Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
40.Особ-ти гос п-ки занятости в РБ
П-ка занятости
ориентирована на повыш-е эффект-ти
труда, ускорение прогрессивн
Осн задачи, стоящие
перед гос-м в обл занятости,
заключ в след-м: 1.обеспечение эффект
занятости населения на основе ликвидации
избыточн рабоч силы и повыш-и производит-ти
труда; 2.создание действенн механизма
сохр-я и разв-я кадрового потенциала бел
эк-ки ч-з с-му повыш-я квалификации на
рабоч местах, опережающего переобучения
персонала при реструктуризации предприятий;
3.совершенств-е структуры занятости населения
на основе дальнейш разв-я с-мы нов рабоч
мест и своб перелива рабоч силы по отраслям,
профессиям и территориям; 4.содействие
разв-ю самозанятости и мал предприним-ва
в сфере произв-ва на базе реконструируем
предприятий; 5.повыш-е конкурентоспособн
рабоч силы на основе создания с-мы непрерывн
образов-я, профессион обучения и переподготовки
кадров в соответствии с потр-ми структ
перестройки произв-ва; 6.содействие внешн
труд миграции населения; 7.расшир-е масштабов
обучения безработных по конкретн заказам
нанимателей с гарантией последующ трудоустр-ва;
8.обеспеч-е гос гарантий занятости и действенн
с-мы помощи в трудоустройстве граждан
с огранич трудоспос-ю; 9.снижении молодежн
и длительн безработицы и др.
60. МЭ пол-ка при гибком. валют. курсе(ПВК)
Прим-но 2/3 стран мира им. ПВК, некот. из них исп. те или иные мех-мы его коррект-ки, что, однако, не изм. баз. мех-ма его образ-я — соотн-е D и S на валюту. Целенаправ. МЭ коррект-ка в этих странах им. свои особ-ти по срав-ю со странами с фиксир.(Ф) курсом, потому, что ВК перестает быть инстр-ом МЭ пол-ки, он ее рез-т.
Выше было показ., что при ФВК прав-во практ-ки не может контрол-ть свою ден. пол-ку, т.е. опр-ть полож-е LM кр. Ден. пол-ки явл. эндоген. показ-ем. При ПВК им. место обрат. сит-я: полож-е IS кр. зав. от соотн-я экспорта и импорта, кот., в свою очер., эндогенно опр-ся изм-ем ПВК. Поэтому приток кап-ла, вызван., напр., возросшей по тем или ин. прич. % ставкой, приводит не только к прост. давл-ю на ВК и сторону его повыш-я, но и к его немедлен. pocтy, восстан-щему равн-сие платеж. баланса(ПБ). Теорет-ки при ПВК ПБ не может иметь ни отриц., ни положит. сальдо: ВР кр. всегда будет эндогенно перемещ-ся и восстан-ть его равн-сие. =>, речь может идти только о потенц-но возм-ом дефиците или потенц. положит. сальдо ПБ, кот. в реал. жизни могут возникать на корот. промеж. времени.
На полож-е ВР кр. влияет множ-во др. факт-ов. Рост ур-ня дохода в стране торговом партнере увел-ет экспорт дан. страны и смещ. ВР кр. вправо. Аналог. эф-т произв. рост мир. цен, что обеспеч. рост экспорта, увел-е прибыл-ти нац. произ-ва или ожид-я повыш-я курса нац. валюты или ревальвации, кот-е прив. к наплыву краткоср. кап-ла из-за рубежа. Напротив, рост внутр. цен (инфл-ия), увел-е % ставки за рубежом, сокращ-е прибыл-ти нац. произ-ва или ожид-е девальвации вызовут отток кап-ла и сдвинут ВР кр. влево.
При-но к IS-LM-BP модели в усл. ПВК предпол-ся, что все эти парам-ры ост-ся постоян., изм-ся только ВК. Как и в случ. ФВК, целенаправл. корр-ка им. разл. хар-р в зав. от того, какие инстр-ты — бюдж-ой, ден-ой пол-ки — или к.-л. их комб-ция исп-ся и какая пров-ся пол-ка в отн-и междунар. движ-я кап-ла.
Пр-с корр-ки, как и при ФВК, сост. из 2 этапов: изнач. импульса— корр-ки с пом. целенапр. дейст-й прав-ва, и последующ. автоматич. корр-ки эк-ки, не зав-щей от дейс-я прав-ва.
61. Необх-ть перехода к рын. эк-ке.Понятие трансформационной эк-ки,ее осн.черты и ос-ти.
Пер.эк-ка предст.
Собой такое особое состояние
эк.с-мы,когда она функц-етв
Черты ПЭ:
-сочетание КАС
и совр.рын.с-мы с их
-неуст-ть сост-ия,нарушение целост-ти
-кол.и кач.
изм-ия состава эл-ов(гос.предп-ий,колхозов.
-в ПЭ наблюд.кач.изм-ие
систем.связей и отн-ий,формир.
Задачи ПЭ:
-преодоление криз.явл-ий
-форм-ие рын.отн-ий и рын.инфрастр-ры.
-реформ-ие отн-ий собст-ти как основы эк.с-мы.
-созд-ие усл-ий эк.свободы для всех субъектов хоз-ия
-созд-ие развитой
с-мы соц. гарантий,огражд.нас-
62. Концепции перехода к рын. эк-ке и их реализация в отдельных странах. Белорусская модель перехода к рынку.
