Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

46. В чем заключается экономический смысл расчета парных показателей в матричной модели? Ответ объяснить на примерах
Другие показатели в настоящее время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к экзамену.docx

— 548.76 Кб (Скачать документ)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности в днях (day’s sales outstanding — DSO) рассчитывают по формуле:

DSO = (Средняя деб. задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).

Характеризует средний  период времени, в течение которого средства от покупателей поступают  на расчетные счета предприятия. Отсюда его другое распространенное название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.

Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Основные задачи

  • комплексная проверка дебитора на начальном этапе
  • юридическое сопровождение сделок
  • финансирование дебиторской задолженности
  • учёт, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
  • взыскание просроченного долга
  • претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
  • выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями

Функции

  • Использование (определение  финансовых и управленческих целей)
  • организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)
  • мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью)
  • контроль
  • анализ результатов и обратная связь

Участники

В современной экономике  управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций  только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации  в процессе управления задействованы  следующие лица и структурные  подразделения:

  • Генеральный директор
  • Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)
  • Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)
  • Юридический отдел и служба безопасности

Процесс

Проблема ликвидности  дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный  объем, оборачиваемость, качество дебиторской  задолженности.

Решение этих проблем  требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что  является одним из методов укрепления финансового положения фирмы. Мероприятия  по возврату дебиторской задолженности  входят в группу наиболее действенных  мер повышения эффективности  за счет внутренних резервов предприятия  и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность восполнения дефицита оборотных средств.

Управление дебиторской  задолженностью может быть отождествлено  с любым другим видом управления как процесс реализации специфических  управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

  • Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
  • Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
  • Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
  • Действия по контролю это подготовка стандартов действий и сравнение фактических результатов со стандартными.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся  в оптимизации общего размера  этой задолженности, обеспечении своевременной  ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным  вопросам:

  • учёт дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • ускорение востребования долга;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Кредиторская  задолженность

Кредиторская задолженность — (англ. Accounts payable (A/P)) задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.

Кредиторская задолженность возникает в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты.

Ответственность за злостное уклонение от возврата кредиторской задолженности предусмотрена статьей 177 УК РФ.

В бухгалтерском  учёте принято выделять несколько  видов кредиторской задолженности:

  • задолженность перед поставщиками и подрядчиками;
  • задолженность перед персоналом организации;
  • задолженность перед внебюджетными фондами;
  • задолженность по налогам и сборам;
  • задолженность перед прочими кредиторами.

Наличие кредиторской задолженности не является благоприятным  фактором для организации и существенно  снижает показатели при оценке финансового  состояния предприятия, платежеспособности и ликвидности.

 

 

 

Вопрос № 52.Основные операции,осуществляемые на предприятии при управлении ДЗ и КЗ.

УПРАВЛЕНИЕ  ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - оптимизация  суммы долгов, причитающихся организации  от юридических и физических лиц  в результате хозяйственных взаимоотношений  с ними. Необходимость управления дебиторской задолженностью следует  из того, что долги не принимают  участия в хозяйственном обороте, и для восполнения недостатка оборотных средств организация  вынуждена брать платные кредиты. Поэтому своевременное погашение  дебиторской задолженности способствует улучшению финансового состояния  организации. Управление дебиторской  задолженностью предполагает: оценку платежеспособности покупателя; правильный выбор формы договора купли-продажи  и формы оплаты поставки; определение  предельно допустимой величины дебиторской  задолженности.

УПРАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ - оптимизация  суммы задолженности организации  перед другими юридическими и  физическими лицами. Необходимость  управления кредиторской задолженностью следует из того, что умелое использование  временно привлеченных средств - способствует максимизации прибыли от деятельности организации. Управление кредиторской задолженностью предполагает:

- правильный выбор формы задолженности  (банковская или коммерческая) с  целью минимизации процентных  выплат и затрат на приобретение  материальных ценностей;

- установление наиболее удобной  формы банковского кредита и  его срока (краткосрочная ссуда  без обеспечения, кредит под  залог и т. п.);

- недопущение образования просроченной  задолженности, связанной с дополнительными  затратами (штрафные санкции,  пени).

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые.

Вторым  шагом в процессе оптимизации  кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических  показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших  отклонений. 

На  третьем этапе, в зависимости  от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры  долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

 
Стратегический  подход 
 
Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.  
 
 
Тактические особенности  
 
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств: 
 
1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);  
2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);  
3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);  
4) использование собственного "экономического превосходства". 
 
Структурные показатели 
 
Как мы уже сказали выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.  
 
Одним из наиболее оптимальных рамочных показателей здорового состояния компании можно назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При этом, как мы уже отмечали, данное "непревышение" должно быть достигнуто в отношении как можно более дискретного ряда значений (сроков): годовая кредиторская задолженность должна быть не больше годовой дебиторской, месячная и 5-ти дневная кредиторская не более месячной и 5-ти дневной дебиторской соответственно и т. д.  
 
При достижении данного "временного баланса" дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо также достичь и "баланса их стоимости": то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать доходы, вызванные выгодами, которые связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности (при этом "нормальный" размер наценки в расчет не принимается).  
 

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку  счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и  до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры  и получением его покупателем. Время  почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации  выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов; 

2) анализ реальной  стоимости существующей дебиторской  задолженности; 

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности

4) разработку политики  авансовых расчетов и предоставления  коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию  факторинга.

Анализ дебиторов  предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской  задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе  задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности  и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам. Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

 

Вопрос № 53. Какую роль на предприятии при управлении дебиторской задолженностью играет создание резервов по сомнительным долгам.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"