Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ порядка составления, оформления, структуры штатного расписания и организации приказа о внесении изменений в штатное расписание.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Кадровая служба. Штатное расписание коммерческих
организаций
1.1 Кадровая служба……………………………………………………………5
1.2 Штатное расписание коммерческих организаций……………………...12
2 составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси
2.1 Анализ практики составления и ведения штатного расписания на
предприятиях Беларуси (на примере ООО "БелКрус")…………………….15
2.2 Участие кадровых служб в составлении и ведении штатного
расписания (на примере ООО "БелКрус")………………………………......26
2.3 Совершенствование практики составления и ведения штатного
расписания на предприятиях…………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………34
В исключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей. Условием установления двойных наименований является наличие составляющих этих наименований в ОКПД и наличие квалификационных характеристик в ЕКСД, а также выполнение служащими в пределах этих трудовых функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации (например» бухгалтер-кассир). Указанные должности имеют код должности (код категории) по первому их наименованию.
Аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий (далее - аттестация) проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы.
Квалификационные категории присваиваются по тем должностям специалистов, по которым квалификационными характеристиками ЕКСД предусмотрено внутридолжностное категорирование и в том порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими квалификационными требованиями. К аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям. Например, По должности «Бухгалтер», содержащейся в выпуске 1 ЕКСД, утвержденном постановлением Минтруда РБ от 30.12.1999 N 159, предусмотрены следующие квалификационные требования:
бухгалтер 1-й категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера 2-й категории не менее 3 лет;
бухгалтер 2-й категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет;
бухгалтер: высшее профессиональное (экономическое) образование без предьявления требований к стажу работы или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.
С учетом этих квалификационных требований присваивать бухгалтеру 2-ю квалификационную категорию можно только при условии, если у работника имеется стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет, а 1-я квалификационная категория присваивается при наличии стажа работы в должности бухгалтера 2-й квалификационной категории не менее 3 лет соответственно [4, c. 25-26].
В порядке исключения специалисту, не имеющему квалификационной категории, и назначаемому (принимаемому) на должность может быть присвоена квалификационная категория при условии наличия у него стажа работы, предусмотренного квалификационными требованиями квалификационной характеристики соответствующей должности, в т.ч. опыта работы на руководящих должностях по данному направлению деятельности. При этом учитывается имеющийся у него практический опыт работы, а также деловые, личностные качества специалиста, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков.
Прием на работу работника на должности специалиста 1 -й или 2-й категории не может служить основанием для присвоения работнику соответствующей квалификации.
Квалификационная категория считается присвоенной только в случае, если данное решение было принято на заседании аттестационной комиссии и утверждено приказом нанимателя, а в трудовую книжку работника внесена соответствующая запись.
Более высокую квалификационную категорию специалисту в порядке исключения наниматель вправе присваивать также с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов. При этом условия, порядок присвоения квалификационных категорий по данному основанию, а также критерии оценки эффективности указанных мер предусматриваются в организации самостоятельно.
При работе по совместительству квалификационная категория специалисту может быть присвоена в том же порядке, как по основной должности.
Специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.
Особенности присвоения квалификационных категорий специалистам в отдельных отраслях регулируется соответствующими нормативными правовыми актами.
Основанием для проведения аттестации по присвоению квалификационных категорий специалистам является приказ (распоряжение) руководителя организации [4, c. 27-30].
После распределения сотрудников по подразделениям и определения тарифных разрядов необходимо рассчитать оклады.
С 1 июня 2010 г. действует Инструкция № 60, которая устанавливает механизм их дифференциации и регулирования на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ETC). Основное нововведение - разные правила применения для коммерческих организаций с долей собственности государства более 50% и для остальных субъектов хозяйствования.
Инструкция № 60 применяется:
государственными коммерческими организациями и коммерческими организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50 и более процентов, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями (далее - организации), для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов;
коммерческими организациями с иностранными инвестициями, коммерческими организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%, и индивидуальными предпринимателями для тарификации профессий (должностей) работников в соответствии с локальными нормативными правовыми актами. При этом тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливаются не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к настоящей Инструкции.
Таким образом, для госорганизаций Инструкция № 60 обязательна и применяется для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов. Коммерческие организации с иностранными инвестициями, и те, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%, и индивидуальные предприниматели применяют Инструкцию No 60 для тарификации профессий (должностей) работников е соответствии с локальными нормативными правовыми актами. При этом тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливаются не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции.
Следует обратить внимание, что если в Инструкции №123 под тарификацией понималось отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, то в Инструкции № 60 понятие тарификации дополнено также отнесением выполняемых работ к кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда.
Нанимателю предоставлено право, например, в локальных нормативных правовых актах (далее - ЛНПА) организации сразу предусмотреть по категориям работников оклады, которые будут использоваться в организации для расчета заработной платы работников организации.
