Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика"
Инновационная деятельность – это совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хоз. среде.
Ин.деятельность вкючает: 1)основные работы, 2)создание опытного образца, 3)промышленное освоение и производство новационной продукции, 4) введение новой технологии, 5)обновление основных фондов, 6)изменение в организации и управлении производством. Инновационная деятельность включает активные виды работ: маркетинговые исследования работников сбыта, инжиниринговое сопровождение, консалтинговая деятельность, патентные работы, инвестиционное обеспечение, венчурное инвестирование (рисковое вложение капиталов).
Инновационная активность – это интенсивность реализуемых нововведений.(в советское время 70% предприятий ежеголно осваивали нов. продукцию, в РФ – 5-10%
Ин. восприимчивость – это способность социально-экономической системы к восприятию инф-ии в целях удовлетворения потребит. спрова.
Ин.процесс – цепь событий в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хоз. среде либо удовлетворяет потребности человека.
Этапы: 1)создание нового товара, 2)опытное производство, 3)коммерческое производство, потребление новшества, 4)утилизация новшества, вышедшего из потребления (для Европы)
Ин.потенциал – это совукупность ресурсов, необходимых для материализации достижений науки, техники и технологии в новые товары и расширение объемов продаж.
Ресурсы:1)научно технологический (накопленные знания, открытия, изобретения), 2)производственно-
В России ин.потенциал находится на крайне низком уровне.
Роль инноваций. Радикальные глобальные инновации играют огромную роль в развитии мира, они способствуют: 1) отмиранию старых отраслей хоз-ва и способствуют появлению новых, 2)росту объемов производства товаров и услуг за счет появления новых видов производств, 3)улучшения удовлетворения потребительского спроса за счет повышения качества, снижения цены, появления новых товаров.
38 Необходимость, цели, задачи, индикаторы инновационного социально-ориентированного типа развития России.
ИС-ОТРР был провозглашен Правительством РФ в ноябре 2008 г. главной целью долгосрочного развития России до 2020г. определено: Вывод России в лидеры мирового экономического развития, достижения России статуса ведущей мировой державы 21 века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной эк. конкуренции и надежно обеспечивающей нац. безопасность.(До 1917г. аграрно-сырьевой путь развития, до 1970 индустриально-аграрно-
1. Направления перехода к ИС-ОТРР типу Развитие человеческого потенциала в целях обеспечения благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения условий жизни людей и повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечения капитала в экономику.
3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Диверсификация (изменение) связано с сокращением ресурса связана с сокращением ресурса добывающих производств и увеличением наукоемких высокотехнологичных отраслей хозяйства (авиастроение, судостроение, вооружение, энергетика)
4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах: энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов.1) мировой поставщик электроэнергии 2)международный логистический транспортный центр.
5. Расширение и укрепление внешне-экономических позиций России, повышение результативности ее участия в мировом разделении труда.
развития:
Переход к ИС-ОТРР будет осуществляться в 3 этапа.
1.2008-2012 будут осуществлять условия и технические заделы, способствующие переходу России в режим инновационного развития.
2.2013-2017 переход на новую технологическую базу и упор на информационные био и нанотехнологиях и структурные диверсификации экономики.
3.После 2018 – закрепление лидирующий позиций России в мировом хоз-ве и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики.
39 Развитие науки и инноваций в РФ на перспективу: проблемы, цели, задачи и направления на период 2015 года.
Стратегическое развитие науки и инноваций на период до 2015 года была разработана Мин.обр. и науки РФ по заказу Правительства РФ и утверждена межведомственной комиссией по найчно-инновационной политике от 15.02.2006. Данный правительственный документ нацелен на решение крупной проблемы, возникшей в об-ве в трансформационный период (от социализма к рынку). В этот период Россия утеряла крупное звено отраслевой науки, кот. на базе открытий и изобретений создавала новые виды продукции и новые технологии. Предпринимательский сектор испытывает острую потребность в новых продуктах и в новых технологиях – Проблема России.Цель развития науки и технологий на долгосрочную перспективу – формирование сбалансированного сектора и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышения ее конкурентноспособности на основе передовых технологий. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1)создать конкурентно-способный сектор исследования и разработок и условия для его расширенного воспроизводства
2)создать эффективную нац. инновационную систему
3)развить институты использования и правовой охраны результатов исследования и разработок
4)модернизировать экономику на основе технологических инноваций.Ключевые направления развития науки.
1)Гос. поддержка фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития
2)Разработка новых механизмов бюджетного механизма новых исследований и разработок.
3)Воспроизводство кадрового потенциала науки
4)развития институтов использования и правовой охраны исследований и разработок.
В сфере производства:1) Поддерживать инновационные проекты значимые для общества, 2)Развивать производственно-
Гос. поддержка: накоемкий экспорт, технологическое перевооружение и производства новой продукции, частно-государственная поддержка, инновационный кластер (группа, Урал – кластер машиностроения)
40 Формирование в России национальной инновационной системы: необходимость, цель, задачи, сущность и структура.
НИС – впервые была озвучена Правительством РВ в документе «основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», утвержденном Указом Президента РФ от 30.03.2002
В данном документе формирование НИС признавалось важнейшей задачей гос. эк. политики.
Цель создания НИС – объединить усилия органов гос. управления всех уровней, ор-ий научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий.
Для достижения данной цели предполагалось решить следующие задачи:
1) Создать благоприятную экономическую и правовую среду
2) Построить инновационную инфраструктуру
3) Усовершенствовать механизмы гос. содействия коммерциализации рез-тов научных исследований и эксперементальных разработок.
