Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

мои шпоры.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

40.Особ-ти  гос п-ки занятости  в РБ

П-ка занятости  ориентирована на повыш-е эффект-ти труда, ускорение прогрессивн структурн сдвигов в сфере занятости, формир-е активн и конкурентоспособн работника, удержание регистрируем безработицы в пределах социально допустим уровня.

Осн задачи, стоящие  перед гос-м в обл занятости, заключ в след-м: 1.обеспечение эффект занятости населения на основе ликвидации избыточн рабоч силы и повыш-и производит-ти труда; 2.создание действенн механизма сохр-я и разв-я кадрового потенциала бел эк-ки ч-з с-му повыш-я квалификации на рабоч местах, опережающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий; 3.совершенств-е структуры занятости населения на основе дальнейш разв-я с-мы нов рабоч мест и своб перелива рабоч силы по отраслям, профессиям и территориям; 4.содействие разв-ю самозанятости и мал предприним-ва в сфере произв-ва на базе реконструируем предприятий; 5.повыш-е конкурентоспособн рабоч силы на основе создания с-мы непрерывн образов-я, профессион обучения и переподготовки кадров в соответствии с потр-ми структ перестройки произв-ва; 6.содействие внешн труд миграции населения; 7.расшир-е масштабов обучения безработных по конкретн заказам нанимателей с гарантией последующ трудоустр-ва; 8.обеспеч-е гос гарантий занятости и действенн с-мы помощи в трудоустройстве граждан с огранич трудоспос-ю; 9.снижении молодежн и длительн безработицы и др. 
 

60. МЭ пол-ка при гибком. валют. курсе(ПВК)

Прим-но 2/3 стран  мира им. ПВК, некот. из них исп. те или иные мех-мы его коррект-ки, что, однако, не изм. баз. мех-ма его образ-я — соотн-е D и S на валюту. Целенаправ. МЭ коррект-ка в этих странах им. свои особ-ти по срав-ю со странами с фиксир.(Ф) курсом, потому, что ВК перестает быть инстр-ом МЭ пол-ки, он ее рез-т.

Выше было показ., что при ФВК прав-во практ-ки не может контрол-ть свою ден. пол-ку, т.е. опр-ть полож-е LM кр. Ден. пол-ки явл. эндоген. показ-ем. При ПВК им. место обрат. сит-я: полож-е IS кр. зав. от соотн-я экспорта и импорта, кот., в свою очер., эндогенно опр-ся изм-ем ПВК. Поэтому приток кап-ла, вызван., напр., возросшей по тем или ин. прич. % ставкой, приводит не только к прост. давл-ю на ВК и сторону его повыш-я, но и к его немедлен. pocтy, восстан-щему равн-сие платеж. баланса(ПБ). Теорет-ки при ПВК ПБ не может иметь ни отриц., ни положит. сальдо: ВР кр. всегда будет эндогенно перемещ-ся и восстан-ть его равн-сие. =>, речь может идти только о потенц-но возм-ом дефиците или потенц. положит. сальдо ПБ, кот. в реал. жизни могут возникать на  корот. промеж. времени.

На полож-е  ВР кр. влияет множ-во др. факт-ов. Рост ур-ня дохода в стране торговом партнере увел-ет экспорт дан. страны и смещ. ВР кр. вправо. Аналог. эф-т произв. рост мир. цен, что обеспеч. рост экспорта, увел-е прибыл-ти нац. произ-ва или ожид-я повыш-я курса нац. валюты или ревальвации, кот-е прив. к наплыву краткоср. кап-ла из-за рубежа. Напротив, рост внутр. цен (инфл-ия), увел-е % ставки за рубежом, сокращ-е прибыл-ти нац. произ-ва или ожид-е девальвации вызовут отток кап-ла и сдвинут ВР кр. влево.

При-но к IS-LM-BP модели в усл. ПВК предпол-ся, что все эти парам-ры ост-ся постоян., изм-ся только ВК. Как и в случ. ФВК, целенаправл. корр-ка им. разл. хар-р в зав. от того, какие инстр-ты — бюдж-ой, ден-ой пол-ки — или к.-л. их комб-ция исп-ся и какая пров-ся пол-ка в отн-и междунар. движ-я кап-ла.

Пр-с корр-ки, как и при ФВК, сост. из 2 этапов: изнач. импульса— корр-ки с пом. целенапр. дейст-й прав-ва, и последующ. автоматич. корр-ки эк-ки, не зав-щей от дейс-я прав-ва.

61. Необх-ть перехода к рын. эк-ке.Понятие трансформационной эк-ки,ее осн.черты и ос-ти.

