Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

мои шпоры.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

3. переход к  новым формам регулир-ия, провед-е соц-и экон.политики,призванной найти оптим.путь для решения триединой задачи: обеспеч. структ-ю перестройку и эк.рост; остановить инфляцию,сохр-ть стаб-ть в общ-ве, в кот.усиливается соц.расслоение и может появиться соц.напряж-ть.

Выработка эк.политики,стратегии и тактики реформир-ия Э.явл.важн.ф-ией гос-ва в ПЭ. 

65. Соц.политика(СП) в трансформационной экономике(ТЭ)

СП- сис-ма мер,  направл.на измен-е ур-ня   и   кач-ва  жизни; деят-ть   гос-ва   по управлению развитием  соц.сферы общ-ва, нацелен.на удовл-ие интересов и потребностей граждан.

 Осн.задачиСП:

  • Повыш-е благосостояния;- улучш-е условий труда и жизни людей;-Осущ-е принципа соц.справедливости;-Соц.защита чела и его основн.соц-эк.прав;-Разв-е соц.инфрастр-ры(транспорт и связь,образование, здравоохранение, инфо);-поддержание опред.статуса различн.соц.групп и отношений между ними;-формир-е эк.стимулов участия в общ.производстве;-Созд-е условий для всесторон.разв-я чела, удовл-я его потребностей и возможности реализации в свобод.труде.

Осн.цели СП:-Обеспеч-е определ.ур-ня потребления населения;-Нейтрализ-я негативн.последствий рын.эк-ки;-обеспеч.благоприятн.условий жизни для всех членов общ-ва. 
СП осущ-ся     на     разн.уровнях эк.деят-ти:

1)СП  фирмы   (корпорации)   в   отношении персонала;2)Региональн.СП в регионах;3)Гос-ая.СП;4)Межгос-ная СП, связан.с решением глоб.экологич.проблем, преодолением соц-экон.отсталости групп стран.

СП  гос-ва в переходной к рынку Э.имеет  особен-ти:

-поддержка разл.слоев  населения;-соц.поддержка малоимущих;-создание  условий для разв-я предпринимательства;-финансир-е образования и здравоохр-я; охрана экологии;-регулир-е сферы труд.отношений.

Выдел.две  формы реализ-и  СП: 1)обеспеч-е всем трудоспособным благопр.возможностей для предпринимат-ва и труда,для зарабат-ия максим.высок.доходов путем любой закон.деят-ти 2) обесп-ии определ.соц.гарантий для нетрудоспос,малоимущих и безработ: - перераспред-ие дохода в общ-ве; - обесп-е пенсиями и пособиями нетрудосп,малообеспеч и безработн;-повышение образовательного уровня и усиление мед.помощи нуждающимся.

СП  строится на основе определ.принципов, главные:

1.соц.рав-во членов  дан.общ-ва, означ.рав-во перед законом, а также в области нац-ых отношений, вероисповедания и др.;2.соц.солидарность- общая, объединенная поддержка, опирающ.на общность основн.жизненных интересов и целей населения данстраны;3.соц.справедливость,означающая определен.соц-эконом.симметричность и эквивалентность в жизни общ-ва и его соц.групп. Это проявл-ся в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответст-ти, вклада и реального эк.положения чела . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Методолог.  основы классич.  теории.

Представители классич.направления:Ф.Кенэ,У.Петти,А.Смит,Д.Рикардо,

К.Маркс,А.Маршалл.

Основные  положения классич.теории:

-эк-ка–рынок совершенного типа;-рын.эк-ка является саморегулируемой;-цены на рынках гибкие;-эк. субъекты действуют рац-но-под влиянием своего интереса,т.е.выгоды.

Классич.модель исходит из сл.условий:

-Объем валового выпуска в стране зависит только от кол-ва ресурсов(капитала и труда)и уровня технологии пр-ва;-Изм-е технологий пр-ва происходит медленно;-Уровни цен и зар.платы явл-ся гибкими,что позволяет удерживать эк-ку в сост-и равновесия;-В эк-ке исп-ся все производственные ресурсы.

Анализ эк. ситуации представители классич.теории проводили  в долгосрочном периоде.На протяж.этого периода они отмечали рав-во сов.расходов общества и объема нац.пр-ва.

