Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ порядка составления, оформления, структуры штатного расписания и организации приказа о внесении изменений в штатное расписание.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Кадровая служба. Штатное расписание коммерческих
организаций
1.1 Кадровая служба……………………………………………………………5
1.2 Штатное расписание коммерческих организаций……………………...12
2 составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси
2.1 Анализ практики составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси (на примере ООО "БелКрус")…………………….15
2.2 Участие кадровых служб в составлении и ведении штатного
расписания (на примере ООО "БелКрус")………………………………......26
2.3 Совершенствование практики составления и ведения штатного
расписания на предприятиях…………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………34
Численность работников кадровых служб коммерческих организаций в Республике Беларусь определяется «Межотраслевыми нормативами численности работников кадровых служб коммерческих организаций», утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2005 г, № 187. В них содержится порядок расчета нормативной численности работников кадровых служб [1, c. 12].
Работники кадровой службы лично проводят повседневную работу с персоналом, выполняя следующие основные функции:
разрабатывают планы комплектования предприятия специалистами;
изучают деловые и моральные качества специалистов (резерв);
разрабатывают совместно с планово-экономическим отделом (ПЭО) перспективные планы потребности в специалистах;
осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства;
подготавливают предложения для назначения на руководящие должности специалистов;
изучают движение персонала, причины текучести;
ведут учет, хранение трудовых книжек, личных дел, карточек формы № Т-2;
оформляют наградные и пенсионные материалы;
оформляют материалы на специалистов, убывающих в загранкомандировки;
информируют руководителя о всех случаях нарушений законодательства в работе с персоналом и др.
Основные права, равно как и обязанности работников кадровых служб, регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом, Правилами внутреннего трудового распорядка. Вместе с тем они наделяются следующими дополнительными правами: проверки; представлять предприятие в суде и других государственных органах; требовать выполнения руководителями и работниками установленного порядка работы с кадрами; организовывать воспитательные функции; получать письменные объяснения у работников, допустивших нарушения, и др [3, c.303-304].
Полномочия кадровых служб организации - совокупность служебных обязанностей и прав должностных лиц и подразделений, входящих в их состав. Они направлены на решение задач и реализацию функций кадровых служб. Их объем зависит от организационной структуры системы управления персоналом предприятия в целом и кадровых служб в частности.
Полномочия работников кадровых служб разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника «Должности служащих для всех отраслей экономики», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. № 159. Указанные полномочия закрепляются в должностных инструкциях, которые содержат перечень обязанностей и прав с учетом особенностей труда и управления в данной организации [1, c.12-13].
Основные полномочия начальника отдела кадров:
организация работы по обеспечению предприятия кадрами в необходимом количестве и качестве;
организация разработки прогнозов перспективной потребности в кадрах в необходимом количестве и качестве;
участие в разработке кадровой стратегии и кадровой политики предприятия;
организация оформления приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством;
организация планомерной и эффективной деятельности работников отдела кадров по подбору, оценке, расстановке кадров, развитию, мотивации, аттестации и адаптации принятых работников;
организация эффективного табельного учета рабочего времени и его использования;
методическое руководство и координация деятельности специалистов и инспекторов по кадрам, контроль исполнения ими своих обязанностей и др.
Основные полномочия инспектора по кадрам:
ведение учета личного состава организации и ее структурных подразделений;
изучение причин текучести кадров, участие в разработке мероприятий по ее снижению;
оформление соответствующей документации по кадрам;
обеспечение соблюдения графиков очередных отпусков;
осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации;
ведение и представление установленной отчетности.
Основные полномочия специалиста по кадрам:
выполнение работ по комплектованию организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;
изучение и анализ должностной и профессионально-квалификацион
участие в подготовке предложений по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров;
взаимодействие с представителями сторонних организаций по вопросам, входящим в его компетенцию;
осуществление работы с документами по кадрам;
ведение и представление установленной отчетности.
Основные полномочия менеджера по кадрам:
организация работы по формированию, использованию и развитию персонала;
участие в формировании кадровой политики организации, планировании социального развития;
организация обучения персонала, повышения квалификации сотрудников;
контроль за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом;
оказание методической помощи и консультационных услуг руководителям подразделений по вопросам, связанным с управлением персоналом;
ведение кадровой документации.
Для занятия должностей «специалист по кадрам» и «менеджер по персоналу» необходимо иметь профессиональное образование [1,c.14].
В Республике Беларусь на современном этапе подготовка специалистов по управлению персоналом осуществляется в Белорусском государственном университете. Однако потребности в таких специалистах пока не удовлетворятся. Поэтому спрос обеспечивается также за счет переквалификации других специалистов, имеющих, как правило, высшее образование, внутри самих организаций.