Пер.эк-ка предст. Собой такое особое состояние  эк.с-мы,когда она функц-етв период перехода об-ва от одной сложивш.ист.с-мы в др.Пер.период-период времени,в  течение кот.об-во осущ-ет корен.эк-ки,полит,соц-е преоб-ия,а эк-ка страны переходит в новое,кач-но иное сосотояние в связи с кардинальными реформами эк.с-мы.

Черты ПЭ:

-сочетание КАС  и совр.рын.с-мы с их противоречиво  функц-ими эл-ами.

-неуст-ть сост-ия,нарушение  целост-ти

-кол.и кач.  изм-ия состава эл-ов(гос.предп-ий,колхозов.кооперативов)Появл.новые эл-ты:негос.пред-ия,биржи,страховые фонды.коммер.банки

-в ПЭ наблюд.кач.изм-ие  систем.связей и отн-ий,формир.новые  связи

Задачи  ПЭ:

-преодоление  криз.явл-ий

-форм-ие рын.отн-ий  и рын.инфрастр-ры.

-реформ-ие отн-ий собст-ти как основы эк.с-мы.

-созд-ие усл-ий  эк.свободы для всех субъектов  хоз-ия 

-созд-ие  развитой  с-мы соц. гарантий,огражд.нас-ие  от тяжелых послед-ий рефор-ия  эк-ки 
 

62. Концепции перехода к рын. эк-ке и их реализация в отдельных странах. Белорусская модель перехода к рынку.      

Сложилось неск-ко концепций осущ-ния трансформации  командной экономики.Первая предпол-т  радикальные системные преобразования экономики и общества. Осн. Направл-ми преобразований по этой концепции явл.;

  • либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регул-ние ден. массы, гос. кредитов и субсидий;
  • переход к конвертируемости отечественной валюты;

    - приватизация  гос. предприятий и создание  условий для появл-я новых негос.  предприятий;

- демонополизация пром-ти, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и гос. службы.                      Гос-во при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хоз. деятельность эк-ких субъектов, а создает усл-я для эффективного функционирования рын. эк-ки. Это направление получило название "шоковая терапия".

Сущность второго  направления — постепенное  создание  рыночных отношении. Вторая концепция предусм-ет длительное, эволюц. формир. рын. эк-ки, с сохранением многих старых структур- градуализм. Осн. роль   в   рын.   преобразованиях   градуалисты   отводят   гос-ву. Наиболее характерный пример реализации второго направления — Китай и Венгрия, а среди стран СНГ — Беларусь.

Очень близка к  предыдущей концепции теория "планирования развития". Она предусм-т поддержку гос-вом высоких темпов эк-кого роста путем постепенного устранения факторов, сдерживающих развитие эк-ки. Выбор концепции зависит от эк-ких, пол-ких, соц-х и др. условий, а также от воли пол-го руководства.Мировая практика показывает, что эволюц. Вар-т перехода более предпочтителен в тех случаях, когда знач. уд. вес в нар. хоз-тве занимают отрасли с предпринимательским сектором,      уд.      вес     тяжелой пром-сти невысокий, есть стабильность финн. системы, как, например,   в   Венгрии.

Одной из стран, где наиб. успешно была применена  концепция шоковой терапии, явл. Польша. Прав-ство за два года (1990 — 1991) сумело применить осн. Направл. шоковой терапии.

В России шоковую  терапию вначале предпол-сь осуществить  в 3 этапа и в сжатые сроки, примерно за 4 года.Однако преобразования в эк--ке России не пошли по намеченному сценарию и отстали от намеченных сроков.

Наиб. ярким примером проведения поэтапного преобразования эк-ки явл. Китай. Реформы здесь начались с либерализации цен еще в 1978 году. Все первоначальные преобразования были направлены на повыш. эффективности с/х: разрешены частные крестьянские хоз-ва, подняты отпускные цены на с/х продукцию; увеличены доходы крестьян. В последние годы реформы в Китае осущ-ся ускоренными темпами, особенно в налоговой системе, внешней торговле и законодательной области.

Среди стран  СНГ своей послед-стью и постепенностью в создании рын. отношений выделяется РБ.До сер. 90-х г. в эк-ке страны набл-ся глубокий спад. Системные   реформы   в   стране   начали проводиться с 1993 года.Целью     преобразований   в  РБ явл.  соц-ориентированная модель рын. эк-ки. Она отличается от др. моделей тем, чго в ее основе лежит многообразие форм собственности, причем знач-ое место в эк-ке занимает госсектор.Особенности    трансформационной    эк-ки    РБ закл. в сл.:

1.одновременное наличие доиндустр-х, индустр-х, постиндустр-х подсистем производител-х сил;

2.сис-ма производственных отнош. Нах-ся в своеобразном "переходном" состоянии, т.е. не относится пока ни к смешанной рын., ни к постсоциал-кой эк-ке.

