Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка
46. В чем заключается экономический смысл расчета парных показателей в матричной модели? Ответ объяснить на примерах
Другие показатели в настоящее время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.
При выборе состава показателей,
используемых для построения матрицы,
важно учитывать следующие
Показатели, характеризующие отдельные стороны деятельности предприятия, объединяют в три группы.
В первую группу входят показатели, характеризующие конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия или его структурных единиц:
Матричные модели
в экономике, один из наиболее распространённых типов экономико-математических моделей. Представляют собой прямоугольные таблицы (матрицы (См. Матрица)), элементы которых отражают взаимосвязи экономических объектов и обладают определённым экономическим смыслом, значение которого вычисляется по установленным в теории матриц правилам. В М. м. отражается структура затрат на производство и распределение продукции и вновь созданной стоимости.
М. м. — балансово-
Представленная в графическом виде (см. схему) М. м. экономического объекта имеет вид прямоугольной таблицы, разделённой на 4 четверти (квадранта). Уравнения строк матрицы xij — поставка продукции подразделения (отрасли) i в подразделение (отрасль) j, Yi — конечная продукция подразделения (отрасли) i, Xi — валовая продукция подразделения (отрасли) i, представляют собой балансы распределения продукции, произведённой в различных производственных подразделениях (например, в цехах предприятия), в различных экономических объектах (предприятиях, объединениях), в разных отраслях народного хозяйства. Они имеют совершенно очевидный экономический смысл: сумма внутрипроизводственных поставок и конечного продукта составляет валовой выпуск подразделения (отрасли). Столь же очевиден смысл уравнения, составленного из элементов столбцов матрицы: xij — затраты продукции подразделения (отрасли) j на производство продукции подразделения (отрасли) i, Zj — затраты первичных ресурсов и вновь созданная стоимость в подразделении (отрасли); X’j — валовые затраты в сумме со вновь созданной стоимостью в подразделении (отрасли) j,
Xi = X’j, если i тождественно j; тогда в этом равенстве итогов одноимённых строк и столбцов находит выражение закон стоимости: стоимость распределённых и накопленных благ и услуг равна стоимости производственных затрат плюс вновь созданная стоимость. Из этого основного равенства М. м. вытекает целый ряд других производных уравнений, которые делают М. м. удобным расчётным плановым и аналитическим инструментом.
Таким образом, каждый
показатель имеет двоякое
Вопрос № 50 какой может быть тенденция изменения показателей П,ТП,ДС.Какими факторами может определяться?
Таблица 18.2.
Матричная модель
анализа
Прибыль (П) |
Добавочная стоимость |
|
|
|
|
|
| |
Прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
|
Добавочная стоимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
Товарная продукция. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Полная себестои- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Материальные затраты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные средства, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Фонд оплаты труда |
|
|
|
|
|
|
|
|
Числен- |
|
|
|
|
|
|
|
|
При матричном анализе строятся четыре матрицы:
При отсутствии на предприятии плановых показателей сравнение проводят для двух периодов — базисного и отчетного.
Этот метод дает не только обобщающую характеристику состояния предприятия и динамику его развития, но и позволяет определять изменения в ходе и результатах работы и выявлять резервы повышения эффективности производства.
Целесообразно использовать этот метод анализа с привлечением компьютерных программ.
Прибыль основной источник производственного и социального развития предприятия, важный источник формирования прибыли.
Прибыль состоит: 1) прибыль от реализации продукции, 2) прибыль от прочей реализации, 3) доходы (расходы) от внереализационных операций, где последний пункт состоит из: доходы (расходы) по ценным бумагам и от долевого участия в СП; штрафы, пени, неустойки; прибыли и убытия прошлых лет, выявленные в отчетном году; поступления долгов и ДЗ; получение финансовой помощи и др.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (Пр):
Факторы: 1) изменение объема, 2) структуры, 3) себестоимость, 4) цены.
Товарная продукция — часть продукции, произведенной в рамках производственного объекта, которая реализована или предназначена к реализации на сторону. Товарная продукция равна разнице между валовой продукцией и изменением остатков незавершенного производства.
Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:
- стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;
- стоимость работ
и услуг промышленного
- стоимость полуфабрикатов
собственного производства и
продукции вспомогательных
- стоимость нестандартного
оборудования, приспособлений общего
назначения своего
- стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Объем товарной продукции планируется в действующих и сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.
экономическая добавленная стоимость (EVA — Economic Value Added).
Этот показатель сочетает простоту и возможность проведения оценки эффективности как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений. EVA служит индикатором качества управленческих решений, так как ее постоянная положительная величина свидетельствует о создании дополнительной ценности компании, тогда как отрицательная — о ее снижении.
Показатель EVA — разница между чистой операционной прибылью после налогообложения (NOPAT) и затратами на капитал, то есть базируется на трех основных составляющих: доход на капитал, затраты на капитал, величина инвестированного капитала.
Экономическая добавленная стоимость является показателем годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию создать дополнительную стоимость. EVA может служить также в качестве цели системы мотивации для высшего руководства.
Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.
Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости организации и оценку эффективности деятельности организации через определение того, как это организация оценивается рынком
Вопрос № 51.Чем характеризуется качественная и количественная связь дебиторской и кредиторской задолженностей.
Описанные ниже экономические показатели дают количественную оценку кредиторской задолженности.
Для того чтобы определить степень
зависимости компании от кредиторской
задолженности необходимо рассчитать
несколько следующих
Коэффициент зависимости предприятия
от кредиторской задолженности. Рассчитывается
как отношение суммы заемных средств к
общей сумме активов предприятия. Этот
коэффициент дает представление о том,
на сколько активы предприятия сформированы
за счет кредиторов.
Коэффициент самофинансирования предприятия.
Рассчитывается, как отношение собственного
капитала (части уставного фонда) к привлеченному.
Данный показатель позволяет отслеживать
не только процент собственного капитала,
но и возможности управления всей компанией.
Баланс задолженностей. Определяется
как отношение суммы кредиторской задолженности
к сумме дебиторской задолженности. Данный
баланс следует составлять с учетом сроков
двух этих видов задолженностей. При этом
желательный уровень соотношения во многом
зависит от той стратегии, которая принята
на предприятии (агрессивная, консервативная
или умеренная).
Для более полного анализа состоя кредиторской
задолженности, следует дать и качественную характеристику данных
пассивов.
Коэффициент времени. Определяется как
отношение средневзвешенного показателя
срока погашения кредиторской задолженности
к средневзвешенному показателю срока
оплаты по дебиторской задолженности.
При этом средний срок погашения кредиторской
задолженности необходимо удерживать
на уровне не ниже, чем те усредненные
сроки, которые должны соблюдать дебиторы
предприятия.
Коэффициент
рентабельности кредиторской задолженности.
Определяется как отношение суммы прибыли
к сумме кредиторской задолженности, которые
отражены в балансе. Данный показатель
характеризует эффективность привлеченных
средств и его особенно целесообразно
анализировать по периодам. При этом должна
быть определена зависимость динамики
изменений этого коэффициента от тех основных
факторов, которые повлияли на его рост
или снижение (изменения сроков возврата,
структуры кредиторов, средних размеров
и стоимости кредиторской задолженности
и т. д.).
МАТЕРИАЛ ПРО ДЕБ. И КРЕД. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
В ходе безналичных
расчетов между организациями возникает
дебиторская и кредитная
Дебиторская задолженность — это задолженность каких-либо предприятий и лиц в пользу данного предприятия.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:
При анализе следует установить динамику дебиторской задолженности, т.е. изменение ее размера за анализируемый период; рассмотреть ее состав, т.е. за какими конкретно предприятиями и лицами она числится и в каких суммах; выяснить сроки возникновения задолженности.
Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами[1]. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
Дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivables turnover ratio — RTR) — отношение выручки от реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.
RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность).
Коэффициент показывает,
сколько раз счета к получению
превращались в денежные средства или
сколько единиц выручки получено
с 1 руб. дебиторской задолженности.
Чем выше его значение, тем меньший
период времени проходит между отгрузкой
продукции потребителям и моментом
их оплаты. Высокие значения этого
показателя положительно отражаются на
его ликвидности и