Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Рынок товаров и услуг c дороботкой.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     Можно выделить некоторые отрасли, которые  имеют свои конкретные пути улучшения. Например, очевидно, что на фоне определенных успехов в функционировании сельскохозяйственной отрасли республики, и в частности, в производстве продукции растениеводства, имеются проблемы. Для их решения, в стратегическом плане необходимо форсировать структурное реформирование села. В ближайшем будущем, наряду с комплексным развитием отрасли, поддержкой частного сектора, первостепенное внимание следует уделять развитию экспортоориентированных производств. В первую очередь это относится к производству продукции животноводства и реализации на внешних рынках продуктов его переработки. Для устойчивой эффективной работы предприятий пищевой промышленности необходимо обеспечить рост производительности труда и расширение рынков сбыта. Эти задачи невозможно решить без сертификации производств, привлечения инвестиционных ресурсов на ускорение технического прогресса, обновления технологий, увеличение доли инновационной продукции, снижение ее материалоемкости. В 2009 г. начали реконструкцию автодорог по параметрам первой категории. Это активизирует деятельность не только дорожных и транспортных организаций, но и народного хозяйства в целом, что позволит увеличить потребление отечественных строительных материалов, щебня асфальта, создать новые рабочие места. При этом в условиях сокращения мирового производства строительных материалов следует пересмотреть стоимость строительства автодорог и сэкономить финансовые средства. Что касается связи, то будут продолжаться работы по развитию сети стационарной и подвижной электросвязи, ускорению развития сетей цифровой сотовой связи республики; повышению уровня качества, доступности и спектра услуг; увеличение емкости и сбалансированности рынка услуг электросвязи; внедрению новых перспективных информационных и телекоммуникационных технологий; повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций отрасли; увеличению доли высокотехнологичных продуктов на рынке услуг связи и повышению инновационной активности; проведению организационно-правовых реформ рынка услуг электросвязи общего пользования, обеспечению равных условий конкуренции для всех участников рынка услуг связи. Для выполнения мероприятий по развитию туризма требуется активизация деятельности по привлечению в эту сферу частного бизнеса, максимальному использованию туристического потенциала Беларуси, в особенности имеющихся в республике санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Необходимо сделать принципиально важный вывод: если не предпринять результативные меры по ликвидации энергетической зависимости внешней торговли, она обречена на административное регулирование. Опыт социалистического строительства свидетельствует о том, что обеспечить непрерывную адаптацию производства к запросам рынка (потребителей) административными методами невозможно, поэтому рассчитывать на необходимую эффективность таких внешнеторговых связей вряд ли приходится.

     Для формирования рыночных условий и  конкурентной среды во внешнем секторе экономики целесообразно:

  • активировать поиск региональных рынков с платежеспособным спросом на нефтепродукты, повысить эффективность маркетинга для их реализации в странах Западной Европы;
  • в полной мере использовать возможности увеличения экспорта инвестиционных товаров в страны СНГ, особенно в Россию, и развивающиеся государства;
  • диверсифицировать импорт комплектующих изделий, сырья и материалов, на этой основе повысить качество и конкурентоспособность экспортируемой продукции, не снижая цены, удержать рынок России – основного торгового партнера Республики Беларусь;
  • создавать международные совместные предприятия с участием белорусской стороны, основная цель которых – передача технологий.

     Также можно привести 10 доказательств  того, что свободная торговля может гарантировать благополучное будущее Беларуси.

