Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ порядка составления, оформления, структуры штатного расписания и организации приказа о внесении изменений в штатное расписание.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Кадровая служба. Штатное расписание коммерческих
организаций
1.1 Кадровая служба……………………………………………………………5
1.2 Штатное расписание коммерческих организаций……………………...12
2 составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси
2.1 Анализ практики составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси (на примере ООО "БелКрус")…………………….15
2.2 Участие кадровых служб в составлении и ведении штатного
расписания (на примере ООО "БелКрус")………………………………......26
2.3 Совершенствование практики составления и ведения штатного
расписания на предприятиях…………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Кадровая служба. Штатное расписание коммерческих
организаций
1.1 Кадровая служба……………………………………………………………5
1.2 Штатное расписание коммерческих организаций……………………...12
2 составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси
2.1 Анализ практики составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси (на примере ООО "БелКрус")…………………….15
2.2 Участие кадровых служб в составлении и ведении штатного
расписания (на примере ООО "БелКрус")………………………………......26
2.3 Совершенствование практики составления и ведения штатного
расписания на предприятиях………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………34
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек трудоспособного возраста устраивался на работу, проходя через кадровое подразделение предприятия или организации. Отделы кадров появились у нас в 30-е годы. Их возникновение диктовалось рядом изменений в общественно-политической и экономической жизни страны.
Во-первых, оформился централизованный государственный аппарат, который, направляемый коммунистической партией, строго регламентировал деятельность всего общества, порождая массу инструкций указаний, требований, в том числе, касающихся кадров.
Во-вторых, была ликвидирована безработица, и соответственно, биржи труда, которые зачастую выполняли функции подбора кадров для предприятий и организаций, которые в дальнейшем эту функцию стали осуществлять сами.
В-третьих, проводимые экономические, идеологические, политические акции в масштабах всей страны требовали хорошего знания работников.
В-четвертых, необходимы были структуры, которые готовили бы приказы по личному составу, отчеты, справки в вышестоящие органы по различным вопросам, касающимся работников.
Поэтому практически во всех организациях, на предприятиях появились отделы кадров. Основными их функциями стали учетно-формальные. В индустриально развитых странах уже давно непреложной истиной стал приоритет человеческих ресурсов по сравнению со всеми другими. Эмпирическим путем было доказано, что вложения в человеческий потенциал приносят большие прибыли, чем даже финансовые инвестиции. Именно руководители, специалисты, служащие, рабочие, обслуживающий персонал различных фирм, организаций, корпораций, отраслей и сфер создают высококлассные технологии, суперкачественные товары и услуги. Факторов, определяющих успехи индустриально развитых стран немало: исторических, образовательных, национальных, экономических, личностных. Но в данном случае речь идет лишь об одном аспекте - управленческом. Суть в том, что там научились серьезно, глубоко и динамично работать с персоналом. И важнейшую роль в этом деле играют кадровые службы. Они накопили богатейший опыт управления персоналом, который с успехом можно использовать и в Республике Беларусь.
Управленческие решения и действия организаций и предприятий фиксируются в служебных документах. В документах отражается и учитывается деятельность организации, предприятия, поэтому ведение многих документов предписано законами (организационные, кадровые и распорядительные документы и т.д.). При проверке работы организации, проведении ревизии проверяют прежде всего документы, в которых деятельность организации зафиксирована.
Уровень управления современной организацией зависит от того, насколько рационально и грамотно поставлена работа с документами в организации, т.е. насколько эффективно организовано делопроизводство (документационное обеспечение управления).
В современном мире, когда резко возросли потоки информации, функции документирования, несмотря на внедрение электронно-вычислительной техники, составляют огромный процент от всех управленческих функций и требуют больших интеллектуальных и трудовых затрат.
Кроме того, составление, оформление документов и организация работы с ними регламентированы законодательными и нормативно-методическими актами, знание и выполнение которых обязательны для каждого специалиста, имеющего дело с документами.
Правильная организация работы с документами предполагает прежде всего их разбиение на группы по назначению и принципам подготовки и оформления. Все документы распределяются на:
Организационно-правовые;
Распорядительные;
Информационно-справочные
Цель курсовой работы: анализ порядка составления, оформления, структуры штатного расписания и организации приказа о внесении изменений в штатное расписание.
1 Кадровая служба. Штатное расписание коммерческих организаций
1.1 Кадровая служба
Кадровые службы являются функциональными подразделениями в организационной структуре управления организацией и, как правило, решают главные задачи и выполняют основные функции в управлении персоналом. Конкретные задачи кадровых служб организаций определяются исходя из цели управления персоналом конкретной организации. Выбор цели, а значит, и определение задач организации зависят от ряда причин:
численности персонала;
этапа (стадии) развития организации (становление, рост, зрелость, реорганизация);
общей стратегии организации - инновационной, стратегии сокращения издержек, стратегии улучшения качества продукции;
ряда внешних факторов (состояние рынка труда, экономическая и политическая ситуации и др.).
Тем не менее можно выделить следующие основные задачи кадровых служб, которые они призваны решать независимо от перечисленных факторов:
обеспечение текущих потребностей организации в рабочей силе в необходимом количестве и качестве;
определение и обеспечение перспективных потребностей организации в персонале в соответствии со стратегией ее развития и учетом других факторов;
обеспечение стабильности трудовых коллективов, благоприятного социально-психологического климата;
ведение кадрового делопроизводства в соответствии с установленными требованиями;
осуществление постоянного и эффективного контроля за соблюдением трудового законодательства;
обеспечение руководства предприятия оперативной, достоверной и полной информацией о формировании, движении, распределении, использовании персонала;
разработка и реализация кадровой политики организации.