В 2005 году в документе «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010г.» было дано определение и структура НИС
Под НИС гос-во понимает совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной структуры (сектор Научн-техн. организаций, вузовская наука, инновационная инфраструктура, малый наукоемкий бизнес)
Инновационная инфраструктура – это совокупность субъектов инновационной деятельности способствующих её осуществлению
К ней относится: технопарки, бизнесинкубаторы, инновационные технические центры, центры научные центры, венчурные фонды, патентные фонды, юридические фирмы, консалтинговые фирмы.
41 Система управления инновациями на предприятии. Виды инновационных стратегий развития товаропроизводства.
Система управления нововведениями на предприятии представляет собой совокупность форм и методов управленческого воздействия со стороны руководства предприятии на структурные подразделения и отдельных работников, направленных на повышение инновационной восприимчивости и реализацию нововведения. Субъектом управления в данном случае выступает ген.директор либо его зам., отвечающий за реализацию нововведения (главный инженер). Объектом управления могут выступать цеха, участки, бюро и т.д., а также отдельные работники.Основными инструментами упр. воздействия на уровне отд. хоз. субъекта выступают:
Планирование – предполагают разработку плановых документов предполагающих последовательность реализации нововведения, сроки, основные исполнители, объемы финансирования и результаты. Пркатика показывает что основными формами плановых документов выступают:1)план освоения новой продукции, 2)план внедрения новых технологий, 3)программые документы (программа технического вооружения и реконструкции действующего производства, программа инноваций), 4)инвестиционный проект (конструкторская документация, тех.регламенты, описание проекта, бизнес план)
Финансирование – выделение финансовых ресурсов (инвестиций) на реализацию нововведения. Это вложение денежных капиталов в инновационную деятельность.
Источники финансирования: 1)Собственные фин. ресурсы (прибыль, амортизационный фонд, доходы от продажи или сдачи в аренду излишнего или не нужного оборудования), 2)Привлеченные ресурсы (увеличение уставного ил акционерного капитала, спонсорские пожертвование, привлечение дочерней компанией инвестиций материнской корпорации, гос. инвестиции), 3)Заемные (кредиты банков, корпоративные кредиты, гос. кредиты, иностранные кредиты, лизинг)
Стимулирование – система мер направленных на повышение материальной заинтересованности работников в нововведении (оплата труда, система стимулирования – мат. поощрение)
Организация – совокупность приемов и способов реализации нововведений (элементы – наличие организатора, орг. структура, наличие контроля за организацией)
Для успешного развития предприятия необходимо планировать его развитие. Предприятие исходя из желаемого конечного результата может выбирать разные виды стратегий. В случае когда основным фактором развития является инновационная деятельность, то речь идет о инновационных стратегиях, которые определяют перспективы развития предприятия на основе использования научно-технических достижений.
Виды ин. стратегий:
1)Стратегия радикальных инноваций – ориентир на производство продукции аналогов которой нет в мире. Требуется кардинальная модернизация основных производственных фондов и технологий.
2)Имитентная стратегия – производство продукции, имеющей аналоги на мир. и нац. рынке, но более совершенные.
3)Стратегия повышения качества продукции.
42 Бизнес-планирование инновационной деятельности: необходимость, цели, структура, бизнес-плана, возможные инвесторы, и пути их привлечения.
Б-планирование это процесс разработки БП инновационного проекта. БП-это плановый документ в котором отражается сущность проекта, возможные результаты реализации проекта, производственной программы, а также объемы необходимых инвестиций.Цель разработки БП: планирование нововведения, привлечение инвесторов.Потенциальные инвесторы:ГОС-ВО (кредит и инвестир. безвозмездное), ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТОРЫ (на условиях участия в уставном капитале), КОРПОРАТИВНЫЕ ИНВЕСТОРЫ, ИНДИВИД. ИНВЕСТОРЫ, КРЕДИТНЫЙ ИНВЕСТОР, ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНВЕСТОР.Пути привелечения инвестора:1.Личное собеседование, 2Участие в конкурсах и тендерах, 3Участие в выставках и ярмарках, 4Размещение информации об инновации в СМИ и Интернете.БП разрабатывается под требования конкретного потенциального инвестора по структуре, предлагаемой инвестором.Типовая структура БП предполагает наличие след. разделов:
1. Резюме (Суть проекта, Сведения о предприятии и команде управления, Цели, задачи, план действий, Финансирование, Планы возврата заемных средств, Эффективность проекта)
2. Инициатор проекта (Название, Правовая форма, Уставный капитал, Основные достижения и финансовые результаты на настоящий момент, команда)
3. Описание продукции (Какие потребности рынка призвана удовлетворить продукция (услуга)? Что особенного в ней и почему потребители будут отличать ее от продукции и услуг конкурентов? Патенты и другие свидетельства прав на интеллектуальную собственность)
4. Анализ рынка и план маркетинга (Анализ текущей ситуации,Тенденции развития и темпы роста,Место предприятия в отрасли, Спрос – Потребители, Конкуренты, Предложение - Доля рынка, потребители, онкуренты, доля рынка, цена, каналы сбыта)
5. Производственный план (Размещение производства, Производственные мощности, Сырье и материалы, Поставщики, Схема производственных потоков, Контроль качества, Сервис)
6. Организационный план (План-график реализации проекта с предполагаемым поэтапным решением поставленных задач, Кадровая политика предприятия, штатное расписание)
7. Финансовый план и анализ эффективности (План доходов (продажи), План расходов (структура себестоимости), Финансовые расчеты (прогноз), прибыли и убытки, движение денежных средств, Баланс (прогноз))
8. Инвестиционный план (Источники получения инвестиций, На какие цели будут израсходованы? Когда будет получена первая прибыль? (точка окупаемости), Сколько нужно средств для реализации проекта? Какова прибыльность инвестиций?)