Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:38, шпаргалка
1. Понятие экономического анализа, его основная цель, задачи, предмет и метод.
Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Цель экономического анализа – содействие выполнению планов предприятий и их подразделений, содействие дальнейшему развитию и улучшению экономической работы благодаря подготовке проектов управленческих решений.
Недостаток рабочей силы порождает отступление от установленной технологии, непроизводительные выплаты. Излишек рабочей силы приводит к недогрузке рабочих, использованию рабочей силы не по назначению, к снижению производительности труда.
Основные задачи анализа использования трудовых ресурсов:
11. Анализ производительности
труда и трудоемкости
Иными словами, производительность труда — это его результативность или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции.
Производительность труда определяется количеством продукции, которую производит рабочий за единицу времени (выработка), или количеством времени, затрачиваемым на изготовление единицы продукции (трудоемкость).
Исследование
1) оценка уровня обобщающих
показателей
2) анализ факторов среднечасовой выработки;
3) оценка резервов повышения производительности труда;
4) анализ трудоемкости продукции.
Для оценки уровня производительности
труда применяется система
Обобщающими показателями являются среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении.
Частные показатели — это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.
Вспомогательные показатели — это затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.
Обобщающие показатели и модели обобщающих показателей.
Среднегодовая
выработка продукции одним
,
где ВП — выпуск продукции в стоимостном выражении;
ЧР — среднесписочная численность работников.
Среднедневная
выработка продукции одним
.
Среднечасовая выработка продукции одним работником:
,
где Т — отработанное за год время всеми работниками.
Обобщающие показатели среднегодовой выработки можно представить в виде следующих моделей, которые позволяют произвести расчеты влияния факторов, входящих в них.
Среднегодовая выработка на одного работающего равна произведению следующих факторов:
или ,
где УД — удельный вес рабочих в общей численности работников;
Д — отработано дней одним рабочим за год;
П — средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ — среднечасовая выработка рабочего (тыс. руб.).
Величина его зависит
не только от выработки рабочих, но
и от удельного веса последних
в общей численности
Среднегодовая выработка на одного рабочего:
Аналогичным образом анализируется изменение среднегодовой выработки рабочего, которая зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки:
или .
Среднедневная выработка на одного рабочего:
Обязательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, от которого зависит уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих.
В ходе анализа необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста производительности труда и определить резервы повышения среднечасовой, среднедневной и среднегодовой выработки рабочих.
Анализ трудоемкости продукции
Трудоемкость — затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции.
Трудоемкость единицы продукции (ТЕ) рассчитывается отношением фонда рабочего времени на изготовление i-го вида продукции к объему его производства в натуральном или условно-натуральном измерении.
.
Трудоемкость одного рубля продукции. Общий фонд рабочего времени на производство всей продукции делится на стоимость выпущенной продукции. Полученный показатель — обратный среднечасовой выработке продукции
.
12. Анализ фонда заработной платы.
Приступая к анализу использования фонда заработной платы (ФЗП), в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение его фактической величины от плановой (базовой).
Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда в отчетном периоде с базовой величиной фонда заработной платы в целом по предприятию, по производственным подразделениям и категориям работников.
Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой заработной платы в отчетном периоде и базовой его величиной, скорректированной на индекс объема производства продукции. Следует учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты, сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты.
В процессе анализа следует также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности важно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и уменьшение суммы прибыли
13. Анализ объема производства,
ассортимента и структуры
Основные показатели объема производства – товарная и валовая продукция.
Валовая продукция это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В настоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Основные задачи анализа:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния
факторов на изменение
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий
по освоению выявленных
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее; он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.
Ассортимент — это более подробная классификация продукции внутри какой-либо номенклатурной позиции одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности.
Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме.
Коэффициент ассортимента рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в стоимостном выражении, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:
.
Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит и с размером прибыли:
.
Коэффициент структурной активности служит характеристикой интенсивности структурных преобразований:
.
где УДi — изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
n — число номенклатурных групп.
14. Резервы роста объема производства и реализации продукции.
Резервы роста объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резерва).
1. Приращение продукции
в результате создания
,
где DN - приращение объема продукции; DМ - дополнительные рабочие места; В0 - среднегодовая выработка рабочего.
2. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования:
где DN - приращение объема продукции; n – количество единиц вновь вводимого оборудования; T1фi - полезное время работы каждого вида оборудования (машино-час); B0фi - выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования.