Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Рынок товаров и услуг c дороботкой.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     К сожалению, розничные продажи алкогольных напитков и пива в январе-апреле 2011 г. возросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сразу на 9,5% до 3183,2 тыс. дал (в абсолютном алкоголе).

     В январе-апреле 2011 г. на потребительском  рынке через розничную торговую сеть реализовано алкогольных напитков и пива на сумму 1932,9 млрд. руб. (около 625 млн. долл. в эквиваленте), что в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций составляет 10,5%.

     Лидируют  по темпам роста коньяк, включая  коньячные напитки и бренди (+41,8%) и ликеро-водочные изделия (+40,3%). Далее  следуют: вина игристые, включая шампанское (+25%), вина виноградные, включая напитки (+24,9%), пиво (+24,6%), вина плодово-ягодные, включая напитки (+6,7%) и водка (+2,7%). Очевидно, что на этом фоне сокращение продаж слабоалкогольных напитков (на 25,7%) является скорее слабым утешением.

     По  данным Белстата, среди основных непродовольственных  товаров в январе-апреле 2011 г. продажи  холодильников и морозильников возросли сразу на 75,5%, стиральных машин на 66,7%, строительных материалов – на 50,8%, верхней одежды – на 36,3%, трикотажных изделий – на 36,3%, синтетических моющих средств – на 30,7%, фармацевтических товаров – на 24,7%, обуви – на 24,2%, чулочно-носочных изделий – на 17,4%, телевизоров цветного изображения – на 14,9%, моторного топлива – на 9,8%.

     Представленные  цифры свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий и желании населения приобрести товары по текущим ценам (в связи с ожидаемым удорожанием товаров).

     Очевидно, что сам по себе ажиотажный спрос  на отдельные товары провоцирует  дальнейший рост цен. При этом в ряде случаев наблюдается дефицит товаров в розничной сети (в том числе из-за желания производителей и оптовых фирм продать продукцию по более высоким ценам).

     В то же время, необходимо осознавать, что  в ближайшее время потребительский  ажиотаж сойдет на нет в связи  с падением реальных денежных доходов населения и сменой модели экономического поведения в пользу создания подушки безопасности в виде сбережений (на случай дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране). Это в перспективе приведет к заметному падению спроса на ряд товаров и услуг.

     По  данным Белстата, в первом квартале 2011 г. общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации, возрос по сравнению с первым кварталом 2010 г. в сопоставимых ценах на 10,5% до 4,5 трлн. руб.

     По  данным Министерства экономики Беларуси, количество индивидуальных предпринимателей (ИП) за первый квартал 2008 года увеличилось на 10,2% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом и составило 217,8 тыс. человек.

     Кроме того, по данным пресс-службы Минэкономики, по состоянию на 1 апреля 2008 года количество малых предприятий всех форм собственности в Беларуси составило 51 тыс. и по сравнению с аналогичным периодом 2007-го увеличилось на 36%.

     Удельный  вес малых предприятий в общем  объеме ВВП за январь-март составил 8,4%. Напомним, что в первом квартале прошлого года этот показатель составлял 8,5%. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 6,5%, розничного товарооборота (включая общественное питание) — 11,0%, внешнеторгового оборота — 13,4%.

     В первом квартале малые предприятия  произвели продукции на 1 трлн. 940,5 млрд. рублей, что на 32,4% больше, чем  за аналогичный период 2007 года. Розничный  товарооборот, включая общественное питание, составил 1 трлн. 4,6 млрд. рублей (на 52,1% больше), объем производства потребительских товаров (включая стоимость вино-водочных изделий и пива) — 559,4 млрд. рублей (на 29,3% больше).

     В январе-марте наибольшее количество малых предприятий насчитывалось  в сфере торговли и общественного питания — 40,2%, промышленности — 20,9%, строительства — 10,3%, транспорта — 8,2%, сельского хозяйства — 4,3%.

     По  численности работников лидируют промышленные малые предприятия (37,8% от общего количества занятых на малых предприятиях). Затем следует сфера торговли и общепита (24,7%), а также строительства (15,9%).

     Наибольшая  часть малых предприятий сконцентрирована в Минске и Минской области (44,1% и 12,8% от их общего количества),

      Таким образом можно сделать вывод  о том, что состояние белорусского рынка удовлетворительное, но имеются некоторые проблемы, для решения которых необходима выработка определённых решений. 
 

      3.2 Пути совершенствования  рынка Беларуси 

      Период  становления товарных рынков характеризуется  частыми нарушениями взаимных обязательств, к которым относятся отказы торговли от закупленных товаров, недопоставки товаров промышленными предприятиями, а также внесение несогласованных изменений одной из сторон в оформленные договоры. Такое положение связано с тем, что в стране не завершено создание унифицированной, соответствующей требованиям рыночной экономики, нормативно-правовой базы по товарным рынкам.

      В связи с этим важное значение имеет  регулирование функционирования и  развития товарных рынков по современным  рыночным стандартам. Государственное регулирование торговли и торгового обслуживания населения возложено на Министерство торговли (Минторг) и управления (отделы) торговли местных органов власти. В их функции входят:

    • создание конкурентной среды и преодоление монополизма в сфере товарного обращения;
    • ликвидация региональных и ведомственных барьеров свободного передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд;
    • усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;
    • создание системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения и др.