Кадровое планирование - целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей организации в персонале в необходимом количестве и качестве с учетом интересов организации и работников.
Кадровое планирование является составной частью общего плана работы организации, но имеет свои объекты и задачи. Они могут различаться в зависимости от численности работающих в организации, отраслевых особенностей, состояния рынка труда, кадровой стратегии, ситуации, других внешних и внутренних факторов.
Главными объектами кадрового планирования являются виды работ кадровых служб, соответствующие их функциональным обязанностям. Выбор основных задач и объектов кадрового планирования определяет структуру (разделы) плана работы с персоналом организации, В самом общем виде главную задачу кадрового планирования можно определить как обеспечение текущих и перспективных потребностей организации в персонале в количественном и качественном аспектах.
Содержание любого плана работы с кадрами составляют мероприятия как общего характера, так и в составе отдельных функциональных направлений кадровой работы (подбор, отбор, оценка, мотивация, развитие и т. д.), В такие планы могут включаться самостоятельные разделы, содержащие мероприятия для решения наиболее важных для организации проблем. Например, мероприятия по оптимизации движения кадров, высвобождения персонала, использования трудовых ресурсов, обеспечению трудовой дисциплины и др [1, c.14].
Мероприятия общего характера разрабатываются по таким направлениям, как подведение итогов работы с кадрами за год, разработка проектов договоров на обучение рабочих и специалистов, подготовка графиков предоставления отпусков работникам, проведение различных проверок состояния кадровой работы и т. д. Принципиальной задачей кадрового планирования является учет интересов организации и всех работников. Обязательно определяются затраты на реализацию мероприятий, включенных в план.
Планы кадровой работы могут быть оперативными (составляются, как правило, на год) и перспективными. Они разрабатываются руководителями подразделений кадровых служб и утверждаются руководителем, которому подчиняются кадровые службы.
1.2 Штатное расписание коммерческих организаций
Штатное расписание - организационно-
Штат — это состав работников организации, определяемый руководством на определенный период.
Различные источники дают различные определения понятию «штатное расписание», но, в принципе, суть их сводится к следующему: штатное расписание — это организационно-
В разных организациях функции по составлению штатного расписания выполняются разными структурными подразделениями. Возлагая на работников какого-либо структурного подразделения ответственность за формирование штатного расписания, руководство нередко отталкивается от размера организации. На сегодняшний день в Республике Беларусь существуют как большие организации с численностью персонала свыше 500 человек, так и малые предприятия, численность которых не превышает 50 сотрудников. Есть также предприниматели без образования юридического лица, у которых работают наемные работники. Поскольку в большинстве малых предприятий и у индивидуальных предпринимателей нет ни отделов кадров, ни отделов организации и оплаты труда, то составлением штатного расписания занимаются сотрудники бухгалтерии, руководители или сами предприниматели [5, c.115-116]. В средних предприятиях (от 100 человек), как правило, присутствует отдел кадров или служба персонала и, соответственно, функции составления и внесения изменений в штатное расписание передаются им (но нередки случаи, когда составлением и изменением штатного расписания опять же занимаются сотрудники бухгалтерии).
В крупных компаниях, имеющих в своем составе как отделы кадров или службы персонала, так и отделы организации и оплаты труда, разработкой штатного расписания занимаются названные подразделения.
В соответствии с п. 3 части второй ст. 19 ТК одним из обязательных условий трудового договора является определение трудовой функции работника, под которой понимается работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией. Данная норма ТК также устанавливает, что наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РБ,
Следует отметить, что неверное наименование должности уже может повлечь за собой неправильную тарификацию, т.е. нарушить право работника на справедливое вознаграждение за свой труд, не говоря уже о том, что у работника в будущем могут возникнуть проблемы с исчислением стажа - как общего (при выходе на пенсию), так и по определенной специальности (профессии).
Следует помнить, что согласно части второй ст. 32 ТК наименование профессии, должности признается существенным условием труда. Поэтому, если возникла необходимость внесения соответствующих изменений в штатное расписание и обязательно в трудовые книжки, работники должны быть предупреждены об этом не позднее, чем за один месяц.
Для нанимателя же последствия нарушения нормы п. 3 части второй ст. 19 ТК могут вылиться в крупные штрафы. Законодательство не предусматривает специальной санкции за неправильное определение наименования должности. Пунктом 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) установлена ответственность нанимателя за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16-9.18 и частями первой, второй, третьей ст. 9.19 КоАП РБ, причинившие вред работнику, - наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин [4, c.17].
Стоит также заметить, что ст. 130 Налогового кодекса РБ содержит перечень затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении. Исходя из норм бухгалтерского и налогового учета, к затратам на оплату труда относятся следующие расходы организации в соответствии с законодательством: суммы начисленной заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с применяемыми организацией формами и системами оплаты труда.