Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

46. В чем заключается экономический смысл расчета парных показателей в матричной модели? Ответ объяснить на примерах
Другие показатели в настоящее время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к экзамену.docx

— 548.76 Кб (Скачать документ)

При выборе состава показателей, используемых для построения матрицы, важно учитывать следующие основные требования:

  • показатели, характеризующие различные состояния предприятия, должны быть сопоставимыми;
  • показатели должны изменяться с изменением состояний как предприятия в целом, так и его структурных единиц;
  • показатели должны быть доступными и достоверными, т.е. фиксироваться в плановой и отчетной документации;
  • показатели должны отражать как результаты деятельности, так и затраты и ресурсы, необходимые или предусмотренные для их получения.

Показатели, характеризующие  отдельные стороны деятельности предприятия, объединяют в три группы.

В первую группу входят показатели, характеризующие конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия  или его структурных единиц:

  • Прибыль (валовая).
  • Добавленная стоимость (стоимость, добавленная к переработке сырья и материалов, п/ф) (Товарная продукция - материальные затраты).
  • Товарная продукция (объем производства).

 

Матричные модели        

в экономике, один из наиболее распространённых типов экономико-математических моделей. Представляют собой прямоугольные  таблицы (матрицы (См. Матрица)), элементы которых отражают взаимосвязи экономических объектов и обладают определённым экономическим смыслом, значение которого вычисляется по установленным в теории матриц правилам. В М. м. отражается структура затрат на производство и распределение продукции и вновь созданной стоимости.         

 М. м. — балансово-нормативные,  они объединяют в единой табличной  форме балансы распределения  продукции (по отдельным её  видам) и увязанные с ними  балансы затрат на её производство, а также нормативы материальных  и денежных затрат. М. м. используются  для экономического анализа и  плановых расчётов с применением  электронной вычислительной техники.         

 Представленная в графическом виде (см. схему) М. м. экономического объекта имеет вид прямоугольной таблицы, разделённой на 4 четверти (квадранта). Уравнения строк матрицы xij — поставка продукции подразделения (отрасли) i в подразделение (отрасль) j, Yi — конечная продукция подразделения (отрасли) i, Xi — валовая продукция подразделения (отрасли) i, представляют собой балансы распределения продукции, произведённой в различных производственных подразделениях (например, в цехах предприятия), в различных экономических объектах (предприятиях, объединениях), в разных отраслях народного хозяйства. Они имеют совершенно очевидный экономический смысл: сумма внутрипроизводственных поставок и конечного продукта составляет валовой выпуск подразделения (отрасли). Столь же очевиден смысл уравнения, составленного из элементов столбцов матрицы: xij — затраты продукции подразделения (отрасли) j на производство продукции подразделения (отрасли) i, Zj — затраты первичных ресурсов и вновь созданная стоимость в подразделении (отрасли); X’j — валовые затраты в сумме со вновь созданной стоимостью в подразделении (отрасли) j,        

 Xi = X’j, если i тождественно j; тогда в этом равенстве итогов одноимённых строк и столбцов находит выражение закон стоимости: стоимость распределённых и накопленных благ и услуг равна стоимости производственных затрат плюс вновь созданная стоимость. Из этого основного равенства М. м. вытекает целый ряд других производных уравнений, которые делают М. м. удобным расчётным плановым и аналитическим инструментом.         

 Таким образом, каждый  показатель имеет двоякое значение: с одной стороны, он выражает  объём поставок одного производственного  подразделения (отрасли) в другое, с другой стороны — объём  производственного потребления  вторым подразделением продукции  первого. I квадрант М. м. отражает, следовательно, внутрипроизводственные  связи моделируемой экономической  системы. Наиболее явное количественное  выражение производственная структура  получает в коэффициентах прямых  затрат (См. Коэффициенты прямых затрат), которые представляют собой частное от деления объёмов затрат продукции всех подразделений на объём выпуска определённого подразделения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 50 какой может быть тенденция изменения показателей П,ТП,ДС.Какими факторами может определяться?

Таблица 18.2. 
 
Матричная модель анализа

 

Прибыль (П)

Добавочная стоимость 
 
(ДС)

 
Товарная  продукция (ТП)

 
Полная  себестоимость  
 
(СС)

 
Материальные  затраты 
 
(МЗ)

 
Основные  средства 
 
(ОС)

 
Фонд  оплаты труда 
 
(ФОТ)

 
Численность персонала (Ч)

Прибыль

 
*

 
Объем ДС с 1 руб. прибыли

 
Объем ТП с 1 руб. прибыли

 
Затратоемкость прибыли

 
Материало- 
емкость прибыли

 
Фондоемкость прибыли

 
Зарплатоемкость прибыли

 
Трудоемкость прибыли

Добавочная стоимость

 
Рентабельность ДС

 
*

 
Съем ТП с 1 руб. ДС

 
Затраты на 1 р. ДС

 
Материало- 
емкость ДС

 
Фондоемкость ДС

 
Зарплатоемкость ДС

 
Трудоемкость ДС

Товарная продукция.