В основе классич.модели макроэк. равновесия лежит предполож.о  том,что эк-ка всегда стремиться к  естеств.уровню выпуска продукции.Этот уровень опр-ся производственными возможностями общества,т.е.наличием ресурсов,технологией пр-ва и рабочей силой.В рын.эк-ке сущ.механизмы,кот.приводят ее в оптим.сост-е равновесия,т.е.такое сост-е,когда нет ни вынужденной безработицы,ни инфляции.

55. Политика государства  в сфере труда и трудовых отношений

Задача постр-я  эк. с-мы,ориен-ой на человека,стимул-щей  разв-е личн-ти,осн-ся на идее соц. справедливости (СП).В наст. время понятие СП воспр-ся общ-ым сознанием как благополучие, достигнутое в резул-те деят-ти,приносящей реал. пользу обществу.Если вклад чела в общ-ое благосост-ие оказ-ся сущ-ым,то ест-ым будет и выс. вознагр-ие его труда.Соблюдение принципа СП предп-ет:

  • преодоление отчуждения работников от собственности;
  • ослаб-ие в общ-ве др. видов отчуждения (соц-го,культ-го,пол-го);
  • преобр-ие чела из фактора производства в субъект труда;
  • обесп-ие приор-го разв-ия социокультурной сферы,кот. предусм-ет инвестиции в образ-ие,культ. как на макро-,так и на микроуровне;
  • персональную ответственность каждого за свою работу;

- не только мат-ое,но и мор-ое поощрение высокопроизв-го труда;

  В рын. эк. неизбежны расслоение общ-ва на крупных и мелких собственников,а также сущ-ние нерав-ва дох-ов.В связи с   этим   гос-во   должно   защищать   интересы   опр-ых   групп насел-ия,перерасп-ть дох. через налог. мех-зм,разв-ть и поддерж-ть    мал.    и    сред.  бизнес,созд-ть    условия    для индив-ой труд. деят-ти и т.д.

Справед-ть- понятие не только нрав-ое,но и эк.,двух принц-ых условий:

  1. оплата труда должна сост-ть большую часть вновь созданной стоимости (это усл-ие обесп-ет уст-ый и весомый доход населения);
  2. произ-ль должен быть активным потребителем произведенного.

Принц. гориз-ой справ-ти предп-ет прим-ие один-ых мер ко всем лицам,наход-мся в один-ом полож-ии (ед. налог. ставка на равные по вел-не дох. незав-мо от их источников). Принц. вертик. справ-ти осн-ан на прим-ии диффер-ых мер к лицам,наход-мся в неравном полож-ии (разная по вел-не налог. ставка на разные по вел-не доходы).

Стремл-ие к обесп-ию рав-ва дох-ов приводит к пониж-ию эфф-ти произ-ва,т.к. незачем эфф-но раб-ть ни «бедному» (все равно общ-во поддержит), ни «богатому» (все равно общ-во отнимет).В свою очередь нерав-во дох-ов обесп-ет эк. эфф-ть,ибо порождает стремл-ие к улучш-ию индив-ых резул-ов произв-ой деят-ти с целью получ-ия повыш-ых дох-ов.В заруб. эк. теории выд-ют 4 принц. справ-ти в распред-ии и перераспр-ии дох-ов:

1. эгалитарный – озн.,что в общ-ве отсут-ет нерав-во в распр-ии дох-ов;

2..роулсианский  – предп-ет справ-ой такую диффер-ию дох-ов,при кот. относ-ое эк. нерав-во допустимо лишь тогда,когда оно способ-ет достиж-ию более выс. абсол-го ур-ня жизни беднейшими членами общ-ва;

3.утилитарный  – осн-ан на том,что дох. должны распр-ся пропорц-но полезности из испол-ия разл. людьми;

4рыночный ~ предп-ет рын. распр-ие дох-в,осн-ое на соотв-ии дохода каждого фактора произ-ва предел-му продукту, получ-му от дан. фактора.

54. Система и механизм  соц. защиты населения  РБ. Соц. зашита - система мер, осущ. общ-вом в целом и его звеньями по обеспеч-ю устойчивости общественно нормального мат-го и соц-го положения граждан; это сис-ма мер по защите любого гражданина страны от эк-кой бедности и соц. деградации в рез-те потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами соц. защиты явл.: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и др.

Формы гос. системы соцзащиты:

  • пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; мед. помощь; гарантирование гос-м миним. уровня доходов. Осн. направления    формирования    эффективной    системы соцзащиты:
  • поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости.