Прежняя система  соц.-эк-ких отношений разрушена  и уже не может быть базисом, а новая еще не сложилась как устойчивая господствующая эк-кая реальность и поэтому пока не может быть таким базисом;

3. имеют место процессы свертывания общ-го разделения труда и перехода к натурализации пр-ва. 
 
 
 
 
 
 
 

63. Осн. напр-я рын.преобразований:

1) либерализация  эк-ки отказ от гос. Регулир-я цен , переход к своб. Ценообразованию,прекращ-е контроля над торговлей гос-ва.Роль либер.закл-ся в возможности устранить такие недостатки в эк.,как искаж. сист. стимулов и огранич. инфо.Либер. позволяет установить реальн. соотн-е спроса и предлож.,и окр. нерентаб. виды пр-ва. На 1-ом этапе происх. рост инфляции и спад роста пр-ва. стабилиз. эк. пров.гос. при помощи админ. и эк. методов. 

2) реформирование  отношений собственности путем  разгосударствления и приватизации гос. собственности.

3) стабилизация  эк-ки, под кот. понимается устранение  резких колебаний освобожденных цен и фор-е устойчивых финансовых отношений;

4) реструктуризация (структурная перестройка) эк-ки  и отд.предприятий- процесс стукр. преобраз. в эк., в кот. заключ. в технич. переоснащении отраслей и предпр., и  в переоринтации на выпуск новой научной продукции.

5) интеграция нац. эк-ки –перестройка внеш. Торговли в соотв-и с треб рын эк-ки.Осн. направ. Реформирования:

-либерализации  внеш. Торговли

-гос. Поддержка  экспора и импорта

-защита интересов  нац.рынка от мир. коньюктуры  и иностр.конкуренции ,создан. откр. эк. треб., отлич. прямого вмешат. в эк.-ку , демонополиз. эк-ки и развития предпринимательства.

Реформ-ние отношений  собств-ти вкл-ет разгосударствление и  приватизацию. Необх-ть разгосударствления закл-ся в том, что рыноч. эк-ка предпол-ет мн-во суб-в и форм собств-ти, прав м/д ними.

Задачи пребразования  собств-ти:

  • Обесп-е последов-ти пр-са разгосударствления
  • Сохр-е прав собств-ти
  • Созд-е благопр-х усл-й для привлечения иностр. кап-в
  • Формир-е конкурент. среды.
 

64. Роль гос-ва в перех.эк-ке(ПЭ).

Необх-ть вмешат-ва гос-ва в Э.перех.периода,роль и знач-е его в этой Э. обусловл. след.причинами:

  1. Централизован.мех-зм гос.управления, присущий командно-админ. с-ме, исчезает вследствие     развала самой этой с-мы, возникает необх-сть построения новой с-мы гос.упр-я.
  2. Высокий удельный вес гос.сектора Э., доставшийся по наследству от ком-админ. с-мы.
  3. Рынок и рын.Э. требуют длительного времени для своего становления
  4. Гос-во само выступает инициатором реформ макроэк.хар-ра, и они не могут быть осущ-ны без его активн.участия.
  5. Только гос-во способно обесп-ть привлечение иностр.инвестиций, соц.защиту.

Т.о., основн.проблема ПЭ— это не вопрос о необх-ти вмешательства гос-ва вЭ., а определение границ этого вмеш-ва, его способов и методов, уточнение роли гос-ва вЭ.

Гос-во в ПЭ выполн. те же ф-ии, что и в другой:

  • Осущ-ет пр-во "общ.благ";-Защищ. общ-во от "внешн.эффектов" (охрана прир.среды);-Регулир. Естествен. монополии (энергетику, транспорг, связь);-корректирует неравенство в доходах;-заним-ся стабилизацией Э. и поддержанием эк.роста.

Гос-во в рын.Э.также  реализует производствен.программы по выпуску разл.видов продукции, контролирует перераспр-ие доходов от более богатых к менее обеспеч-м, регулир. бюдж., налог. и внешнеэконом-ую деят-ть,осущ-т многочисл.направления соц.развития и реализует др.программы регулир-ияЭ.

В ПЭ можно выдел.три осн.напр-я деят-ти гос-ва:

1. созд-е правовых  и организацион.институтов, необходимых  для функ-ния рын.Э.. К ним отн:формир-е инст-та частн.собс-ти,правов.гос-ва,обеспеч.свободы предприним-ва,проведение эффективн.антимонопольн.пол-ки.

2.перестройка гос.структуры на принципах демократии и потребностей рын.хоз-ва. Она требует корен.преобразования аппарата исполнит.власти,овладения им новыми 
методами управл-я Э.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"