Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика"
26. Понятие гос. упр-ия нац. экономикой. Его объективная необходимость и сферы гос. вмешательства в хозяйственную среду.
Гос. управление определяется как сознательное воздействие гос. институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в которых реализуются общественные потребности и интересы общезначимой цели и воля общества. Данное управленческое воздействие гос. институтов предполагает:1.Целенаправленно
Объективная необходимость гос. вмешательства в хоз. среду обусловлено следующими ключевыми факторами:
1.Необходимость обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе.
2.Обеспечение долговременности интересов населения.
3.Поддержание баланса социально-экономических интересов различных групп в стране
4.Обеспечение единства и целостности территориального пространства.
Сферы гос. вмешательства в хоз. среду:
1.Поддержка конкурентной среды (конкуренция не воспроизводится сама по себе, накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние к централизации. таким образом основной двигатель рыночного хозяйствования подрывает сам себя.) Целью гос. вмешательства выступает разработка правил, обеспечивающих функционирование конкуренции (антимонопольное законодательство).
2.Обеспечение общей экономической стабильности. ( Задачи гос-ва выравнить циклические конъектурные колебания (изменение соотношения спроса и предложения)
3.Социальная обеспеченность и сбалансированность (Задача гос-ва обеспечить соц. баланс различных групп населения, не допустить разрастания соц. напряжения и соц. конфликтов)
4.Преодоление кризисов на микроуровне (банкротство предприятий) случаи вмешательства – 1) банкротство градообразующего предприятия (североуральские бокситовые рудники) – 2) когда банкротится предприятие использующее труд неполноценных работников, а также предприятия использующие ресурсосберегающие и экологически чистые технологии.
27. М-ды гос. управления НЭ. Особенности их использования в трансформационной экономике России.
Метод гос. упр-я – это осознанный способ воздействия S управления (гос. институты осуществляющие управлением НЭ) на объект для достижения поставленных целей.
Способы осуществления воздействия:
1.Прямое или непосредственное воздействие (оно основывается как на авторитете власти, так и на силе принуждения) 2.Воздействие через мотивы и потребности в целях стимулирования желаемого поведения хоз. субъекта. 3.Воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, информация). 4.Воздействие через окружающую соц. сферу путем изменения условий труда, статуса организации и т.
В мировой практике набор методов гос. управления однотипен однако специфика политического, экономического и социального управления обуславливает рациональный выбор определенных инструментов и их приоритетность
Методы гос. управления: Административные: законодательное регулирование, квотирование (опред.V разрешенный гос-вом), гос. или мун. заказ.
Экономические: деляться на методы прямого и косвенного воздействия.
К методам прямого эк. воздействия относятся: 1.Планирование (директивное - установление плановых заданий, подлежащих обязательному исполнению, за не исполнение наступает заранее оговоренная ответственность, индикативное – имеет ремомендательный характер, это планирование социально-экономического развития, определяющее цели, задачи, приоритеты и индикаторыразвития, гос. программирование – разработка, утверждение федеральных целевых программ, направленных на выполнение фед. цел. программ)2.Гос. инвестирование – вложение капитала на условиях безвозвратности и безплатности в развитее нац. экономики, главным принципом является распределение на конкурсной основе 94 ФЗ,3.Гос. кредитование – выдача гос. инвестиций на условиях платности и возвратности. данные условия имеют кА правило более льготный характер чем кредиты ком. банков (отсрочка платежа, пониженная % ставка),4.Гос. финансирование – в соответствии с БК выделяют следующие виды:
Ассигнования-бюджет. финн. на содержание бюдж. учреждений
Субсидии-межбюджетные трансферт, предоставляемые в целях софинансирования их расходных обязательств нижестоящего бюджета.
Субвенции-компенсация на расходы являющиеся обязательством вышестояшего органа власти. Межбюджетный трансферт.
Дотации-денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для поддержки региональных и местных бюджетов при недостаточности их собственных доходов.
1. Налогообложение – изъятие в пользы гос-ва части доходов юр. и физ. лиц. фискальная функция.