 
Рентабельность ТП

 
Удельный вес ДС в ТП

 
*

 
Затраты на 1 р. ТП

 
Материало- 
емкость ТП

 
Фондоемкость ТП

 
Зарплатоемкость ТП

 
Трудоемкость ТП

 Полная себестои- 
 
мость

 
Рентабельность затрат

 
Затрато- 
отдача по ДС

 
Затрато- 
отдача ТП

 
*

 
Соотношение материалов и СС

 
Соотношение средств и СС

 
Соотношение зарпл. и с/с

 
Соотношение Ч и СС

Материальные  затраты

 
Рентабельность материалов

 
Материало- 
отдача по ДС

 
Материало- 
отдача ТП

 
Закрепленность СС за материалами

 
*

 
Соотношение средств и материалов

 
Соотношение зарпл. И материалов

 
Соотношение Ч и МЗ

Основные средства,

 
Рентабельность средств

 
Фондоотдача по ДС

 
Фондоотдача по ТП

 
Закрепленность СС за средствами

 
Закрепленность материалов за средствами

 
*

 
Соотношение зарпл. и средств

 
Соотношение Ч и ОС

Фонд оплаты труда

 
Рентабельность зарплаты

 
Зарплато- 
 
отдача по ДС

 
Зарплато- 
 
отдача по ТП

 
Закрепленность СС за зарплат.

 
Закрепленность материалов за зарплат.

 
Закрепленность средств за зарплат.

 
*

 
Соотношение Ч и зарплаты

Числен- 
 
ность персонала

 
Рентабельность персонала

 
Производи- 
тельность по ДС

 
Производи- 
тельность по ТП

 
Затрато- 
вооруженность персонала

 
Материало- 
вооруженность персонала

 
Средствооруженность персонала

 
Среднегодовая оплата персонала

 
*


 

При матричном анализе  строятся четыре матрицы:

  • матрица абсолютных значений показателей базисного периода;
  • матрица абсолютных значений показателей отчетного периода;
  • матрица абсолютных изменений значений показателей обоих периодов;
  • матрица индексных значений показателей (отражает динамику показателей).

При отсутствии на предприятии  плановых показателей сравнение  проводят для двух периодов — базисного и отчетного.

Этот метод дает не только обобщающую характеристику состояния  предприятия и динамику его развития, но и позволяет определять изменения в ходе и результатах работы и выявлять резервы повышения эффективности производства.

Целесообразно использовать этот метод анализа с привлечением компьютерных программ.

 

Прибыль основной источник производственного и социального развития предприятия, важный источник формирования прибыли.

Прибыль состоит: 1) прибыль от реализации продукции, 2) прибыль от прочей реализации, 3) доходы (расходы) от внереализационных операций, где последний пункт состоит из: доходы (расходы) по ценным бумагам и от долевого участия в СП; штрафы, пени, неустойки; прибыли и убытия прошлых лет, выявленные в отчетном году; поступления долгов и ДЗ; получение финансовой помощи и др.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (Пр):

Факторы: 1) изменение объема, 2) структуры, 3) себестоимость, 4) цены.

Товарная продукция — часть продукции, произведенной в рамках производственного объекта, которая реализована или предназначена к реализации на сторону. Товарная продукция равна разнице между валовой продукцией и изменением остатков незавершенного производства.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:

- стоимость  произведенных в данном периоде  (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

- стоимость работ  и услуг промышленного характера  по заказам со стороны;

- стоимость полуфабрикатов  собственного производства и  продукции вспомогательных цехов  для реализации на сторону;  стоимость полуфабрикатов и продукции  для поставки своему капитальному  строительству и непромышленным  хозяйствам своего предприятия;

- стоимость нестандартного  оборудования, приспособлений общего  назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды  предприятия или реализуемых  на сторону;

- стоимость работ  и услуг для непромышленных  хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции  планируется в действующих и  сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

 

экономическая добавленная стоимость (EVA — Economic Value Added).

Этот показатель сочетает простоту и возможность  проведения оценки эффективности как  предприятия в целом, так и  отдельных его подразделений. EVA служит индикатором качества управленческих решений, так как ее постоянная положительная  величина свидетельствует о создании дополнительной ценности компании, тогда  как отрицательная — о ее снижении.

Показатель EVA — разница  между чистой операционной прибылью после налогообложения (NOPAT) и затратами  на капитал, то есть базируется на трех основных составляющих: доход на капитал, затраты на капитал, величина инвестированного капитала.

Экономическая добавленная  стоимость является показателем  годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию  создать дополнительную стоимость. EVA может служить также в качестве цели системы мотивации для высшего  руководства.

Экономическая добавленная  стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости организации и оценку эффективности деятельности организации через определение того, как это организация оценивается рынком

 

Вопрос № 51.Чем характеризуется качественная и количественная связь дебиторской и кредиторской задолженностей.

Описанные ниже экономические показатели дают  количественную оценку кредиторской задолженности.

Для того чтобы определить степень  зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.  
 
Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.  
 
Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.  
 
Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).  
 
Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.  
 
Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.  
 
Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).

МАТЕРИАЛ ПРО ДЕБ. И КРЕД. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

В ходе безналичных  расчетов между организациями возникает  дебиторская и кредитная задолженность.

Дебиторская задолженность — это задолженность каких-либо предприятий и лиц в пользу данного предприятия.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:

  • видом продукции, за которую ведутся расчеты
  • емкостью рынка
  • степенью насыщенности рынка данным видом продукции
  • применяемыми формами безналичных расчетов за эту продукцию

При анализе следует установить динамику дебиторской задолженности, т.е. изменение ее размера за анализируемый период; рассмотреть ее состав, т.е. за какими конкретно предприятиями и лицами она числится и в каких суммах; выяснить сроки возникновения задолженности.

Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами[1]. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.

Дебиторская задолженность  в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).

Дебиторская задолженность  представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.

Дебиторская задолженность  возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Дебиторская задолженность  относится к оборотным активам  компании вне зависимости от срока  её погашения.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivables turnover ratio — RTR) — отношение выручки от реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.

RTR = (продажи в  кредит или выручка) / (средняя  дебиторская задолженность).

Коэффициент показывает, сколько раз счета к получению  превращались в денежные средства или  сколько единиц выручки получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший  период времени проходит между отгрузкой  продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого  показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"