Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Шпоры к ГЭКу.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

9. Анализ рисков (Идентификация риска (управленческие, рыночные, технологические, финансовые), Анализ и оценка риска ( классификация по степени влияния на проект, ущерба, источникам возникновения), Разработка реакции на риск)

10. Приложения (Дополнительные материалы: подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии, характеризующие продукцию, материалы маркетингового исследования, заявки на поставку продукции, раскрывающие организационно-правовую готовность проекта, обосновывающие финансовые расчеты)

43 Концепция антикризисного управления. Типы кризисов социально-экономических систем.

На практике реализуются различные подходы к концепции антикризисного управления. Она рассматривается либо как проблема исключительно макроэкономического масштаба и при этом упускается из виду, что кризисы возникают в организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки, либо рассматриваются только экономические аспекты кризиса  и оставляются в стороне социальные, психологические, природные и т.д.

Концепция антикризисного управления: В первой части рассматривается сущность объективного явления, которое характеризуется понятием «кризис», представлены описание и анализ экономических кризисов, научные точки зрения на их структуру и причины возникновения. Вторая часть посвящена роли государства в регулировании кризисов и проявлению кризисов в государственном управлении экономикой. Третья часть содержит материал, относящийся к отдельной организации, будь то фирма, предприятие, компания и пр.В четвертой части главное внимание уделяется человеческому фактору в антикризисном управлении – работе с персоналом, требованием к менеджеру. В пятой части расширяется проблематика антикризисного управления, в том числе освещается роль профсоюзов в осуществлении антикризисного управления, и зарубежный опыт. Антикризисное управление в широком смысле это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики (микро-, макро-, мезо-, мировой уровень) В узком смысле  это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в платежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства.  Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Типы кризисов социально-экономических систем: По масштабу (локальные и общий), По проблеме кризиса (микрокризисы, макрокризисы), По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития: Экономические кризисы: отражают острые противоре­чия в экономике страны или эконо­мическом состоя­нии отдельного предприятия, фир­мы. Это кризисы производства и реа­лизации товаров, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных пре­имуществ, банкрот­ства и пр.Социальные кризи­сы: возникают при обострении противо­речий или столкнове­ний интересов различ­ных социальных групп или образований: ра­ботников и работода­телей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и т.д. Организационные кризисы: проявляют­ся как кризисы разде­ления и интеграции деятельности, распре­деления функций, регламентации дея­тельности отдельных подразделений, как отделение админист­ративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. Психологические кризисы: это кризи­сы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приоб­ретающего массовый характер, в возник­новении чувства не­уверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положе­нием. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.Технологический кризис:    возникает как   кризис   новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами  НТП.

Также выделяют: Предсказуемые (закономер­ные) - наступают как этап раз­вития, они могут прогнозиро­ваться и вызываются объектив­ными причинами накопления факторов возникновения кризи­са - потребностью реструкту­ризации производства, измене­нием структуры интересов под воздействием НТП. Неожиданные (случайные) - часто результат или грубых ошибок в управлении, или ка­ких-либо природных явлений, или экономической зависимо­сти, способствующей расшире­нию и распространению локаль­ных кризисов.

44 Понятие, сущность и основные принципы диагностики кризисных ситуаций в экономике.

Диагностика – определение состояния объекта, предмета или явления посредством реализации комплекса исследовательский процедур, выявление в них слабых звеньев, узких мест. Объект диагностики – экономика, отрасль, предприятие, себестоимость, организационная структура предприятия и Цель – установить состояние объекта, дать заключение, в том числе на перспективу.Задачи – определение комплекса соответствующих мероприятий. Принципы диагностики

Аутентичность (первичность) – исследование должно быть основано на первичной информации любого вида и формы представления, Точность – т.е. оценки измерения должны быть достаточно точными (не приближенными) для правильности последующих выводов, Объективность – перед началом диагностики участники должны выработать процедуру оценки, составить процедуру исследования объекта с учетом:- кто и где проводит исследование;- определить параметры исследования;- что позволит минимизировать влияние ф-ра субъективности и повысить точность д.Выбор эталона – сравнение состояния выбранного объекта исследования с какой-либо нормой, эталоном, чтобы выявить характер отклонений- положит. или отриц.Разработка системы критериев, построение системы показателей для оценки состояния объекта, разработка количественных и качественных характеристик, шкал для измерения этих характеристик.Методы дагностики:

Статистический анализ. Величина (или уровень) риска измеряется двумя критериями: средним ожидаемым значением (дисперсией) и изменчивостью (вариацией) возможного результата, Дисперсия при этом измеряет возможный средний результат, вариация показывает меру или степень отклонения ожидаемого среднего значения от фактической средней величины. Дисперсия при оценке финансового риска предприятия представляет собой средневзвешенную величину из квадратов отклонений действительных финансовых результатов рискованных вложений от средних ожидаемых.