К методам косвенного стимулирования:
1.Налоговое регулирование. Инструменты: понижение налоговой ставки, освобождение от уплаты налога, предоставление налог. каникул.
2.Амортизационное регулирование – изменение нормы амортизации для отдельных категорий предприятий (ускоренный режим амортизации основных производственных фондов для малых наукоемких предприятий впервый год до 30%
3.Ценовое регулирование (пример: электроэнергия, проезд в общ. транспорте, продукты первой необходимости, опред. виды лекарств. средств, жил-ком, услуги)
В современных условиях преобладает в СГУ нац.эк. преобладают инструменты административного воздействия: законодательное регулирование и контрактная система, а также методы прямого экономического воздействия ведущими из которых выступают: программирование,финансировани
инвестирование.Косвенный инструментарий развит очень слабо. Во многих правит. документах констатируется необходимость перехода от административных методов к косвенным экономическим инструментам.
28 Гос. программно-целевое планирование: сущность, виды федеральных целевых программ, механизмы их формирования и реализации.
Государственное программно-целевое планирование - это процесс разработки и утверждения и реализации программно-целевых программ, направленных на решение проблем общества, а также развития территории и отдельных видов деятельности.Результатами гос. программирования выступает федеральные целевые программы.
ФЦП – это лановый документ в котором набор мероприятий разработанных для достижения поставленной целиувязывается по срокам исполнения, объемам и источникам финансирования.
ФЦП разрабатываются институтами Правительства РФ и утверждаются Постановлениями Правительства РФ
Виды ФЦП:1.По срочности программного документа:Краткосрочные (до 3 лет), Среднесрочные (от 3 до 5), Долгосрочные (от 5 до 15), Дальнесрочные (свыше 15),Бессрочные (не имеют срока) 2.По виду программ: Социальные, Экономические, Научно-технические, Инновационно-коммерческие, Научно-технических достижений, Производственные (развитие отдельных видов Производства)3.По статусу программы: Президентские (инициируются Президентом,Федеральные целевые (Правительство РФ, Отраслевые (министерствами, Межотраслевые (несколькими минестерствами, Региональные (программы субъектов РФ и МО, Международные
Формирование ФЦП осуществляется в соответствии с ФЗ
Этапы разработки ФЦП:
1. Гос. Институт выявляет проблемы
2. Анализ ограничений проблемы, прогноз и состояние в будущем.
3. Определение ключевых целей
4. Поиск возможных путей решения проблемы с разработкой максимального количества альтернатив.
5. Оценка и отбор альтернатив выбора оптимального решения
6. Детализация и уточнение отобранных альтернатив
7. Проверка эффективности решения и разработка рекомендаций по реализаии программы
При разработке программы соблюдаются следующие принципы:
1. Целесообразности – т.е строгая направленность программных мероприятий на достижении заранее заданных определенных целевых установок,
2. Системности- разработку набора мер необходимых для эффективного разрешения целей.
3. Ресурсной обеспеченности-обеспеченность всех программных мероприятий материальными, трудовыми и фин.ресурсами
4. Приоритетности – определение рангов востребованности проблем при разработке и реализации программ.
Механизм реализации ФЦП определен 94 ФЗ, размещаются и выполняются на конкурсной основе.
29. Финансовое обеспечение ФЦП. Частно-государственное партнерство в решении государственных задач и проблем.
Финансовое обеспечение ФЦП предполагает покрытие расходов по программным мероприятиям из. финн. источников, определенных при разработке ФЦП. В значительной степени финансирование ФЦП ложится на плечи гос-ва (фед. бюджет и бюджеты субъектов РФ) Данное финансирование в бюджете предусматривается отдельными строками.Непосредственно само финансирование осуществляется с победителями тендеров, проводимых гос. заказчиками по заданию исполнителя программы на конкурсной основе в соответствии с принципами действия фед. контрактной системы.
