Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
В данной курсовой анализируются различные варианты возникновения факторов, вынуждающих руководителей компаний обратиться к рассмотрению ее стратегии, а также условия, при которых необходима диверсификация, и решения, связанные с подходом руководства к риску, а также рассмотрены доводы за и против конгломератной диверсификации.
Введение
1.Сущность синергетической парадигмы.
1.1 Научные школы (течения) в синергетике.
1.2 Методологические проблемы синергетики.
1.3 Принципы синергетики.
1.4 Синергетика и самоорганизация
2. Необходимость использования синергетического подхода к анализу современных экономических процессов.
2.1 Глобализация бизнеса .
2.2 Сети предприятий: культура, институты и организации информациональной экономики.
2.3 Самоорганизация экономического процесса с позиций нелинейной термодинамики.
2.3.1 Термодинамическая метафора в экономике.
2.3.2 Самоорганизация и термодинамический подход
2.3.3 Нелинейные экономические системы
2.3.4 Моделирование нелинейных финансовых систем
3. Проявление синергетических эффектов в экономике.
3.1 Диверсификация.
3.1.1 Постепенные и прерывистые изменения. Необходимость изменений.
3.1.2 Модификации бизнес-портфеля
3.1.3 Диверсификация производства: цели и направления деятельности.
3.1.4 Сравнительный анализ конгломератной диверсификации и синергетической.
3.1.5 Причины диверсификации
3.2 Слияния и поглощения компаний.
Заключение
Список литературы
6. Поведение элементов (подсистем) и системы в целом, существенным образом характеризуется спонтанностью — акты поведения не являются строго детерминированными.
7. Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности противоположной направленности, и могут в отдельные фазы существования системы как преобладать над последними (прогресс), так и уступать им (регресс). При этом система в целом может иметь устойчивую тенденцию или претерпевать колебания к эволюции либо деградации и распаду.
Самоорганизация может иметь в своей основе процесс преобразования или распада структуры, возникшей ранее в результате процесса организации.
Приведенное развернутое определение является если и не вполне совершенным, то все–таки необходимым шагом на пути конкретизации содержания, которое относится к синергетике, и выработки критериев для создания моделирующей самоорганизующейся среды. [5], [11], [14]
Т.о. отметим, что о соотношении синергетики и самоорганизации следует вполне определенно сказать, что содержание, на которое они распространяются, и заложенные в них идеи неотрывны друг от друга. Они, однако, имеют и различия. Поэтому синергетику как концепцию самоорганизации следует рассматривать в смысле взаимного сужения этих понятий на области их пересечения.
В заключение данной главы можно отметить следующее. Проблематика, содержание, методы исследований и результаты, относимые к синергетике, характеризуются неоднозначными оценками и неопределенностью. Вместе с тем, синергетика как научное направление исследований является востребованной обществом. Значительное количество результатов исследований в разных областях знания соотносится исследователями с синергетикой. Контекст синергетики дает возможность плодотворно взаимодействовать ученым разных специализаций на языке системного осмысления и поиска новых решений. Приведенные определения синергетики могут конструктивно применяться при решении конкретных задач. Можно предположить, что в связи с существующими и грядущими результатами в различных областях сформируется более определенный теоретический и аксиоматический базис синергетики. Несомненно, сегодня синергетика полноценно ''работает'' как категория научного знания. В деловой литературе данное понятие также называется эффектом «2 + 2 = 5» для того, чтобы подчеркнуть, что фирма ищет такие товарно-рыночные комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем сумма эффектов составных частей, т.е. когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.
В наше время нельзя применять традиционные методы исследования (анализа) экономических процессов, т.к. современная экономика – нелинейна, экономическая среда меняется очень быстро. Долговременные прогнозы становятся неактуальными. В этих условиях наиболее эффективными становятся сетевые и транснациональные компании, большую роль играют информационные системы.
Рассматривая международный бизнес как деятельность через глобальное видение цели, следует постоянно помнить о необходимости приспособления к изменяющейся среде как внешней международной, так и внутренней. Это напрямую связано с глобализацией, в частности с тем, что глобализация делает экономический мир все более непредсказуемым и неопределенным.