Факторный анализ финансовых рисков. Диверсифицированный инвестиционный риск оценивают по наличию перспектив развития объекта инвестиций, уровню конкуренции, числу заключенных договоров и полученных заказов и т.п., а недиверсифицированный — по ставке банковского процента по кредитам, инфляционным ожиданиям, общим тенденциям развития экономики страны.

Метод экспертных оценок - Составляются различные сравнительные характеристики уровня риска, определяются рейтинги, готовятся аналитические экспертные обзоры. Экономико-математическое моделирование. Именно модели позволяют в целом спрогнозировать конкретную ситуацию и оценить возможную вероятность финансового риска. Весьма перспективной является компьютерная имитация финансового риска предприятия. Метод социально-экономического эксперимента. Предполагает проведение отдельных экспериментов по типичным финансовым ситуациям. К недостаткам метода можно отнести нетипичность многих финансовых ситуаций, что затрудняет распространение выводов, полученных в результате отдельных экспериментов, на многие конкретные случаи финансовой жизни предприятия. Метод аналогий. Специалисты, финансовые менеджеры на основании различных публикаций или практического опыта других предприятий оценивают вероятность наступления определенных событий, получения конкретного финансового результата, степень финансового риска. На основе метода аналогий строится финансовая стратегия.

45 Анализ внешних и внутренних факторов кризисного состояния предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии.

Причинами кризисного состояния российских предприятий являются неблагоприятные как внешние так и внутренние условия. К внешним факторам относятся: 1.Законодательно-правовое обеспечение (финансовая, кредитная, налоговая, таможенная политика государства), 2. Ресурсное обеспечение,4. Информационное обеспечение,5. Размер и структура потребностей населения,6. Международные и политические факторы и события. Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; политическую нестабильность деятельности правительства; национализацию собственности и т. д. Все это ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны. Такие факторы правовой сферы как недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства также могут способствовать наступлению экономического кризиса деятельности предприятия. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, а то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Низкие расходы государства на науку и технику ведут к технологическому застою, предприятия для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и ведет предприятие к экономическому кризису.

Не менее важны среди внешних факторов и взаимоотношение с покупателями и поставщиками. Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в его выборе. Задержки поставок сырья и материалов, либо их низкое качество могут снизить объем производства и качество готовой продукции. Внешние условия одинаковы для всех предприятий. Почему же, как показывает опыт последних лет, далеко не все отечественные предприятия о успешно конкурировать в условиях рынка? Следовательно, многие причины кроются в них самих. Факторы внутренней среды: 1.Технология и техника, 2.Организация производства,3.Персонал,4.Маркетинг

В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации. Основные этапы разработки антикризисной стратегии организации: 1 этап. Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса:•  Анализ макро среды, которую условно можно поделить на четыре сектора — политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение

•  Анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим — покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители 2 этап. Анализ состояния предприятия:• эффективность текущей стратегии• сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия• конкурентоспособность цен и издержек предприятия• оценка прочности конкурентной позиции предприятия• выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии 3 этап. Пересмотр миссии и системы целей предприятия.

 

46 Понятие и общие признаки проекта. Сущность управления проектом.

Понятие "проект" объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее общими из которых являются следующие. В общем смысле Проект - это идея (задача, проблема) и необходимые средства ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.

Отличительными чертами проекта - признаками являются:

1 Направленность на достижение очерченных целей. Четкая постановка конечной цели проекта оказывает содействие успешной его реализации при условии правильного формулирования промежуточных взаимозависимых целей. Реализация проекта означает последовательное достижение целей с наиболее низкого уровня к высшему, то есть к достижению конечной цели.

2 Координированное выполнение взаимозависимых действий. Одни действия необходимо выполнять параллельно, другие - последовательно, и любое нарушение порядка их выполнения может поставить под угрозу выполнение проекта вообще.

3 Ограниченность во времени. Проекты выполняют на протяжении определенного времени (как правило, его определяют заранее), по возможности более четко очерчивая начало и завершение. Ручательством успешной реализации проекта является оптимальное распределение усилий и ресурсов во времени, которое обеспечивается приведением в порядок последовательности выполнения работ и мероприятий в границах проектной деятельности. В отличие от производственной системы проект является одноразовой, а не циклической деятельностью.  Тем не менее проектный подход все более часто применяют и к непрерывному производству. Например, существуют проекты выполнения заказов, где предусмотрены договорные сроки снабжения.

4 Уникальность. Каждый проект имеет отличительные особенности и признаки. Не существует идентичных проектов, даже если они предусматривают выполнение одинаковых действий.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ стоимости, времени, качеству.

 

47. Процессы, этапы и стадии управления проектом. Жизненный цикл управления проектом.

Процесс реализации любого проекта протекает во времени и представляет собой ряд следующих друг за другом стадий. Полная их совокупность и составляет жизненный цикл проекта. Нет возможности говорить об универсальном жизненном цикле в силу того, что все проекты различны, и его специфика будет определяться условиями каждого конкретного проекта. Тем не менее в жизненном цикле каждого проекта можно выделить несколько стадий:

Формулирование проекта - функция выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов

Планирование. производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Как правило план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"