Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
В данной курсовой анализируются различные варианты возникновения факторов, вынуждающих руководителей компаний обратиться к рассмотрению ее стратегии, а также условия, при которых необходима диверсификация, и решения, связанные с подходом руководства к риску, а также рассмотрены доводы за и против конгломератной диверсификации.
Введение
1.Сущность синергетической парадигмы.
1.1 Научные школы (течения) в синергетике.
1.2 Методологические проблемы синергетики.
1.3 Принципы синергетики.
1.4 Синергетика и самоорганизация
2. Необходимость использования синергетического подхода к анализу современных экономических процессов.
2.1 Глобализация бизнеса .
2.2 Сети предприятий: культура, институты и организации информациональной экономики.
2.3 Самоорганизация экономического процесса с позиций нелинейной термодинамики.
2.3.1 Термодинамическая метафора в экономике.
2.3.2 Самоорганизация и термодинамический подход
2.3.3 Нелинейные экономические системы
2.3.4 Моделирование нелинейных финансовых систем
3. Проявление синергетических эффектов в экономике.
3.1 Диверсификация.
3.1.1 Постепенные и прерывистые изменения. Необходимость изменений.
3.1.2 Модификации бизнес-портфеля
3.1.3 Диверсификация производства: цели и направления деятельности.
3.1.4 Сравнительный анализ конгломератной диверсификации и синергетической.
3.1.5 Причины диверсификации
3.2 Слияния и поглощения компаний.
Заключение
Список литературы
Узкая специализация явилась первопричиной образования нового типа предприятий и даже отраслей, выпускающих ограниченную одним технологическим циклом номенклатуру полуфабрикатов, узлов и деталей. К таким предприятиям относятся литейные, кузнечно-штамповочные, инструментальные заводы, рассчитанные на удовлетворение спроса целых отраслей индустрии разных стран. Распространение единичного разделения труда обусловлено достижением минимальных издержек производства на узкоспециализированных предприятиях, участвующих в научно-производственной кооперации в отличие от комбинатов, где организация изготовления всех деталей готовой продукции основана на пооперационном или функциональном разделении труда. Так, высокие издержки производства заставили компанию Siemens в конце 80-х гг. перейти от изготовления всех компонентов электрического и электронного оборудования на своих предприятиях (где из 300 специализированных заводов со временем рентабельными остались только 100) к приобретению ряда узлов и деталей на мировом рынке. Принять активное участие в такой форме международного разделения труда и выйти на мировой рынок с компонентами готовых изделий, очевидно, целесообразно машиностроительным предприятиям нашей страны, в первую очередь тем, которые вступили на путь конверсии.
В конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках наукоемких отраслей промышленности все большую роль играет не только удешевление стандартизированной продукции, но и постоянная модернизация технологий и оборудования с целью повышения качества продукции.
Всеобщее стремление выпускать высокотехнологичную продукцию объясняется эффективностью ее производства и сбыта. В 80-х гг. прибыли от продаж традиционных промышленных товаров (проката черных и цветных металлов, продукции электротехнической промышленности, автомобилей, нефтепродуктов, текстиля, бумаги и целлюлозы, промышленного сырья) крупнейших компаний Западной Европы, Японии и США оценивались в 3,7%, в то время как соответствующий показатель при реализации новых наукоемких товаров (продукции тонкой химической технологии, электронных систем оборудования связи, конторского оборудования, фармацевтических товаров) достигал 5,1%.
Расширение внешнеэкономических связей в высокотехнологичных отраслях связано еще с удорожанием и усложнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В частности, в фармацевтической промышленности разработка и внедрение в производство нового лекарственного препарата в 70-е гг. оценивались приблизительно в 16 млн. долл. и занимали по времени 4—5 лет. В 90-е гг., по мнению руководителей компании Imperial Chemical Industries (Великобритания), весь процесс от начала НИОКР до выхода препарата на мировой рынок оценивается в 250 млн. долл. и занимает время до 12 лет. Чтобы иметь возможность нести такие расходы, крупнейшие фармацевтические компании активно сотрудничают со своими зарубежными коллегами. Нередки случаи, когда международное сотрудничество, начавшееся с внешнеторговых сделок или обмена лицензиями, приводит к совместным предприятиям и поглощению слабых партнеров более сильными.
Специфика внешнеэкономических связей, и в первую очередь в высокотехнологичных отраслях промышленности, приводит к росту спроса на мировом рынке на компьютерные системы и средства оргтехники за счет формирования в последней четверти XX в. нового межотраслевого международного комплекса, внутри которого осуществляется значительный объем работ по информационному обеспечению различных отраслей промышленности.