      Реализация  этих функций происходила в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы и Программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Беларусь на 1999—2005 годы.

      Главной целью развития инфраструктуры товарных рынков является формирование системы  организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародвижение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными элементами рынков. Достижение указанной цели предусматривалось реализовать в два этапа.

      На  первом этапе (19992000 гг.) осуществлялись меры по созданию правовых и организационных условий функционирования товарных рынков, эффективному использованию торговых и складских площадей, развитию материально-технической базы рыночной инфраструктуры.

      На  втором этапе (2001 2005 гг.) предусматривалось улучшить обеспечение торговыми площадями и складскими помещениями в соответствии с рациональными нормами, ускорить создание материально-технических условий для эффективного функционирования товарных рынков, осуществление основных инвестиционных проектов.

      Задачами  второго этапа являлись:

    • расширение сети, техническое перевооружение и реконструкция оптовых и розничных предприятий, общетоварных и специализированных складов и хранилищ;
    • равномерное размещение предприятий рыночной инфраструктуры на территории страны;
    • создание производства тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
    • повышение уровня механизации складских работ и совершенствование технологий складирования товаров;
    • значительное сокращение издержек обращения, ускорение оборачиваемости оборотных средств, сокращение продолжительности доставки грузов.

      В последние годы реализация мероприятий  по развитию инфраструктуры товарных рынков ведется по следующим направлениям:

    • формирование современной системы товародвижения;
    • обеспечение условий для роста спроса на отечественную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
    • создание эффективной системы информации о рыночной конъюнктуре;
    • совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков, инфраструктуры защиты прав потребителей.

      Ведется работа по созданию в Минске и в  областных центрах информационно-выставочных, торгово-рекламных комплексов, торговых домов с функциями оптовой, мелкооптовой и розничной торговли и на их основе постоянно действующей Белорусской республиканской ярмарки. Намечено организовать Республиканский бизнес-центр с торговыми домами и другими предприятиями рыночной инфраструктуры.

      Для создания прогрессивной инфраструктуры товарных рынков предусматривается  координация деятельности различных экономических организаций в региональном и отраслевом аспектах с участием государственных структур.

      Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов  реализации новых видов услуг, которые  образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). В частности, предусматривается развивать услуги, связанные с освоением и использованием современных методов инжиниринга, прогнозированием и маркетингом наукоемкой продукции, инновационным бизнесом, развитием фондового рынка.

      Важным  направлением развития товаропроводящей сети является создание системы электронной  торговли. Здесь необходимо объединить усилия и ресурсы предприятий  и организаций, оказывающих информационно-маркетинговые услуги в сфере внутренней и внешней торговли, с целью взаимовыгодного продвижения продукции на рынки Беларуси, России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

      Комплекс  мер, способствующих развитию товарного (потребительского) рынка в Беларуси и обеспечению сбалансированности спроса и предложения,  может включать:

    • стимулирование производства отечественной продукции посредством применения налоговых регуляторов, кредита, инвестирования  проектов по производству товаров народного потребления, продовольствия;
    • регулирование цен на социально важные продукты;
    • установление государственных  квот на социально значимые  товары;
    • развитие внешнеэкономических связей;
    • регулирование экспорта и импорта потребительских и сырьевых товаров и продукции;
    • социальная защита малообеспеченных слоев населения;
    • расширение  и совершенствование деятельности потребительской кооперации;
    • совершенствование взаимоотношений торговых организаций с предприятиями-производителями продукции.

      Расширение  емкости внутреннего потребительского рынка возможно путем увеличения платежеспособного спроса на отечественные товары и повышения их конкурентоспособности.  Этого можно добиться повышением качества товаров и снижением цен на них.

      Система экономического и организационного воздействия на рынок потребительских товаров по своему содержанию должна включать формы и методы прямого и косвенного государственного регулирования, обеспечивать возможность самостоятельной производственно-коммерческой деятельности всех звеньев производственно-потребительского комплекса, повышения их активности по обновлению товаров, защите прав потребителей, установления контроля за качеством товаров и т.д.

     В Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 годы предположены конкретные мероприятия по повышению его эффективности до 2010 г. Однако эти меры не снижают импортной зависимости республики, как в целом, так и от отдельно взятой страны. Решение данной проблемы может быть найдено в переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсы, наукоемкую продукцию и расширение сферы услуг.

     Уменьшению  импортной зависимости должна способствовать и Государственная программа  импортозамещения Республики Беларусь. В то же время следует отметить, что показатели программы импортозамещения, такие, как количество завершенных проектов, величина направляемых из госбюджета средств на их осуществление, объемы произведенной и экспортированной продукции, количество созданных рабочих мест, не в полной мере отражают эффективность проводимой импортозамещающей политики.

     Указанные меры не должны устранить полностью конкурентную среду на внутреннем рынке, стимулирующую совершенствование и развитие производства. Для сокращения импорта необходимо также определить приоритетные направления развития потребительских товаров и повышения их конкурентоспособности на отечественном рынке.

     Анализ  географической структуры внешнеторговых связей показывает, что самым крупным  партнером Беларуси является Российская Федерация. В связи с особенностями  развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация указывает на экономическую зависимость республики от России и требует поиска новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.

Информация о работе Рынок товаров и услуг