Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Шпоры к ГЭКу.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Интуитивные методы прогнозирования применяются для тех процессов, которые невозможно описать математическими формулами. Использование данных методов дает возможность получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Сущность интуитивных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. Решение проблемы в этом случае базируется на обобщенном мнении экспертов.

Методы индивидуальных экспертных оценок

Методы индивидуальных экспертных оценок базируются на использовании в качестве источника информации мнения одного человека. К данной группе относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания прогнозного сценария.Эти методы базируются на возможности максимального использования индивидуальных способностей экспертов и минимизации психологического давления, которое может быть оказано на отдельных работников.

Методы коллективных экспертных оценок  включают: метод коллективной генерации идей, метод Дельфи, метод экспертных комиссий и др.

Метод коллективной генерации идей («мозговой атаки», «мозгового штурма») представляет собой способ получения прогнозных оценок в ходе совместного обсуждения как результата коллективного творчества людей. Он включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценку.

Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз.Этот метод имеет три особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура.

Данный метод имеет следующие недостатки: невозможно учесть влияние, оказываемое организаторами на экспертов при составлении анкет; велики затраты времени и средств.

Метод экспертных комиссий основан на открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Дискуссия происходит за круглым столом, рекомендуемое число участников 15-20 человек.

Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи.

35. Стратегическое планирование на макроуровне: сущность, цели и задачи. Макроэкономические стратегии.

Стратегическое планирование представляет собой важную функцию стратегического управления.

В классическом виде стратегическое управление представляет собой взаимосвязанную совокупность 5 этапов: 1. Анализ среды, 2. Определение миссии и целей, 3. Разработка и выбор стратегии, 4. Реализация стратегии, 5. Оценка мониторинг и контроль.

Первые три этапа относятся к стратегическому планированию.

В современной литературе нет единого представления о том, что такое стратегическое планирование.

1) Страт. план-ие – это инструмент с помощью которого формируется система целей объекта страт. планирования и объединенных усилий по ее достижению

под Объектом понимается: в данном случае– гос-во, страна.

2) Страт. план-ие – набор действий и решений предпринимаемых в целях разработки разл. стратегий и оказания помощи объекту стр. план. в достижении целей и задач его развития.

3) Страт. план-ие – набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Все они разрабатываются по различным направлениям на несколько лет вперед.

Оперативные – до 1мес., краткосрочные до 1 года, среднесрочные до 5 лет, долгосрочные – 15 лет, дальнесрочные свыше 15 лет.

Таким образом СП это процесс выработки и конкретизации стратегии на долгосрочный период времини.

Основная цель СП заключается в моделировании будущей успешной деятельности объекта СП на период реализации стратегии.

Главная задача СП заключается в обеспечении гибкости и нововведений в деятельности объекта СП, необходимых для достижения его целей в изменяющейся среде.

Макроэкономические стратегии:

1)Наступательные

критерии: умение удерживать конкурентов в позиции преследователей, темпы роста компании выше по отрасли, захват доли рынка конкурента.

Примеры стратегий: упреждающая удары, партизанская война, захват незанятых пространств, одновременные наступления на нескольких фронтах, стратегия неиспользованных слабостей конкурентов, стратегия превосхождения или противостояния сильным сторонам конкурента.

2)Протекционисткие стратегии – экономическая политика гос-ва противоположная политике свободной торговли и направленная: 1) на защиту имеющих стратегическое значение отраслей отечественной экономики от иностранной конкуренции.2) на временную защиту отнсительно недавно созданных отраслей отечественной экономики3) на расшиение внешнего рынка4) ка ответная мера при проведении протекционизма торговыми партнерами.

3)Мобилизационная – это комплекс мероприятий, направленных на переведение вооруженных сил и гос. инфраструктуры на военное положение. Мобилизация может быть общей (в масштабах всего гос-ва), а может быть частной (на опред. территориях, проводимой с целью повышения боевой готовности опред. части, опред. сил.

4)Экспортно-сырьевая – ориентация производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей.

5)Антикризисные стратегии – оптимизируют поведение хоз. субъектов в условиях спада или кризисных ситуаций.

6)Импорто-замещающая – осуществление структурных сдвигов. Внутри страны – освоение внутреннего рыка пром и прод. товаров, вызывающей структурные сдвиги в экономике ведущей ее к дальнейшей индустриализации. Внешнее ориентирование – направлено на продвижение отечественных изделий на мировой рынок. Порождает сдвиги в экономике гос-ва в направлении ее постоянного индустриального развития.

7)Стратегии конверсии. Конверсия – существенное преобразование, изменение условий, замена одних объектов производства, другими или одних фин. инструментов на другие.

 

 

36. Стратегическое планирование на микроуровне: сущность, цели и задачи. Микроэкономические стратегии.

Стратегическое планирование представляет собой важную функцию стратегического управления.

В классическом виде стратегическое управление представляет собой взаимосвязанную совокупность 5 этапов: 1. Анализ среды, 2. Определение миссии и целей, 3. Разработка и выбор стратегии, 4. Реализация стратегии, 5. Оценка мониторинг и контроль.

Первые три этапа относятся к стратегическому планированию.

В современной литературе нет единого представления о том, что такое стратегическое планирование.

1)              Страт. план-ие – это инструмент с помощью которого формируется система целей объекта страт. планирования и объединенных усилий по ее достижению под Объектом понимается: в данном – предприятие, фирма, организация.Все они разрабатываются по различным направлениям на несколько лет вперед.

Оперативные – до 1мес., краткосрочные до 1 года, среднесрочные до 5 лет, долгосрочные – 15 лет, дальнесрочные свыше 15 лет.