ВЭД играет большую роль в возрастании значения в мировом производстве небольших компаний, в частности, в США 150 тыс. небольших производств имеют долю в более чем 20% объема экспорта страны. Многие из них вовлечены в процесс интернационализации производства, который стал для них фактором жизнеспособности. На первом этапе такие компании обычно заключают с иностранными фирмами соглашения о научно-техническом сотрудничестве или обмене лицензиями, а затем организуют совместные международные предприятия. Продажа лицензий позволяет небольшим компаниям получать значительные прибыли в форме разовых платежей и роялти за предоставление права производства их продукции за рубежом. Так, американские компании в течение 80-х гг. вдвое увеличили свои поступления от продаж лицензий за границу - с 6,2 млрд. долл. в 1979 г. до 12 млрд. долл. к 1997 г. [8], [13]
Стандартный взгляд на ведущие транснациональные компании включает в себя оценки двух противоположных подходов. Первый состоит в том, что они сверхэксплуатируют своих работников и природные ресурсы, игнорируя интересы сообщества в целом. Второй включает в себя признание того, что они содействуют переносу передовых технологий в бедные страны и дешевых продуктов в более богатые. По мнению экспертов, истина лежит где-то посредине. Они же утверждают, что усиление могущества ТНК осуществляется за счет роста масштабов их деятельности и вертикальной интеграции, что позволяет осуществлять плавный переход от поставщика к производителю и затем к потребителю. Тем самым так называемая гибкость ТНК делает все более затруднительными для правительств получение части их доходов, охрану окружающей среды и обеспечение охраны труда.
По замыслу архитекторов глобализации она могла бы обеспечить глобальным компаниям новые позиции по следующим направлениям:
1) значительное уменьшение своей зависимости от государства по
средством более самостоятельного определения объемов налоговых
платежей, выбора собственного содержания и масштабов своей социальной ответственности, появление возможности оказания прямого
воздействия на правительственные органы в случае использования
различных рычагов влияния на субъектов международных экономических отношений в любом регионе планеты, включая военную силу;
2) разработка и развертывание новой эффективной системы воздействия на потенциально более слабых партнеров в сфере торговли,
услуг, финансов, и технологий;
3) устранение барьеров на пути движения к рынку без границ, что
подразумевает преодоление военных, политических, национальных,
религиозных, культурных и гуманитарных противоречий посредством
коренного реформирования действующей системы международных
отношений по всему спектру их содержания;
4) создание социальных и экономических механизмов, использование которых позволит рационально решать вопросы взаимодействия
ТНК с государством, международными организациями и общественностью;
5) формирование финансовых и материальных резервов по секторам
рынка, способных искусственно перемещать границы рынка глобальных компаний в зависимости от его конъюнктуры, покупательной
способности потребителей и социальной ситуации в региональном
или глобальном масштабе.
Антиглобализм
Последние полтора десятилетия политические события, сопровождающиеся выходом протестующих людей на улицы и площади городов, часто развиваются по одной и той же схеме: определенные настроения формируются СМИ, затем подключается — и, как правило, не бескорыстно — какая-то общественная организация, которая выводит людей на улицы.
За наиболее яркими протестами антиглобалистов в Сиэтле в 1999 г., по мнению известного американского эксперта Линдона ЛаРуша, стояли глобальные компании, владельцы и руководители которых находились в противоречии с другими глобальными компаниями. Российские критики глобализации, преимущественно левого профиля, приводят реальные факты и справедливо предупреждают о социальной угрозе, которую несет в себе глобализация. Однако они не заметили или специально игнорируют весьма важную закономерность: глобализация действительно была инициирована глобальными компаниями как инструмент своей дальнейшей экспансии. Однако именно процесс глобализации вобрал в себя практически все новые социально-экономические явления конца XX -начала XXI вв. и обрел объективный характер независимо от того, хотели этого глобальные компании или нет.
Конечно, в самом движении антиглобалистов есть и искренние попытки остановить глобализацию как угрозу обострения социальных проблем мирового сообщества. Однако эти попытки реально могут служить лишь рычагом для придания глобализации более рационального и социально позитивного характера.
Информационное развитие компаний
Информационное развитие компаний включает в себя два направления стратегии: информационное обеспечение лиц, принимающих решение, и информационная инфраструктура, позволяющая компании оперативно воспринимать поступающую информацию и адекватно на нее реагировать. И то и другое — необходимые условия сохранения лидерства глобальными компаниями. Как ни парадоксально это может звучать, но первая часть задачи на уровне ее постановки может оказаться труднее второй. Если руководителей глобальных компаний спросить, удовлетворены ли они потоком информации, на основе которой они принимают текущие, тактические и стратегические решения, большинство из них дадут отрицательный ответ. Им удастся ответить и на следующий вопрос: чего им не хватает для полного информационного обеспечения принятия решений. Но вопрос о том, каким образом заполнить оставшиеся информационные ниши, останется без ответа, и решение его будет поручено специалистам компании, которые за это получают зарплату.
И хотя информационным обеспечением лиц, принимающих решения, специалисты достаточно интенсивно занимаются уже около 40 лет, результаты можно назвать лишь скромными, а в условиях глобализации и очевидного интереса глобальных компаний к сохранению своего лидерства на мировых рынках эта проблема приобретает статус отдельного направления стратегии корпораций. При этом речь идет не столько о возможных деликатных отношениях спецслужб с корпорациями, которые всегда имели место и в той или иной мере играли роль в развитии компаний, а о структурировании проблемы и доведении ее сначала до аналитического, а затем и организационного решения.