Любая компания изменяет соотношение глобальной и локальной стратегий в зависимости от вида продукции, целей, страны и т.п. Глобальная стратегия должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на новые возможности, а с другой стороны, отказываться от менее прибыльных видов деятельности. На ранних этапах компании не хватает опыта для разработки оптимальной стратегии освоения иностранных рынков. Вместо этого она просто реагирует на появляющиеся возможности, многие из которых оказываются очень выгодными. По мере усложнения реформ бизнеса и накопления опыта приходит понимание того факта, что для использования всех появляющихся возможностей у фирмы не хватит ресурсов. Например, компания Ford еще на первом собрании акционеров объявила, что экспансия за границу является ее главной целью. При этом ее мало интересовало, куда именно направить свою активность. Международный маркетинг компании на раннем этапе не основывался на скрупулезном исследовании земного шара. Он осуществлялся по принципу: появилась возможность - используй ее. Только в 1977 г. компания создала специальный отдел анализа политики других стран. В середине 90-х гг. компания Ford поставила целью стать глобальной автомобилестроительной корпорацией, разрушить национальные и региональные барьеры, которые мешают ей продвигаться по пути создания «универсальных» моделей, ориентированных на общемировой рынок.
Итак, можно говорить о глобальном бизнесе лишь тогда, когда компания одновременно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:
иметь глобальное видение рынков и конкуренции (вследствие ее способности быстро реагировать на изменения условий производства и сбыта за рубежом, когда конкуренция приобрела глобальный характер);
хорошо знать своих соперников (глобальные рынки, как правило, имеют олигополистическую структуру, и число их участников невелико);
контролировать свои операции в общемировом масштабе или, по крайней мере, в масштабе так называемой триады стран: США, ЕС и Японии (на три рынка - США, Западную Европу и Японию - приходится около половины совокупного мирового потребления и даже более по такой продукции, как компьютеры, бытовая электроника и т.д.);
вести себя как «глобальный игрок», т.е. сразу же менять манеру работы, как только возникает угроза быть вытесненным с рынков конкурентами;
размещать свое производство там, где оно наиболее рентабельно в соответствии с законом сравнительных издержек и принципом производственного взаимообмена.
Наиболее ярким примером подобной глобальной стратегии является глобальная сеть изготовления комплектующих и самого автомобиля «Форд-эскорт». Комплектующие производятся на заводах фирмы в 15 странах, а сборка автомобилей - на предприятиях в Великобритании и Германии.
Разработка международной маркетинговой стратегии (особенно глобальной) предполагает многоуровневое (многогранное) мышление. Как правило, фирма реализовывает принцип: мыслить «глобально», действовать «локально». Например, обращается внимание на сегменты потребителей со специфическими потребностями, распределенные по всей географической протяженности рынка. Несмотря на то, что эти сегменты могут быть очень узкими локально, их суммарный объем на региональном и международном уровнях может оказаться значительным, т.е. способным принести фирме экономию на масштабе.
В этом смысле глобальность мышления относится в основном к концепции товара, но не обязательно затрагивает другие инструменты маркетинга, такие, как: коммуникации, цена и сбыт, сохраняющие индивидуальную адаптацию к местным условиям. Примером глобальных товаров, адаптируемых к местным условиям, являются популярные программные продукты фирмы Microsoft (Windows, Word, Excel и др.). Они существуют во множестве национальных версий.
Стремительное развитие внешнеэкономической деятельности предприятий как формы бизнеса объясняется целым рядом причин, к основным из которых следует отнести:
деятельности стремление к увеличению конечной прибыли;
необходимость совершенствования и модернизации производительных сил;
стремление к выходу за рамки узкого внутреннего рынка;
возможность преодоления истощения и недостатка национальных природных ресурсов;
способ получения доступа к современным эффективным технологиям;
потребность в увеличении жизненного цикла промышленной продукции;
возможность с помощью иностранного партнера разделить риски и расходы на организацию новых предприятий.
В наши дни главными движущими силами нарастающего процесса участия предприятий в международном бизнесе выступают следующие факторы.
1. Дефицит национальных природных ресурсов или ухудшение горно-геологических условий их добычи. Низкая стоимость земельных участков и благоприятные для организации предприятий природные условия - климат, почвы, энергоносители, обилие воды.