Соинвесторами ФЦП выступают
1. Внебюджетные фонды:
фонд развития
фонд будущих поколений
фонд поддержки малого бизнеса
российский научный гуманитарный фонд
2. Субъекты РФ
3. Внебюджетные поступления (средства хоз. субъектов – частные инвестиции, привлекаемые к реализации ФЦП)
4. Муниципальные образования.
ЧГП – предлагает сочетание интересов и капиталов гос.-ва и частного бизнеса при решении гос. задач и проблем.
Механизм ЧГП заложен в основу федеральной контрактной системы, действия которой регламентируются 94 ФЗ «О государственных и муниципальных нуждах.
В рамках данного закона предусматривается в качестве условия получения гос. инвестиций на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг сифинансирование программных мероприятий в размерах, определенных государством.
Таким образом желающие получить гос. заказ на производство продукции, оказание услуг должны вложить собственные капиталы при выполнении задания.
Таким образом гос-во устанавливает партнерские отношения при выполнении ФЦП.
30 Сущность, инструментарий и долгосрочные приоритеты денежно-кредитной политики РФ.
Кредитно-денежная политика гос-ва связана с регулированием денежно-кредитной массы в обращение. Кредит. денежная масса в обращение складывается из наличной денежной массы и безналичной денежной массы.
Гос-во, учитывая конъюктурные колебания, используют инструментарий гос. воздействия для движения или уменьшения денежной массы в обращении.
Увеличение денежной массы необходимо в период интенсивного наращивания объемов производства и роста инвестиций.Уменьшение – в периоды экономических спадов. Гос-во для регулирования кредитно-денежной массы в обращение использует методы прямого и косвенного воздействия.
Прямое регулирование предполагает:1. Установление лимитов кредитования, 2.Установление % ставок, 3.Определение объемов выдаваемых кредитов, 4.Эмиссия денег в обращение.
Данное прямое вмешательство используется в условиях неразвитости банковской системы и в периоды фин. кризисов и усиления инфляции.
Косвенное регулирование предполагает:
1. Операции гос-ва на открытом фондовом рынке – купля и продажа ЦБ РФ гос. ценных бумаг.
Выпуск гос. цен. бумаг на фондовый рынок приводит к изъятию временно свободных денежных средств (нал. и безнал) и уменешение денежной массы в обращение
Выкуп гос. цен. бумаг способствует росту денежной массы в обращение
2. Изменение учетной ставки (ставка рефинансирования) – определяется ЦБ РФ для коммерческих банков по которой они получают гос. кредиты.
ставки рефинансирования приводит к уменьшению кредитно-денежной массы.
ставки рефинансирования приводит к увеличению кредитно-денежной массы.
3. Определение нормы обязательных резервов
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую ком. банки должны хранить на специальных счетах в ЦБ РФ и не могут использовать для осуществления активных опреций в том числе и для кредитования.
Обязательные резервы выполняют 2 функции:
Обеспечивают необходимы уровень ликвидности ком. банков для без перебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчикам и проведению расчетов с другими банками.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческого банка. Чем выше норма, тем меньше объем ресурсов для выдачи кредитов и предложения денег.
Долгосрочные приоритеты кред-ден. политики.
Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики сформулированы в КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА.
Цели долгосрочной денежно-кредитной и бюджетной политики - создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106-107 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.
31 Понятие, сущность и долгосрочные приоритеты бюджетной политики Российской Федерации.
Бюджетная политика – совокупность действий Правительства РФ по формированию и использованию средств гос. бюджета. Данная политика регламентируется БК РФ в доходной части. Формирование бюджета регламентируется НК РФ.
Государственный бюджет – это централизованный фонд гос-ва, формируемый для выполнения гос. функций.Гос. бюджет – утв. Зак. Собранием РФ в виде ФЗ. В настоящее время бюджет принимается на 3х летний период.ФЗ « О бюджете РФ» представляет собой роспись, государственных расходов и доходов на 3х летний период, одобренную Фед.Собранием и Президентом РФ.Гос. бюдж. политика предполагает основные финансовые операции гос-ва по сбору налогов и неналоговых поступлений, расходованию бюджетных средств, гос. займу и кредитованию.