  • Беларусь – малая открытая экономика. Экономическая наука однозначно заявляет, что нам выгодны четыре базовые экономические свободы (перемещение товаров, услуг, денег и людей) и адаптация стандартов крупных торговых партнеров и международных организаций.
  • не имеется ни одной передовой, прорывной технологией, не имеем материальной и научной базы для их развития, не являемся источниками стандартов на товарных, научных рынках или сфере услуг. Единственный способ их получить и использовать весь наш внутренний потенциал – торговать со всем миром.
  • нет природных ресурсов, в том числе энергетических, чтобы даже пробовать создать автаркическую, закрытую модель. Только торговля может обеспечить нас доступом к необходимым ресурсам.
  • нет емкого, богатого внутреннего рынка. Чтобы набрать силу и вес в экономике, нужно ориентироваться, в первую очередь, на внешние рынки. свободная торговля – палочка-выручалочка для конкурентного белорусского бизнеса.
  • Беларусь остро нуждается в модернизации и замене производственных технологий. Поскольку своих нет, надо покупать за границей. Еще лучше – создать условия для тех, кто за свой счет привезет в страну hi-tech и разовьет его в Беларуси.
  • Беларусь застряла между усталым плановым хозяйством политиков и менеджментом "красных" директоров. Свободная торговля является мощным катализатором обновления, ликвидации старых, затратных методов управления экономикой и бизнесом.
  • Беларусь богата лесами, озерами, удобрениями и инфраструктурой. С месторасположением нам тоже повезло. Города безопасны и приятны. Использовать наши сравнительные преимущества, в том числе туристический потенциал, можно только через интеграцию в региональную и мировую систему разделения труда. Свободная торговля – базовый принцип взаимодействия Беларуси и мира.
  • без современного образования и генерации знаний конкурентную экономику не создашь. Белорусская наука и образование стагнируют. Путь к модернизации – интеграция образовательных, научных и исследовательских центров Беларуси с европейскими и мировыми. Это возможно только при соблюдении принципов свободной торговли. В данном случае речь идет об обмене информацией, технологиями, студентами и учеными.
  • транснациональные корпорации – основные источники капитала, технологий и опыта управления. Они гарантируют доступ к товарным сетям мира. Они будут заинтересованы в размещении производств (заказов) в Беларуси, только если мы будем работать в режиме свободной торговли со всеми соседями, ЕС и США.
  • белорусская культура, ценностные установки, характер отношений "человек-человек", "человек-государство" требуют модернизации. Гражданское общество, институты государства будут адаптироваться к требованиям глобального рынка гораздо быстрее, если будет гарантирована свобода перемещения товаров, услуг, денег и людей. Изоляционизм тянет в прошлое. Открытость гарантирует благополучное будущее.

      Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по развитию институтов товарных рынков, рыночной инфраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутриэкономической, так и внешнеэкономической сферах деятельности.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Тема, раскрытая в данной курсовой работе является ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства. Поэтому рассмотрение этой темы имеет первостепенное значение как с теоретической точки зрения, так и с практической.

     Как известно любая система стремится  к достижению равновесного состояния  и его сохранению. Это характерно для макроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет свои специфические законы и условия. В данной работе были рассмотрены условия функционирования товарного рынка и условия равновесия на рынке товаров и платных услуг. Мы пришли к выводу, что рынок товаров будет находиться в равновесном состоянии, если при данном уровне цен, совокупное предложение будет равно совокупному спросу, и выпуск продукции будет равен совокупным расходам. Равновесие на рынке товаров и платных услуг устанавливается, когда предложение сбережений равняется инвестиционному спросу.

     Анализируя  кривую макроэкономического равновесия товарного рынка, называемую кривой «инвестиции-сбережения» IS, установили, что макроэкономическое равновесие товарного рынка весьма неустойчиво, так как в реальной действительности предложение сбережений может не соответствовать инвестиционному спросу.

     Сама  природа рынка предполагает цикличность  и неравномерность развития экономической  системы. «Невидимая рука» рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу. Чтобы противодействовать этим процессам и способствовать достижению макроэкономического равновесия, государство должно проводить особые мероприятия по регулированию экономики. Проведение экономической политики затрудняется многими факторами, но тем не менее правильное применение ее инструментов позволяет избежать многих негативных явлений, связанных с цикличностью экономики и направить экономическое развитие по нужному пути.

     Под проблемой макроэкономического  равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при  котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных  товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.