Функции кадровых служб организации, т. е. круг их деятельности, обязанности, направления деятельности, являются производными от поставленных задач с учетом их приоритетности [1, c.9-10]. Некоторые функции призваны обеспечить решение определенной задачи, но большинство способствуют решению одновременно нескольких.
Как правило, выделяют следующие основные функции кадровых служб организации:
комплектование организаций кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей, квалификации в соответствии с текущими потребностями (оформление приема, переводов, увольнений, пенсий);
разработка прогнозов перспективной потребности в кадрах и определение источников ее удовлетворения;
анализ сложившегося кадрового состава, планирование профессионально-должностного продвижения работников;
подбор, отбор и расстановка кадров;
деловая оценка, аттестация кадров;
анализ движения и причин текучести кадров, разработка предложений по стабилизации коллектива;
анализ использования рабочего времени и разработка предложений по его улучшению;
организация профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации персонала; участие в разработке и реализации системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников;
организация и проведение контроля за соблюдением трудового законодательства, исполнения решений и распоряжений по вопросам кадровой работы в организации;
оформление кадровых документов в установленные сроки и обеспечение их сохранности;
подготовка информации для руководства организации по всем вопросам кадровой работы и кадровой политики и др.
В составе отдельных функций кадровых служб организаций можно выделить конкретные направления деятельности. Например, ведение табельного учета, подготовка различных приказов, ведение карточек на военнослужащих и переписка с райвоенкоматом, переписка с райсобесом, оформление больничных листков, ведение личных дел работников, составление годовых отчетов и т. п.
Работники отделов кадров должны глубоко понимать процессы, происходящие в социально-политической и управленческой сферах, экономике, их должны отличать высокий профессионализм и компетентность, предприимчивость, новаторство, интеллектуальные, коммуникативные способности и нравственные качества.
При оценке кадров важно определить масштабы потребности в их подготовке, переподготовке и повышении квалификации, не ошибиться с выбором учебных заведений, с которыми предстоит сотрудничество.
Важной частью деятельности кадровых служб является работа по организации продвижения (управлению продвижением) кадров по службе (или разработка программы по управлению карьерой) [2, c.110-111]. Управление продвижением по службе, по мнению многих специалистов кадровых служб, помогает работнику полнее раскрыть свои способности и применять их наилучшим образом. Официальная программа управления продвижением по службе дает людям возможность воспринимать свою работу в организации как серию перемещений по различным должностям, способствующих развитию как организации, так и личности. Это имеет большое значение, поскольку исследования свидетельствуют о том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались другими должностными лицами, а не их собственными усилиями, интересами, потребностями и целями. Как считают многие исследователи, работающие в этой области, результатом программ продвижения по службе являются растущая преданность интересам организации, повышение мотивации и производительности труда, уменьшение текучести кадров, более полное применение способностей работников.
Организационная структура кадровых служб определяется ее задачами и функциями. Кадровая служба в зависимости от различных причин может быть представлена в виде отдельного или нескольких структурных подразделений, подчиненных одному из заместителей руководителя организации. Кадровые службы организации могут иметь различные наименования, но чаще всего их основные функции сосредоточены в одном структурном подразделении - отделе кадров. Нередко в организациях (особенно крупных) выделяются самостоятельные структурные подразделения, которые подчиняются тому же руководителю, что и отдел кадров. Чаще всего это подразделения, выполняющие функции по развитию персонала (обучение и т. п.). На больших предприятиях данная и другие структуры наряду с отделом кадров включаются в общую кадровую службу или в службу управления персоналом (человеческими ресурсами).
Если эти подразделения самостоятельны, то отдел кадров подготавливает и направляет в отдел обучения расчеты потребностей организации в квалифицированных кадрах, сведения о профессионально-квалификацион
Отдел кадров тесно взаимодействует с такими службами, как отдел организации труда и зарплаты (ООТиЗ), бухгалтерией, юридическим отделом, линейными структурными подразделениями и руководителями. С отделом организации труда и заработной платы согласовываются проект штатного расписания, изменения в штатном расписании. В свою очередь, отдел кадров предоставляет этому отделу сведения об изменении численности персонала, причинах текучести кадров, предложения о разработке положения об оплате труда, системе премирования. В результате разрабатываются и утверждаются такие документы, как штатное расписание, расчеты потребности в персонале, схемы должностных окладов, доплаты и надбавки к заработной плате, различные положения [1, c.11].
Отдел кадров в той или иной степени взаимодействует практически со всеми структурными подразделениями организации, предоставляя им информацию о вакантных рабочих местах, поощрениях и наказаниях работников, об изменениях и дополнениях в трудовых договорах, графиках отпусков и др.
На крупных предприятиях в состав единого подразделения кадровой службы (отдел кадров, кадровый центр, отдел персонала и т. д.) могут быть включены и другие службы, например, занимающиеся организацией заработной платы, социально-трудовыми отношениями и др. Если предприятие немногочисленное, то функции кадровых служб обычно распределяются между работниками отдела кадров. Единый тарифно-квалификационнный справочник (ЕТКС) Республики Беларусь предусматривает следующие должности для отдела кадров: начальник; менеджер по персоналу; специалист по кадрам; инспектор по кадрам. Распределение ответственности и закрепление полномочий между отдельными работниками регламентированы должностными инструкциями. В Республике Беларусь организационная структура, задачи и функции всех структурных подразделений, в том числе и отделов кадров, определяются непосредственно руководством предприятия, но с учетом требований Государственного стандарта Республики Беларусь: СТБ 6.38-95 «Унифицированные системы документации. Системы организационно-