта необходимо также определить приоритетные направления развития потребительских товаров и повышения их конкурентоспособности на отечественном рынке.
Анализ географической структуры внешнеторговых связей показывает, что самым крупным партнером Беларуси является Российская Федерация. В связи с особенностями развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация указывает на экономическую зависимость республики от России и требует поиска новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.