Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования: рынок товаров и услуг в его целостном понимании.
Методы исследования: позитивный и индуктивный методы, научное абстрагирование с выделением наиболее важного, значимого из исследованного материала.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм достижения равновесия на рынке товаров и услуг в неоклассической и кейнсианской моделях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Рынок товаров и услуг в неоклассической модели: механизм функционирования и стабилизации………………………………….
1.1 Сущность неоклассической теории………………………………………..
1.2 Равновесие на рынке товаров и услуг в неоклассической модели……………………..……………….………………………..…………..
2 Кейнсианская модель равновесия на рынке товаров и услуг…………………...………………………………………………………...
2.1 Сущность кейнсианской теории в макроэкономике ……………………..
2.2 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг в кейнсианской модели……………………..…………………..….…
3 Рынок товаров и услуг в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы…………………………………………………………………...…
3.1 Современное состояние и проблемы белорусского рынка ……...……….
3.2 Пути совершенствования рынка Беларуси………………………….……..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Рынок товаров и услуг c дороботкой.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)
  • доход домохозяйств;
  • богатство, накопленное домохозяйствами;
  • уровень цен;
  • экономические ожидания;
  • величина потребительской задолженности;
  • уровень налогообложения.

Величины  потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство  не предпринимает специальных действий по их изменению.

Инвестиции  очень изменчивы.

Факторы, определяющие динамику инвестиций:

  • ожидаемая норма чистой прибыли;
  • реальная ставка %;
  • уровень налогообложения;
  • изменения в технологии производства;
  • наличный основной капитал;
  • экономические ожидания;
  • динамика совокупного дохода.
 

 С ростом совокупного  дохода автономные (независимые) инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВНП. Так как инвестиции финансируются из прибыли, а последняя растет с ростом совокупного дохода, то и инвестиции растут при увеличении дохода.

Основные  факторы нестабильности инвестиций:

  • продолжительные сроки службы оборудования;
  • нерегулярность инноваций;
  • изменчивость экономических ожиданий;
  • циклические колебания ВНП.

Несовпадение  планов инвестиций и сбережений обусловливает  колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы естественному уровню.

     Модель  «Доходы-Расходы» или «Кейнсианский  крест» иллюстрирует влияние совокупных расходов, в том числе и государственных, на изменение валового производства и национального дохода. Для упрощения предположим, что амортизационные отчисления, налоги и чистый экспорт равны нулю.

     Тогда ВВП по величине равен национальному  доходу, а функция потребления  – задастся следующим образом:

     С = С + МРС * DI,

     где С – автономное потребление, то есть потребление, не зависящее от величины дохода, функция потребления указывает на прогрессивное расширение потребительских расходов (рисунок 6).

     

     Рисунок 6 – «Кейнсианский крест» 

     Но  вертикальной оси отложим величину совокупных расходов, а по горизонтальной – величину национального дохода. Биссектриса показывает равенство совокупных расходов и национального дохода. Сплошные кривые С, C+I, С+I+G отражают разные уровни совокупных расходов. Вертикальная сплошная линия FE показывает ситуацию полной занятости.

     Совокупные расходы включают в себя расходы всех хозяйствующих субъектов, в том числе потребительские, инвестиционные и государственные расходы, а также чистый экспорт (который мы считаем равным нулю).

     Для наглядной иллюстрации «кейнсианского креста» приведем пример страны, выходящей из экономического кризиса. Когда экономика страны находится на спаде, объем потребления довольно низкий. Величина национального дохода, при которой наблюдается равновесие сбережений и инвестиций, будет соответствовать S0 или NI0. На данном этапе совокупные расходы складываются исключительно из потребления. Сбережения равны нулю, так как доходы довольно низкие из-за большой безработицы. Затем, когда в экономике начинается оживление, к потребительским расходам добавляются инвестиции. Национальный доход увеличивается до NIl (безработица сокращается, совокупные доходы растут). Увеличение совокупных расходов будет поднимать кривую совокупных расходов все ближе к уровню полной занятости. Когда правительство кроме стимулирования инвестиций перейдет к осуществлению государственных расходов, произойдет еще большее увеличение совокупных расходов, а вместе с ними и объема национального дохода.

     Модель  «национальный доход совокупные расходы» («Кейнсианский крест») иллюстрирует значение государственных расходов и поощрения частных инвестиций.

     Мультипликатор  выражает влияние величины потока на величину запаса. Суть действия мультипликативного эффекта сводится к прогрессивному возрастанию или к прогрессивному уменьшению расходов в рамках всей экономики (рисунок 7).

     

     Рисунок 7 – Эффект мультипликатора 

     По  вертикальной оси отложим объем  сбережений и валовых инвестиций (S, I), а по горизонтальной – величину национального дохода (NI). Сбережения на этом графике представлены кривой с положительным наклоном (S). Объем инвестиций задают горизонтальные линии (I0 и I1). Сплошная линия (FE) показывает уровень полной занятости. Приведем формулу коэффициента мультипликации

     

     Из  формулы видно, что при увеличении первоначальных инвестиций, или расходов, происходит еще большее расширение валовых инвестиций. Это, в свою очередь, ведет к росту ВВП и национального дохода. Однако если первоначальные инвестиции начнут сокращаться, то это вызовет большее свертывание валовых инвестиций, а вместе с тем и уменьшение ВВП и национального дохода. Важно отметить, что, чем выше будет склонность к потреблению, тем ниже будет склонность к сбережению, и наоборот. Эффект мультипликатора проявляется только при неполной занятости.

