Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка
46. В чем заключается экономический смысл расчета парных показателей в матричной модели? Ответ объяснить на примерах
Другие показатели в настоящее время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.
46. В чем заключается
экономический смысл расчета
парных показателей в
Другие показатели в настоящее время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.
Эти расчетные показатели образуют третью группу показателей – эффективности хозяйственной деятельности предприятия – и являются локальными показателями эффективности.
Число показателей «на входе» может быть, как указывалось выше, различным, «на выходе» – значительно большим, оно равно (n–1)2, где «n» – число показателей «на входе». В рассматриваемом примере (табл. 1.1) число исходных показателей равно 8, расчетных показателей – 49 (8–1)2. Если показателей будет достаточно много, можно получить как бы экономический срез всего предприятия, точнее и лучше выявлять его проблемы и резервы. Приведенная матрица показателей эффективности хозяйственной деятельности состоит из парных локальных показателей эффективности. В каждой паре (например, рентабельность затрат и затратоемкость прибыли) один показатель (прямой показатель эффективности) должен расти при повышении эффективности, а другой (обратный показатель) – уменьшаться. Прямые показатели эффективности расположены под главной диагональю матрицы, а обратные – над ней.
47. Каково аналитическое
значение показателя «
В первую группу входят показатели, характеризующие конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия или его структурных единиц:
1) прибыль до налогообложения (от продаж, чистая).
2) добавленная стоимость
(определяется как разница
3) товарная продукция (объем производства).
Из всех существующих
показателей, предназначенных для
оценки процесса создания стоимости
компании, самым известным и
Этот показатель сочетает простоту и возможность проведения оценки эффективности как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений. EVA служит индикатором качества управленческих решений, так как ее постоянная положительная величина свидетельствует о создании дополнительной ценности компании, тогда как отрицательная — о ее снижении.
Показатель EVA — разница между чистой операционной прибылью после налогообложения (NOPAT) и затратами на капитал, то есть базируется на трех основных составляющих: доход на капитал, затраты на капитал, величина инвестированного капитала.
Экономическая добавленная стоимость является показателем годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию создать дополнительную стоимость. EVA может служить также в качестве цели системы мотивации для высшего руководства.
Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.
Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости организации и оценку эффективности деятельности организации через определение того, как это организация оценивается рынком.
Вопрос 48.С какой целью при осуществлении факторного анализавыделяют экстенсивные и интенсивные факторы.
Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.
Показатели, характеризующие результативный показатель, т. е. участвующие в аналитической задаче как его характеристики, называются факторными показателями.
Факторы могут подразделяться на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) по признаку сущности их влияния на экономические показатели. Так, например, если изучается влияние на объем выпуска продукции трудовых факторов, то изменение численности рабочих будет являться экстенсивным фактором, а изменение производительности труда одного рабочего — интенсивным факторов.
ЭКСТЕНСИВНЫЕ И ИНТЕНСИВНЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА
Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация экономики состоит в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. База интенсивного развития – научно-технический прогресс. Экстенсивные факторы:
1) увеличение количества используемых ресурсов:
а) увеличение количества средств труда;
б) увеличение количества предметов труда;
в) увеличение численности рабочей силы;
2) увеличение времени использования ресурсов:
а) увеличение времени использования рабочей силы;
б) увеличение времени использования средств труда;
в) увеличение продолжительности функционирования основных производственных фондов;
г) увеличение продолжительности оборота (запасов) оборотных производственных фондов;
3) устранение непроизводительного использования ресурсов:
а) устранение непроизводительного использования средств труда;
б) устранение непроизводительного использования предметов труда;
в) устранение непроизводительного использования рабочей силы.
Интенсивные факторы:
1) совершенствование качественных характеристик используемых ресурсов:
а) совершенствование используемых средств труда;
б) совершенствование используемых предметов труда;
в) совершенствование используемой рабочей силы;
2) совершенствование процесса функционирования используемых ресурсов:
а) совершенствование технологии производства;
б) совершенствование организации производства; в)совершенствование организации труда;
г) совершенствование организации управления;
д) совершенствование воспроизводства и ускорения оборачиваемости основных производственных фондов;
е) ускорение оборачиваемости оборотных производственных фондов. Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности развития выражается в показателях:
1) экстенсивности развития (количественные показатели использования ресурсов): численность работающих, величина израсходованных предметов труда, величина амортизации, объем основных производственных фондов и авансированных оборотных средств;
2) интенсивности развития (качественные показатели использования ресурсов): производительность труда, трудоемкость, материалоотдача, материалоемкость, фондоотдача, фондоемкость, количество оборотов оборотных средств.
В реальной действительности
в масштабе страны и продолжительном
времени чисто интенсивного или
чисто экстенсивного типа развития
быть не может, поэтому выделяют преимущественно
интенсивный или
Пример: недостаток рабочей силы можно восполнить повышением производительности труда.
Вопрос 49.Каким образом можно охарактеризовать показатель «товарная продукция»И какого его значение в матричной модели.
Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:
- стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;
- стоимость
работ и услуг промышленного
характера по заказам со
- стоимость
полуфабрикатов собственного
- стоимость
нестандартного оборудования, приспособлений
общего назначения своего
- стоимость
работ и услуг для
Объем товарной
продукции планируется в
Следовательно, товарная продукция - это та часть валовой продукции, реализованной за пределы предприятия разным потребителям. Она определяется в натуральной и стоимостной (денежной) форме. На каждом предприятии стоимость товарной продукции рассчитывается по текущим ценам реализации, уровень которых зависит от канала и сроков реализации продукции, ее качества, конъюнктуры рынка и других факторов. Денежные поступления от продажи товарной продукции называют денежным доходом или денежной выручкой предприятия. Это - важный показатель хозяйственной деятельности, на основе которого определяют прибыль по каждой отрасли и предприятию в целом. При прочих равных условиях оно будет тем больше прибыль, чем больше денежный доход получен от реализации продукции, и наоборот.
Матрица (квадратная таблица) представляет производственный процесс в виде модели «вход - выход». На «входе» закладываем 8 традиционных показателей, которые можно получить из экономической и бухгалтерской отчетности, а на «выходе» получаем 56 показателя.
Для проведения анализа закладываем в нашу матрицу следующие показатели:
Матричный метод представляет
собой систематическое
Конечная цель анализа предприятия состоит в оценке экономического положения предприятия, которое имеет решающее значение для будущих возможностей его развития. В проведении и результатах такого анализа должен быть заинтересован руководитель (менеджер) предприятия.
Предметом анализа могут быть деятельность как всего предприятия, так и его структурных подразделений, продукты или их группы, цели и мероприятия. Эти предметы анализируются по количественному, временному и стоимостному аспекту, а также по их взаимосвязям (структурам).
Процесс проведения такого анализа включает следующие ступени: определение цели анализа, получение информации (данных об анализируемых свойствах пли аспектах предприятия), оценку полученных данных и документирование результатов. Чтобы провести такой анализ, необходимо уметь и иметь практическую возможность измерить основные экономические результаты хозяйственной деятельности и сопоставить их с ресурсами и затратами, понадобившимися для достижения этих результатов.
Исходной информацией для такого анализа служат традиционные экономические показатели, которые можно получить из экономической и бухгалтерской отчетности предприятия.