Сложилось неск-ко
концепций осущ-ния
- приватизация
гос. предприятий и создание
условий для появл-я новых
- демонополизация пром-ти, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и гос. службы. Гос-во при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хоз. деятельность эк-ких субъектов, а создает усл-я для эффективного функционирования рын. эк-ки. Это направление получило название "шоковая терапия".
Сущность второго направления — постепенное создание рыночных отношении. Вторая концепция предусм-ет длительное, эволюц. формир. рын. эк-ки, с сохранением многих старых структур- градуализм. Осн. роль в рын. преобразованиях градуалисты отводят гос-ву. Наиболее характерный пример реализации второго направления — Китай и Венгрия, а среди стран СНГ — Беларусь.
Очень близка к предыдущей концепции теория "планирования развития". Она предусм-т поддержку гос-вом высоких темпов эк-кого роста путем постепенного устранения факторов, сдерживающих развитие эк-ки. Выбор концепции зависит от эк-ких, пол-ких, соц-х и др. условий, а также от воли пол-го руководства.Мировая практика показывает, что эволюц. Вар-т перехода более предпочтителен в тех случаях, когда знач. уд. вес в нар. хоз-тве занимают отрасли с предпринимательским сектором, уд. вес тяжелой пром-сти невысокий, есть стабильность финн. системы, как, например, в Венгрии.
Одной из стран, где наиб. успешно была применена концепция шоковой терапии, явл. Польша. Прав-ство за два года (1990 — 1991) сумело применить осн. Направл. шоковой терапии.
В России шоковую терапию вначале предпол-сь осуществить в 3 этапа и в сжатые сроки, примерно за 4 года.Однако преобразования в эк--ке России не пошли по намеченному сценарию и отстали от намеченных сроков.
Наиб. ярким примером проведения поэтапного преобразования эк-ки явл. Китай. Реформы здесь начались с либерализации цен еще в 1978 году. Все первоначальные преобразования были направлены на повыш. эффективности с/х: разрешены частные крестьянские хоз-ва, подняты отпускные цены на с/х продукцию; увеличены доходы крестьян. В последние годы реформы в Китае осущ-ся ускоренными темпами, особенно в налоговой системе, внешней торговле и законодательной области.
Среди стран СНГ своей послед-стью и постепенностью в создании рын. отношений выделяется РБ.До сер. 90-х г. в эк-ке страны набл-ся глубокий спад. Системные реформы в стране начали проводиться с 1993 года.Целью преобразований в РБ явл. соц-ориентированная модель рын. эк-ки. Она отличается от др. моделей тем, чго в ее основе лежит многообразие форм собственности, причем знач-ое место в эк-ке занимает госсектор.Особенности трансформационной эк-ки РБ закл. в сл.:
1.одновременное наличие доиндустр-х, индустр-х, постиндустр-х подсистем производител-х сил;
2.сис-ма производственных отнош. Нах-ся в своеобразном "переходном" состоянии, т.е. не относится пока ни к смешанной рын., ни к постсоциал-кой эк-ке.
Прежняя система
соц.-эк-ких отношений
3. имеют место процессы
свертывания общ-го разделения труда и
перехода к натурализации пр-ва.
63. Осн. напр-я рын.преобразований:
1) либерализация эк-ки отказ от гос. Регулир-я цен , переход к своб. Ценообразованию,прекращ-е контроля над торговлей гос-ва.Роль либер.закл-ся в возможности устранить такие недостатки в эк.,как искаж. сист. стимулов и огранич. инфо.Либер. позволяет установить реальн. соотн-е спроса и предлож.,и окр. нерентаб. виды пр-ва. На 1-ом этапе происх. рост инфляции и спад роста пр-ва. стабилиз. эк. пров.гос. при помощи админ. и эк. методов.
2) реформирование
отношений собственности путем
разгосударствления и
3) стабилизация
эк-ки, под кот. понимается
4) реструктуризация
(структурная перестройка) эк-
5) интеграция нац. эк-ки –перестройка внеш. Торговли в соотв-и с треб рын эк-ки.Осн. направ. Реформирования:
-либерализации внеш. Торговли
-гос. Поддержка экспора и импорта
-защита интересов нац.рынка от мир. коньюктуры и иностр.конкуренции ,создан. откр. эк. треб., отлич. прямого вмешат. в эк.-ку , демонополиз. эк-ки и развития предпринимательства.
Реформ-ние отношений собств-ти вкл-ет разгосударствление и приватизацию. Необх-ть разгосударствления закл-ся в том, что рыноч. эк-ка предпол-ет мн-во суб-в и форм собств-ти, прав м/д ними.
Задачи пребразования собств-ти:
64. Роль гос-ва в перех.эк-ке(ПЭ).
Необх-ть вмешат-ва гос-ва в Э.перех.периода,роль и знач-е его в этой Э. обусловл. след.причинами:
Т.о., основн.проблема ПЭ— это не вопрос о необх-ти вмешательства гос-ва вЭ., а определение границ этого вмеш-ва, его способов и методов, уточнение роли гос-ва вЭ.
Гос-во в ПЭ выполн. те же ф-ии, что и в другой:
Гос-во в рын.Э.также
реализует производствен.
В ПЭ можно выдел.три осн.напр-я деят-ти гос-ва:
1. созд-е правовых
и организацион.институтов, необходимых
для функ-ния рын.Э.. К ним отн:формир-е
инст-та частн.собс-ти,правов.гос-ва,
2.перестройка гос.структуры
на принципах демократии и потребностей
рын.хоз-ва. Она требует корен.преобразования
аппарата исполнит.власти,овладения им
новыми
методами управл-я Э.