     Суть  метода изъятий и инъекций состоит  в следующем: мы знаем, что домохозяйства  не весь свой доход тратят на потребление, часть дохода они сберегают. Т. о. сбережения являются изъятием из потока расходов. Однако не весь продукт продается  конечным потребителям – часть его покупают предприятия на сумму инвестиций. Поэтому инвестиции восполняют пробел в потреблении, который делают сбережения, и являются инъекциями расходов в поток расходы-доходы.

     Этот  метод можно проиллюстрировать  графически. Если инъекции инвестиций превышают утечку средств на сбережения, совокупные расходы будут больше ЧНП и последний будет повышаться. Только тогда, когда S = I, т.е. когда утечка средств на сбережения полностью компенсируется инвестициями, совокупные расходы равны объему производства, т.е. достигается равновесный объем производства.

     

 

     Рисунок 8- Определение равновесного ЧНП с помощью метода «изъятий – инъекций» 

     Равновесный объем производства достигается в точке пересечения кривых сбережений и инвестиций. Только в точке равновесия домохозяйства намерены сберечь столько же, сколько предприниматели хотят инвестировать. Соответствие планов сбережений и инвестиций приводит к равенству  ЧНП = С + In. 

     Кейнсианская  модель AD - AS - базовая для анализа  процессов выпуска товаров и  услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

     Кривая  совокупного спроса AD - количество товаров  и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии (рисунок 9). 

     

     Рисунок 9 – Кривая совокупного спроса 

     Совокупный  спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем  меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется  платежеспособный спрос.

     Между размерами совокупного спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.

     Кривая  совокупного предложения (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг  может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен (рисунок 10). 

     

     Рисунок 10 – Кривая совокупного предложения 

     В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения  согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).

     В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости  рабочей силы кривая совокупного  предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.

     Причины “жесткости” заработной платы и  цен - действие трудовых договоров, законодательно установленный минимум заработной платы, эффект “меню”, сроки действия контрактов на поставку продукции, вмешательство профсоюзов. При увеличении спроса фирмы увеличивают выпуск, не меняя уровень цен либо меняя его незначительно. [8, с.67]

     Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения характеризует состояние экономики в спаде - высокий уровень безработицы и значительная недозагрузка производственных мощностей. При увеличении совокупного спроса фирмы способны увеличить объем производства без повышения цен.

     На  восходящем отрезке увеличение реального  объема выпуска сопровождается повышением цен. Положительный наклон кривой показывает прямую зависимость выпуска от уровня цен. Увеличение совокупного спроса вызовет и повышение цен, и  рост объемов производства.

     На  восходящем отрезке экономика близка к состоянию полной занятости. Чтобы  увеличить выпуск в ответ на расширение совокупного спроса, фирмы привлекают дополнительные ресурсы. Повышаются цены на факторы производства, растут издержки и фирмы вынуждены повышать цены на продукцию.

     Форма кривой совокупного предложения  позволяет наблюдать изменение  издержек производства на единицу продукции  при изменении объема выпуска. На горизонтальном отрезке фирмам доступны ресурсы по неизменным ценам и  производство увеличивается без повышения цен. На восходящем отрезке издержки производства повышаются, и в экономике повышается общий уровень цен. На вертикальном отрезке возможности увеличения выпуска исчерпаны, так как заняты все ресурсы. Расширение совокупного спроса приведет только к росту цен. Фирмы могут перекупать уже занятые ресурсы, повышая свои издержки производства и увеличивая выпуск. Но в целом реальный выпуск в экономике не увеличится.

     Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

     В данной модели возможны следующие варианты:

    • совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад;
    • совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

     Кейнсианская  теория предполагает, что макроэкономическое равновесие может быть достигнуто на любом отрезке кривой совокупного  предложения. На горизонтальном отрезке  равновесие достигается без инфляции, на восходящем - при некотором повышении цен, на вертикальном - в условиях инфляции.

     Равновесный объем выпуска меняется при смещении кривых совокупного спроса и совокупного  предложения. Результат увеличения совокупного спроса зависит от состояния  экономики. Эффект мультипликатора  на разных отрезках кривой совокупного предложения действует в различную силу.

     На  горизонтальном отрезке действие мультипликатора  проявляется в полном объеме. Рост совокупных расходов вызывает значительное увеличение выпуска при неизменном уровне цен. Однако на восходящем и вертикальном отрезках изменение совокупного спроса будет в той или иной степени поглощаться инфляцией.

     Из-за негибкости цен в краткосрочном  периоде сокращение совокупного  спроса на восходящем и вертикальном отрезках приведет к их падению только через определенное время.

Информация о работе Рынок товаров и услуг