Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Рынок товаров и услуг c дороботкой.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     Сокращение  совокупного предложения - сдвиг  кривой совокупного предложения  влево сократит выпуск и вызовет  рост цен. В такой ситуации возникает  инфляция издержек. Рост совокупного  предложения говорит об экономическом  росте, увеличивается выпуск и падают цены.

     Экономическое равновесие предполагает такое состояние  хозяйства, когда используются все  экономические ресурсы страны (при  наличии резерва мощностей и  «нормальном» уровне занятости). В равновесной  экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.

     Равновесие  означает, что общая структура  производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного  равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

     Напомним, что согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие  государства в этом процессе. Для  анализа положения о равновесии при неполной занятости была предложена упрощенная модель Кейнса. Для исследования взаимосвязи процентной ставки и национального дохода на рынке товаров и рынке денег была разработана другая схема, объединившая анализ этих двух рынков. [9, с.46] 
 

      2.2 Макроэкономическое  равновесие на  рынке товаров  и услуг в кейнсианской  модели 
       

     Модель  IS (инвестиции – сбережения) – это теоретическая модель равновесия только товарных рынков с фиксированными ценами. Она отражает зависимость между процентной ставкой (r) и величиной национального дохода (Y), который определяется кейнсианским равенством .

     В анализе, представленном Дж. М. Кейнсом  и Стокгольмской экономической  школой совокупный спрос равен спросу на потребительские и инвестиционные товары: 

      . 

     А совокупное предложение равно национальному  доходу (Y), который используется на потребление и сбережения: 

      . 

     Равновесие  на товарных рынках для всей экономики  будет иметь вид: или , отсюда: 

      . 

     То  есть сбережения и инвестиции зависят  соответственно от уровня дохода и  процентной ставки.

     Полученное  кейнсианское условие равновесия допускает  множественность равновесных состояний  товарных рынков, поскольку условия процентной ставки и дохода в экономике могут постоянно изменяться.

     Для определения этого множества  равновесных состояний товарных рынков английский экономист Джон Хикс использовал модель «инвестиции  – сбережения» (IS). Эта модель позволяет найти в каждом конкретном случае соотношение между процентной ставкой (r) и национальным доходом (Y), при котором инвестиции равны сбережениям при постоянстве прочих факторов.

     Модель  IS рассматривается в краткосрочном периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов, уровень цен фиксирован, величины совокупного дохода (Y) и ставки процента (r) подвижны.

     Модель  «инвестиции–сбережение» – IS имеет большое практическое значение, так как с ее помощью можно показать, насколько нужно изменить процентную ставку при изменении национального дохода для сохранения равновесия на товарных рынках. Например, если уменьшить процентную ставку, то возрастут инвестиции, что приведет к росту планируемых расходов и увеличению национального дохода. В свою очередь рост национального дохода вызовет рост сбережений в обществе и наоборот [10, с.26]. Если изобразить эти процессы графически, то получим убывающую кривую IS (рисунок 11). 
 

     

     Рисунок 11 – Кривая «инвестиции – сбережения» 

     Кривая IS – это геометрическое место точек, характеризующих все комбинации Y и r, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода функциям потребления, сбережения и инвестиций.

     Кривая  IS разбивает экономическое пространство на две области: во всех точках, лежащих выше кривой IS предложение товаров превышает спрос на них, т. е. объем национального дохода больше запланированных расходов (в обществе накапливаются запасы). Во всех точках ниже кривой IS наблюдается дефицит на товарном рынке (общество живет в долг, запасы сокращаются). [11, с.467]

     Инвестиции  находятся в обратной зависимости  от нормы процента. К примеру, при  низкой норме процента инвестиции будут  расти. Соответственно увеличится доход  Y и несколько вырастут сбережения S, а норма процента снизится, чтобы стимулировать превращение S в I. Отсюда изображенный на (рисунок 3) наклон кривой IS.

     Это объясняется тем, что в первом случае при более высокой ставке процента и определенном уровне дохода люди предпочитают не потреблять, а  класть деньги в банк, т.е. сберегать, что уменьшает инвестиции и совокупный спрос. Во втором случае при низкой процентной ставке общество живет в долг и предпочитает потребление, увеличивая тем самым инвестиции в экономику и свои совокупные затраты.

     Если  изменять факторы, которые ранее рассматривались как неизменные, к примеру, государственные расходы (G) или налоги (Т), то кривая IS сместится вправо вверх или влево вниз в зависимости от изменения названных показателей.

     К примеру, если госрасходы возрастут, а  налоги останутся неизменными при проведении стимулирующей фискальной политики, то кривая IS сместиться вправо вверх. Если же возрастут налоги, а госрасходы останутся на прежнем уровне при проведении сдерживающей фискальной политики, то кривая IS сместится влево вниз.

     Таким образом, модель IS может использоваться и используется в практике хозяйствования для иллюстрации воздействия на национальный доход налогово-бюджетной (фискальной) политики государства.

     Кривая  IS – кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характеризующих все комбинации Y и R, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment=Savings).

     Простейший  графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций (см. рисунок 11).

 

      3 РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 
       

      3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка товаров и услуг 
       

      Развитие  товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко  затрагивает и сферу обращения, поскольку торговля, процессы купли-продажи  составляют существо рынка, рыночного  механизма. Эти процессы образуют органическую часть воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен, потребление), производства и потребления ВВП (частное потребление, государственные расходы, валовые инвестиции, чистый экспорт), кругооборота товаров, доходов и расходов.

      Кругооборот товаров реализуется в сфере  купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Их основными структурными элементами являются рынки потребительских товаров, услуг и продукции производственно-технического назначения. Товарные рынки образуются и функционируют в институционально-правовом пространстве, в котором системообразующую роль играют рыночные институты, законодательно-правовая база по товарным рынкам и инфраструктура рынков товаров и услуг.

      Из  совокупности рыночных институтов ключевое значение здесь имеют институт частной собственности, договорное право, институт посреднической деятельности. В правовом пространстве важнейшими регуляторами являются законодательные акты об антимонопольной деятельности и о конкуренции.

      Основными целями развития товарных рынков являются [12]:

    • удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
    • создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;
    • обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения этих целей создаются и совершенствуются
    • организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.

      Инфраструктура  рынка товаров народного потребления  представлена прежде всего сетью  различных торговых предприятий, а  также товарных бирж, ярмарок, выставок, аукционов, торговых представительств, дилерских и дистрибьюторских организаций, оптово-посреднических фирм, сервисных служб. По опыту высокоразвитых стран формирование структур по организации и координации товародвижения позволяет сократить затраты обслуживаемых предприятий в сфере товародвижения в 1,5—2 раза.

      По  характеру выполняемых в сфере  товарного обращения функций  процессы и операции, совершаемые  в торговле, можно подразделить на два вида:

    • производственные, или технологические;
    • коммерческие (или чисто торговые).

      Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).

      Коммерческие  процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).

      Промежуточное положение между этими двумя  видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги, по существу, становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставки товаров на дом, установки купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, приема заказов у покупателей и др.).

      Объектом  коммерческой деятельности в торговле являются коммерческие процессы. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

      Коммерческая  деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в оптовой торговле), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.

Информация о работе Рынок товаров и услуг