Таким образом СП это процесс выработки и конкретизации стратегии на долгосрочный период времини.

Основная цель СП заключается в моделировании будущей успешной деятельности объекта СП на период реализации стратегии.

Главная задача СП заключается в обеспечении гибкости и нововведений в деятельности объекта СП, необходимых для достижения его целей в изменяющейся среде.

Сущность экономической стратегии на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса.

╥        В каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время?

╥        Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно?

╥        Какие возможны альтернативные направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков?

╥        Какими действиями (методами и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?

В настоящее время существуют различные классификации  стратегий в основу закладываются различные признаки.

1)Степень важности (уровень создания стратегии)

-корпоративные – стратегии которые описываю общую направленность роста всего объектаСП в целом и показывают как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель Т и У.

-бизнес стратегии(деловые)-обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ к-либо подразделения объекта. Показывают как необходимо конкурировать на опред. рынке, по какой цене и как выставлять свой стиль деятельности в конкурентной борьбе.

-функциональные – разрабатываются функциональными отделами и службами объекта на основе корпоративной и деловой стратегии. Примеры: производственная стратегия, маркетинга, финансовая, стратегия НИОКР.

2)Способ осуществления роста (эталонные стратегии) – отражают 4 разл. подхода к росту организации и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение орг. внутри отрасли, технология. Каждый из 5 элементов может находиться в одном из 2х состояний: существующем или новом.

2.1.Стратегии концентрированного роста – связаны с изменением продукта или рынка и незатрагивает другие 3 элемента. Примеры: стратегия усиления позиций на рынке (лучшие позиции на сущ. рынке с сущест. продуктом), стратегия развития рынка(поиск новых рынков для существ. продукта), стратегия развития продукта(новый продукт на уже освоенном рынке)

2.2.Стратегии интегрированного роста – расширение организации путем добавления к ней новых структур.  Применяется если организация находится в сильном бизнесе, не может применятся стратегия консентр. роста и если интегрированный рост не противоречит долгосрочным целям. Примеры: стратегия обратной вертикальной интеграции(приобретение или усиление контроля над опред. структурами), стратегия вперед идущей вертикальной интеграции(приобретение или усиление контроля за структурами находящимися между организацией и конечным потребителем, а именно системой распределения и продажей)

2.3.Стратегии диверсификационного роста – когда орг-ия не может осуществлять свою деятельность с выпуск. продуктом и насуществующем рынке в опред. отрасли. Примеры: стратегия центрированной диверсификации(поиск доп. возможностей производства продукта на основе сущ. бизнеса, на основе той же технологии) стратегия горизонтальной диверсификации (существующий рынок, новая продукция, новая технология.) Конгломеративная диверсификация (новый продукт на новом рынке – самая сложная стратегия)

2.4.Стратегии сокращения: 1)Стратегия ликвидации (если фирма не может вести дальнейший бизнес), 2)Сбора урожая(отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу получения прибыли в краткосрочный период), 3)Стратегия сокращения(закрытие или продажа одного из подразделений), 4) Стратегия сокращения расходов (устранение небольших источников затрат)

3)Конкурентные стратегии: 1)Лидертсва в цене (сокращения издержек, но не в ущерб качеству), 2)Дифференциация (сделать продукт не такой как уконкурентов, чем то привлечь покупателя), 3)Концентрации внимания конкретных потребителей (специализированный продукт или специфический доступ к продукту), 4)Комбинированная (в практике такая стратегия наиболее распространена)

 

37 Сущность и виды инноваций. Роль инноваций в развитии мирового сообщества.

Впервые понятие инноваций было использовано в исследованиях зарубежных культурологов в сер. 18в. и означало – введение элементов одной культуры в другую. в эк. теорию понятие инновации было введено австрийским ученым И.Шумпетром, кот. изучал причины мировых экономических кризисов, охвативших многие развитые страны в к19-н.20 века. В 1911г. в своей работе Шумпетер в качестве ключевых факторов роста и развития назвал: 1)Создание нового товара,2)Новая технология, 3)Новый рынок сбыта товара, 4)Новый источник сырья, 5)Новые организованные структуры. В 30х годах 20 столетия Шумпетер в своих трудах использовал понятия инновация подразумевая – любые изменения, связанные с использованием новых или усовершенствованных решений в технике, технологиях, организациях, процессах сбыта и снабжения. В России ин.теория развивалась до 30 годов. Затем была признана несоответс. социал. способу хоз. Возродиласт теория во 2й половине 90х годов, в связи с переходом на рыноч. условия и преодолением кризиса в кот. страна вошла в нач. 90х годов.

В научной литературе выделяют множество классификаций инноваций.

1.По области осуществления: продуктовые (изменение вносимые в продукцию производимую в сфере мат. производства и потребления в кач-ве средств производства или предметов потребления) технологические (изменения в технологии, т.е. способах создания произ-ва и потребления выпускаемой или новой продукции) организационно-управленческие (внедрение новых методов организации каках либо систем и управления ими)

2.По степени новизны: радикальные (революционный вид, реализующий крупные научные открытия и изобретения, принципиально новая продукция, аналогов которой нет в мире), Имитирующие (изменения эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем)

3.По масштабам распространения: глобальные (изменения, связанные с революционными преобразованиями, происходящими в результате коренных перемен в средствах производства и предметах потребления) локальные (не оказывают принципиального влияния на экономику и условия жизнедеятельности общ-ва, они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин, улучшением их отдельных параметров.

4.По степени прогрессивности: прогрессивная (результат целенаправленной сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие системы), регрессивная (когда она вносит  в хоз. механиз процессы дегенерации, а также когда она выступает тормозом общ. развития.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"