Глобализация как общемировой процесс масштабно проявилась практически через одно десятилетие после свертывания холодной войны. В двухполюсном мире важнейшими объектами противостояния, которые необходимо было своевременно создавать, стали сложные технические системы военного назначения. Принимая во внимание, какие громадные ресурсы на государственном уровне расходовались на эти цели, не удивительно, что созданная к рубежу XX и XXI вв. мировая информационная инфраструктура была разработана и действовала по государственным и корпоративным заказам, ориентированным на разработку, производство и развертывание сложных технических систем. И нельзя не отдать должное достаточно высокой эффективности и качеству современной мировой информационной инфраструктуры в контексте сформулированной выше задачи. Но сегодня, когда на авансцену мирового развития вышла глобализация как инструмент развития мирового сообщества и. естественно, инструмент конкурентной борьбы глобальных компаний, действующая информационная система оказывается просто не состоятельной, прежде всего потому, что коренным образом изменился сам объект ее применения.
Чтобы наметить хотя бы контуры будущей системы информационного обеспечения, объектом которой во все большей мере становятся глобальные компании, необходимо выстроить иерархию объектов деятельности такой системы. При этом главным действующим лицом опять оказывается руководитель глобальной компании. В мире в 2000г. насчитывалось более 40 тыс. ТНК. Каждый из руководителей таких компаний, обладая минимумом общих для топ-менеджеров качеств управленца, является личностью с яркими индивидуальными качествами, и попытки создать универсальный алгоритм информационного обеспечения, который все равно необходим до определенного уровня процедур управления, рано или поздно столкнутся с необходимостью учета индивидуальных качеств и специфики первого лица компании. Здесь полезно вспомнить конфликт Яккока и Форда в 1970-х гг. По книге Ли Яккока могло сложиться впечатление, что компания «Форд» с его уходом в компанию «Крайслер» вообще не выживет. Однако этого не только не произошло, но она до сих пор входит в группу «Форбс» 50. а «Крайслеру» пришлось слиться с «Даймлером». Речь идет не о том, кто был прав в их персональном конфликте, а о том, что, во-первых, четко отлаженный механизм может превосходно работать даже в случаях серьезных ошибок первых лиц компании, а, во-вторых, Форду тогда явно не хватало информационной системы, без которой уже не обойдутся глобальные компании, т. е. такой, которая в значительной мере учитывает индивидуальные качества руководителя компании.
Следующий уровень иерархии объектов включает в себя группу ведущих менеджеров глобальной компании — вице-президенты, руководители основных зарубежных отделений. Хотя каждый из них совершенно правомерно претендует на доступ к той же информации, что и президент компании, реально здесь необходимы уже ощутимые акценты. Поставщик информации должен лучше знать, что нужно президенту, чем сам президент — и это реально, хотя и требует особого психологического искусства — вице-президенты, хотят они этого или не хотят, должны, прежде всего, знать, что нужно президенту, иначе конфликт типа Форд— Яккока неизбежен. Однако при одинаковой формулировке «что нужно президенту» в двух названных случаях речь идет о разных вещах. Поставщик информации должен настолько хорошо знать потребности первого лица компании, чтобы быть уверенным в том, что предоставляемая информация не только вызовет у него ту или иную реакцию, но и может привести к такому синтезу получаемой информации, который характерна именно для него как для индивидуума. Вице-президент ориентируется на следующую стадию обработки информации, когда-то, что «нужно президенту», у того уже обрело очевидный, новый, продвинутый смысл.
Следующий уровень объектов обеспечения информации — это определенный и ощутимый шаг по вертикали от специфики мышления президента компании, хотя она остается существенным фактором при подготовке принятия решений, к более универсальным информационным блокам, существенно более широким по содержанию и специализации.
Приведенный подход делает неизбежным повышение роли специальных информационных бюллетеней, главным качеством которых является не аналитическое отражение происходящего в бизнесе и вокруг него — это функция журналов, — а специальным образом подобранные информационные блоки, ранжирование, содержание и сочетание которых, динамика такого сочетания являются предметом деятельности информационных работников нового поколения.
Новые требования к информационному обеспечению глобальных компаний приведут к определенной реструктуризации действующей информационной системы и появлению ряда новых специализированных учреждений, служащих моделью для перестройки мировой информационной отрасли.
Второе направление информационного развития бизнеса, а именно формирование более совершенной информационной инфраструктуры, в значительной мере раскрыто Г. Минсом и Д. Шнайдером в их монографии по метакапитализму.[ Грейди Минс, Дэвид Шнайдер «Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке», И: Альпина Паблишер, 2001 г.] Однако в ней главный акцент в большей мере сделан на принципиальных вопросах информационного развития бизнеса, в то время как сами компоненты такой инфраструктуры, их конкретное содержание остаются в стороне, так как авторы поставили перед собой другую задачу. Конкретно раскрытие содержания узлов инфраструктуры информационного бизнеса требует специального исследования. Здесь же полезно отметить, что в погоне за ростом объема продаж, например, разработчики персональных компьютеров идут по пути наращивания их возможностей и соответственно сохранения или роста цен на свои изделия, в то время как рынок уже давно требует другого — специализации персональных компьютеров и существенного сокращения розничных цен.