Тарифный разряд, кратный размер тарифной ставки первого разряда зависят от степени сложности выполняемых работ (обязанностей), ответственности, уровня квалификации, теоретических знаний и практических навыков работника.
Конкретный порядок тарификации определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем.
Можно предположить, что коммерческим организациям (без доли собственности государства) разрешили устанавливать произвольные тарифные разряды, при условии, что соответствующий тарифный коэффициент не будет ниже, чем тарифный коэффициент (или кратный размер тарифной ставки 1 разряда), определенный для работника такого же уровня по правилам Инструкции № 60. Прямо не указано, какой разряд считать соответствующим, и ниже какого нельзя опускаться, в том случае, если нанимателю предложен диапазон тарифных разрядов. Стоит предположить, что нельзя опускаться ниже нижнего значения тарифного коэффициента из диапазона разрядов, установленных ETC. Тарифная ставка (тарифный оклад) работника, рассчитанная по ETC (далее - тарифная ставка (оклад)), определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее - коэффициент повышения) согласно приложению 4 к Инструкции № 60 [4, c.31].
Обращаем внимание, что сдельные расценки определяются исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ, исчисленных с учетом коэффициентов их повышения согласно приложению 4 к Инструкции № 60.
Наниматель с учетом финансового состояния организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300% включительно, если больший размер не установлен законодательством.
При этом порядок, размеры и условия установления повышения предусматриваются в локальном нормативном правовом акте и (или) трудовом договоре (контракте).
Наниматель вправе при необходимости дифференцировать тарифные ставки (оклады) работников и сдельные расценки путем их повышения до 300% включительно (если иное не предусмотрено законодательством) в зависимости от финансового положения организации и других факторов.
Такими основаниями могут быть:
наличие присвоенной специалисту в установленном порядке квалификационной категории;
сложность, характер и ответственность выполняемых работ и трудовых функций, в т.ч. по производной профессии (должности) «старший»;
особенности организации труда и производства;
наличие обособленных подразделений;
объем, сложность и ответственность участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства;
участие в разработке и внедрении новейших технологий;
вклад в эффективность работы организации;
другие основания.
Перечень оснований для повышения тарифной ставки (оклада) работника открыт, т.е. наниматель вправе самостоятельно определять неограниченное количество условий повышения [4, c.32-35].
Штатное расписание утверждается в порядке, предусмотренном уставом организации, учредительным договором, и, как правило, составляется на календарный год и утверждается приказом руководителя организации. Если отдельные штатные единицы устанавливаются не на полный год, то в графе «Примечание» штатного расписания указывается, на какой период года утверждена данная штатная единица (например, с 01.09.2009 по 01.10.2009).
Изменения, вносимые в штатное расписание предприятия в течение календарного года, утверждаются в таком же порядке и по такой же форме, как и штатное расписание.
Изменения должны быть пронумерованы (например, « Изменение № 1 к штатному расписанию...»). С целью обеспечения однозначного понимания сути изменений необходимо включать дополнительные строки со следующим наименованием:
«Исключается из штатного расписания:...»; «Итого исключается:…»; «Вводится в штатное расписание:...»; «Итого вводится…»; «Всего по штатному расписанию». Исключение и/или введение в штатное расписание соответствующих штатных единиц должно производиться только после издания приказа нанимателя.
На практике при составлении штатного расписания у специалистов отдела кадров возникает вопрос о необходимости указания в штатном расписании графы «надбавки». По данному вопросу необходимо пояснить следующее.
В соответствии со ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплата труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
С учетом того, что штатное расписание является локальным нормативным актом, необходимость введения в него тех или иных, разделов, граф решается в организации самостоятельно.
Надбавки стимулирующего характера устанавливаются с целью: стимулирования повышения квалификации и уровня мастерства работников, качественного выполнения трудовых обязанностей в определенных условиях деятельности организации. При этом надбавки могут устанавливаться как на определенный, так и на неопределенный период [4, c.40].
Поэтому графа «Надбавки» в штатном расписании предусматривается, как правило, в случае, если выплата надбавок носит постоянный характер.
С учетом всего вышесказанного мной был проведен анализ штата белорусского предприятия ООО «БелКрус» и составлено штатное расписание, которое помещено в Приложение 1 к данной курсовой работе.
2.2 Участие кадровых служб в составлении и ведении штатного
расписания (на примере ООО "БелКрус")
Кадровыми вопросами в ООО «БелКрус» занимается менеджер по персоналу во взаимодействии с директором предприятия и работниками бухгалтерии. Менеджер по персоналу выполняет следующие функции:
разрабатывает штатное расписание;
составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду и осуществляет контроль за их выполнением;
разрабатывает организационные мероприятия по повышению производительности труда;
разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения;
разрабатывает нормы труда и проводит анализ их выполнения;
организует и участвует в разработке вопросов учета, планирования, аттестации и рационализации рабочих мест;