     Главным принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства  при установлении макроэкономического  равновесия. По мнению кейнсианцев  рыночной системе сопутствуют нестабильность и цикличность, она не способна к саморегулированию. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы с трудом поддаются изменению и поэтому не могут сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень выпуска не всегда совпадает с уровнем полной занятости. 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. История экономических  учений. С.А. Бортенев, Москва «Экономисть», 2003.- 237 с.
  2. Основы экономической теории – Мн.: «Фу Аинформ», 2001.- 789 с.
  3. Курс экономики. / Под ред. Райзберга Б.А. -  М.: Инфра-М, 2006. с. 146.
  4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 2007. c.216.
  5. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2006. с. 204
  6. Н.Д., Макаркин И.П., Шичкин П.В. Микроэкономика.  - СПб.: Питер,  2006. с. 189
  7. Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. - М.: Инфра-М, 2006. с. 168
  8. Общая теория занятости, процента и денег. – Д.М. Кейнс, М., 1989.- 89 с.
  9. Экономическая теория (в вопросах и ответах) / Сост. И.В. Насонова, Л.В. Бондарь, Губаревич О.Ф.: Пособие для подготовки к государственному экзамену. – Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2002. – 115 с.
  10. Рузавик Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. - М.: Инфра-М, 2006. – 375с
  11. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 637 с.
  12. Проблемы развития товарных рынков в Республике Беларусь: Сб. научн. тр. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. с.4
  13. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 3-е изд. С изм. И доп. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.
  14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Мн.: Юнипак, 2004.
  15. Рыночное реформирование экономики Беларуси. Мн.: ИЭ НАН Беларуси, 1997.
  16. Шелег Н.С. Потребительский рынок Беларуси: этапы, проблемы, перспективы. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2001.
  17. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Мн.: БГЭУ, 2003.
  18. Экономика региона: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Борисевича. Мн.: БГЭУ, 2002.
  19. Ведущие отрасли социальной сферы Республики Беларусь: состояние и актуальные проблемы развития // Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Администрация Президента РБ, 2003.
  20. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001.
  21. Отраслевой портрет Республики Беларусь / Науч. ред. Г.М. Лыч, В.В. Пинигин, В.Н. Шимов. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1996.
  22. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Инфра-М, 2005. – 395с.
  23. Устиян И. Кейнсианство - доктрина регулируемой рыночной экономики. // Экономист, 2005, № 9.
  24. Шаститко А. Неоклассическая экономическая теория: критический анализ предпосылок. // МЭ и МО, 2005, № 10.
  25. Гуськова Н.Д., Макаркин И.П., Шичкин П.В. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2006. – 216с.
  26. Бункина, М. К. Экономическая политика: Учеб. пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. – 336 с.
  27. Егоренков, Н. Фазовая модель товарно-денежного хозяйства / Н. Егоренков, Е. Казакова, М. Стародубцева. // Вопросы экономики. – 2005. – №8. – С. 41-47.
  28. Енин, Ю. И. Макроэкономическое регулирование национального хозяйства в условиях евразийской интеграции /  Ю. И. Енин; под ред. В. Ф. Медведева. – Мн.: Право и экономика, 2004. – 182 с.
  29. Крюков, Л. М. Модель устойчивого развития Республики Беларусь: принципы, императивы, приоритеты /Л. М. Крюков, С. С. Полоник. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. – №2. – С. 22-24.
  30. Лемешевский, И. М. Общее и частичное равновесие в экономике переходного периода / И. М. Лемешевский. // Экономика. Управление. Право. – 2004. – №2. – С. 11-14.
  31. Руденков, В. Развитие экономики Беларуси: модель и проблемы / В. Руденков. // Беларусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. – №1. – С. 76-79.
  32. Селищев, А. С. Макроэкономика /  А. С. Селищев. – СПб.: питер, 2003. – 448 с.
  33. Тренев, Н. Н. Макроэкономика: современный взгляд. Учебное пособие для вузов / Н. Н. Тренев. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 352 с.
  34. Экономика / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 431 с.
  35. Агапова, Т. А. макроэкономика / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. д. э. н. проф. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во «Дело и Сервис», 2000. – 416 с.

Информация о работе Рынок товаров и услуг