В усл. перехода к рынку в соц. защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры соц. защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для др., невыполнимыми для третьей и т.д. Поэтому разрабатываются спец. программы помощи малообеспеч-м слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Программы соц. защиты:

  • программы регулирования занятости;
  • программы борьбы с безработицей и помощи безработным.

Для сохранения опр. ур-ня жизни граждан производится индексация доходов - их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: соц. пенсии, пособия, стипендии, зар. плата работников непроизв-й сферы, ден. обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, кот. получает доходы не из бюджета, осущ-ся на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Каждая страна формирует собственную систему соц. обеспечения. Наиб. высокий ур-нь соцзащиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Соц. гарантии - это обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Конструктивные  элементы системы соц. гарантий:

1.гарантии формирования, поддержания и развития способностей  в первую очередь к труду;2.гарантии реализации способностей в процессе трудовой деят-сти;3гарантии доступа работника к процессам принятия управленческих решений;4гарантии распределения по труду, получения доходов на основе разнообразных общественно приемлемых способов и источников их формирования;5гарантии в сфере реализации обмена;

6гарантии в  сфере потребления;7гарантии обеспечения эколог. безопасности для нормального воспроизводства жизни членов общества;8гарантии защиты гражданских свобод каждой личности, возм-тей исп-ния прав и выполнения обязанностей.

Соц. гарантии, предоставляемые  населению:

  • миним. опл. труда, пенсии, пособия на детей, стипендии, индексация доходов в условиях инфляции, компенсация потерь от стихийных бедствий, пособия по безработице, мед. страхование, защита усл. труда, соц. обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

42. деловые циклы:  понятие и фазы.

Эк-ты давно обратили вним на то, что в МЭ изм-я сов спроса, сов предл-я, V пр-ва и сов дохода осущ-ся циклически. Цикл-ть — это измен-я в эк-ке в течение определ-го времени. Однако не каждое МЭ изм-е явл цикли-м. Цикл-ть — это повтор-ся изм-я, движ-е от одного состояния МЭ равновес к др. Эк-ка в своем развитии как бы «пульсирует»: периоды подъема смен-ся спадами или даже кризисами, затем снова начин-ся подъем. Поэтому в длит период врем динамика будет отображ-ся волнообразной лин, где каждая волна соответст полному циклу развития эк-ки.

Эк-им циклом наз промежуток времени между двумя одинак-ми состояниями эк-ки.

Выдел 4 фазы цикла: пик (высшая т эк-ой активн-ти), спад (рецессия), низшая т актив-ти, подъем (экспансия).

1 фаза —  пик цикла. Так сост-ю эк-ки соответствует наиб выс-я занятость. Произв-ые мощности загружены полностью, набл-ся наивысший у-нь дел актив-ти. У-нь цен, ставки зарплаты и % очень высоки.

2 фаза —  спад. Ей соответст избыток капитала, кот не нах-т своего прим-я в новых инвест-х. Это ведет к падению нормы ссудного %. Пр-во и занятость сокращ-ся, в рез-те предлож превышает спрос, возник инфл-я и др негативные явления в эк-ке. Длит-ый спад наз депрессией. Она характ-ся застоем в пр-ве, низк у-ем цен и ссудного %, массовой безработицей, налич свободного денежо капитала.

3 фаза —  низшая т спада. Здесь V пр-ва и занятость самые min-е. Предпр-я стараются выйти из застоя, приспособ к низ ценам путем сниж издержек пр-ва. Идет обновление основ капитала, растет спрос на него, что дает стимул для разв отраслей, выпуск-х средства пр-ва, а затем и для оживл-я всей эк-ки.

4 фаза —  подъем. Повышается инвест-я активность, заключ новые контракты. Поэт растет спрос на ссудный капитал и повыш ссудный %. Ур-и пр-ва и зан-ти постепенно растут, повыш цены, сокращ безраб-ца вплоть до полной занятости. Это состоян эк-ки продолж вплоть до достиж ею наив-х показ-й, т.е. до пика. Затем фазы циклы повтор снова. 
 

41.Антиинфляционная  политика в Беларуси

Динамику инфляции в РБ можно проследить в рамках 4 периодов:1 период(1991-1994гг.); 2 период(ноябрь 1994-1996гг.); 3 период(1997-1999гг);4 период(2000-2003гг).

Всю совок-ть мер  антиинфляц пол-ки,применяемых в  РБ,можно условно разделить на 3 группы:

-комплекс мер  по огранич-ю издержек и ресурсосбер-ю;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"