2. Обостряющаяся конкуренция на национальном рынке, который становится «вялым» по мере насыщения его однородной продукцией. Стремление к организации предпринимательства в странах с емкими, растущими рынками сбыта товаров обусловлено принципом стратегии агрессивных компаний: «Создавать местное производство для местного рынка».
3. Возможность снизить издержки производства и сбыта за счет привлечения более дешевой рабочей силы и «человеческого капитала» принимающей страны, а также использования иностранного капитала, технологии и опыта управления предприятиями.
4. Выявление дополнительных путей повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках.
5. Снижение расходов, связанных с национальным государственным регулированием, таких, как налоги, затраты на природоохранные меры для достижения соответствия нормам по охране окружающей среды и т.д.
6. Использование возможностей внешнеэкономической деятельности по снижению потерь предприятий от государственного регулирования в принимающей стране: перераспределение изготовления компонентов на заграничных предприятиях, трансфертные цены и другие меры по преодолению таможенных барьеров и торговых ограничений в принимающей стране.
7. Растущая неопределенность в долговременном спросе на товары, а также другие многочисленные риски, которые побуждают предпринимателей к географической диверсификации деятельности.
8. Возможность использовать иностранную индустриальную инфраструктуру и валютные ресурсы.
При этом необходимо иметь в виду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне. Таким образом, внешнеэкономические связи между предприятиями, в свою очередь, активизируют деятельность финансового капитала, который в целях адаптации к условиям финансирования зарубежных предприятий сам становится интернациональным, образуя заграничную сеть банковских филиалов, олицетворяющую интернационализацию финансового капитала.
Во многих случаях даже весьма солидные компании смогли выжить в конкурентной борьбе только благодаря использованию в своей стратегии внешнеэкономических связей. Примером может служить фирма Stanly Works (США), изготавливающая режущие и измерительные инструменты с 1843 г. В начале 80-х гг. XX столетия руководство фирмы под давлением со стороны конкурентов - иностранных компаний вынуждено было принимать срочные меры по снижению издержек производства. С этой целью часть производственных операций была перенесена за границу на завод в городе Пуэбла (Мексика), где рабочая сила значительно дешевле, чем в. США. Инструменты, изготовленные в Мексике, могли конкурировать на рынке США с аналогичными импортными изделиями из Китая. В последующие годы фирма Stanly Works в целях использования преимуществ интернационализации производства организовала родственные промышленные предприятия во Франции, Великобритании и на о. Тайвань. К концу 80-х гг. 25% из 90-миллионного бюджета фирмы составляли прямые иностранные инвестиции, а доходы от зарубежных предприятий оценивались приблизительно в 30% от суммы общих прибылей.
Опыт государств с наиболее высокими темпами промышленного развития указывает на следующее влияние внешнеэкономической деятельности на экономику участвующих в ней фирм и стран:
Сбыт продукции иностранных или совместных с ними предприятий на внутреннем рынке принимающего государства способствует выравниванию сальдо внешнеторгового баланса, так как в ассортимент этой продукции обычно входят изделия, которые ранее импортировались;
Иностранные предприятия создают новые рабочие места в принимающей стране, содействуют оживлению деловой активности;
Насыщение рынка принимающей страны продукцией иностранных или совместных с ними предприятий положительно сказывается на снижении темпов роста инфляции, так как изготовленные ими товары, как правило, реализуются по ценам, более низким, чем стоимость импортных изделий;
Местные промышленные компании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены ускоренно поднимать технико-экономический уровень своего производства до соответствующих показателей иностранных предприятий;
Местные промышленные компании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены ускоренно поднимать технико-экономический уровень своего производства до соответствующих показателей иностранных предприятий.
Эволюция интернационализации производства неразрывно связана с движением международного разделения труда в направлении от общего к частному и, наконец, к единичному. Во времени переход происходит от межотраслевой (общее разделение труда) специализации предприятий разных стран к внутриотраслевой (частное разделение труда) - и далее к еще более высокой степени специализации, когда четко проявляются черты единичного разделения труда - предметная, подетальная, типоразмерная, поузловая, технологическая специализации.