Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Практическая реализация названных задач невозможна без теоретической разработки проблем налогообложения доходов, прибыли и недвижимости, условием которых являются сделки с недвижимым имуществом. Значимость последних в жизни и деятельности граждан и организаций, тесная взаимосвязь недвижимого имущества и связанных с ним доходов как предметов налогообложения, учет (неучет) которых серьезно влияет на эффективность налоговой политики государства, требуют комплексного рассмотрения теоретических и практических вопросов в сфере подоходного и имущественного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..1
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом………………………………..3
1.1. Исторические аспекты налогообложения недвижимого имущества……………..3 1.2. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимого имущества……8
1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества……………………12
ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации………………………………………………………………………………..16
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество………………………………...16
2.1.1. Налог на недвижимое имущество физических лиц…………………………….16
2.1.2. Налог на имущество организаций……………………………….........................19
2.2. Земельный налог…………………………………………………………………….24
2.3. Налог на операции с недвижимостью…………………………………………….. 28
2.3.1. Налог на доходы физических лиц, получаемые от операций с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 28
2.3.2. Налогообложение при наследовании или получении недвижимости в порядке дарения…………………………………………………………………………………..30
2.3.3. Налог на добавленную стоимость при операциях с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 31
2.3.4. Налог на прибыль предприятий и организаций, совершающих сделки с недвижимым имуществом……………………………………………………………… 32
ГЛАВА 3. Перспективы введения налога на недвижимость………………………….33
3.1. Необходимость реформирования налогообложения недвижимого имущества………………………………………………………………………………...33
3.2. Принципы построения и практика налогообложения недвижимости за рубежом………………………………………………………………………………...…35
3.3. Перспективы построения налога на недвижимость в Российской
Федерации………………………………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономике недвижимости.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

      В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога.

      В Великой Римской Империи налоговая  система была более сложной и  организованной. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (ценз).

      Среди великого множества налогов того времени можно выделить следующие налоги, связанные с недвижимым имуществом и сделками с ним: земельный налог, налог на наследство, налог на доход с земли под постройкой, квартирный налог, сбор с квартирной платы, специальный налог на огороды.

      Контролировать  деятельность налогосборщиков было довольно сложно, да и налогоплательщику  было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать  непомерно высокие налоги. Коррупция  и злоупотребление властью неизбежно  вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э.

       Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его  система налогообложения была еще  далека от совершенства. После распада  феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.

      Если  говорить о Древнерусском государстве, то используемый в летописях термин «дань»  - прообраз налога рассматривается  авторами «в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили своим победителям: на севере – варягам, на юге - хазарам». Да и внутри славянских племен сбор средств на содержание княжеских дворов не отличался особым расположением властителей к плательщикам. Именно неуемное желание князя Игоря в 945 году собрать с подвластных древлян средств сверх того, что они могли дать, привело к убийству князя. Но все эти платежи, собираемые правителями, нельзя назвать налогами. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

      Ко  времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается, прежде всего, церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Описание земель имеет важное значение, поскольку еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством.

      Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

      Иван  Грозный (1530—1584) умножил государственные  доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

      В царствование Алексея Михайловича  был введен налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

     В 1714 г. Петр I издал указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

     В период правления Екатерины II (1729-1796 г.г.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы  специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался "по совести каждого".

     Во  второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользованием землей. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. В период царствования Николая II большое значение имел налог с недвижимого имущества.

     С 1917 года открыта новая страница в  экономических преобразованиях  России. Существует утверждение, что  после Октябрьской революции "закончилась  эпоха совершенствования налогообложения" (Юткина Т.Ф., Налоговедение: от реформы  к реформе. - М., 1999, стр. 49). По меньшей мере, такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом". Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. В 60 - е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.

    1. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимости

      Согласно  статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Владение, пользование и управление объектами  недвижимости в той или иной форме  связано с выплатой различных  налогов и сборов для финансового  обеспечения деятельности государства и регулирования условий производства, структуры народного хозяйства, инвестирования в основные фонды и решения многих других экономических и социальных задач страны.

      Развитие  различного рода общественных отношений  привело к качественным и количественным изменениям в системах обязательных платежей многих государств. Однако прежде чем выявить место налогов и иных обязательных платежей, обусловленных сделками с недвижимым имуществом, в системе налогов и сборов Российской Федерации необходимо обратиться к таким общим понятиям как «налог», «налогообложение», «система налогов и сборов». Налог обладает весьма специфическими чертами, которые позволяют отличить его от иных платежей в пользу государства. Налог – основная категория налогового права и налогового законодательства. Именно специфика правовой природы названной категории во многом предопределяет особенности и возникновения налоговых отношений и правового регулирования этих отношений. Как верно заметил французский ученый П.М. Годме: «Налог – одно из проявлений суверенитета государства». Налоги могут существовать только в государстве. Еще на заре развития отечественной финансовой правовой науки в начале ХIХ века один из основоположников теории российского налогового права Н.И. Тургенев считал налоги средством «к достижению цели общества и государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при присоединении своем в общество или при составлении государства. На сем основывается, и право правительства требовать податей от народа». Бесспорно, полностью отрицать возвратность «налога вообще» было бы абсурдно. Так или иначе, казна удовлетворяет многочисленные общественные потребности. Что бы и кто бы ни финансировался в дальнейшем за счет налоговых платежей, следует считать (если не практически подсчитать, то хотя бы теоретически предположить), что факт их возврата плательщикам обязательно состоялся, даже если принять во внимание все моменты перераспределения доходов.

      Налоги - это важнейший источник государственных доходов, ведущий свое начало с момента возникновения государства. По мере общественного развития у философов, экономистов, юристов возникает интерес уже к самому понятию «налог», взгляды на которое, а также на сущность и роль налога постоянно эволюционировали в ходе исторического процесса. При этом представления об указанном социальном явлении трансформировались соразмерно изменениям в социально-экономической политике государства, в том числе и в области государственных доходов. Однако глубинный смысл понятия «налог», проистекающий из экономической сущности налога: опосредование процесса обобществления необходимой для удовлетворения общественных (общегосударственных) потребностей части индивидуальных доходов, - оставался неизменным.

      До  недавнего времени ни в правовой литературе, ни в законодательстве не было достаточной четкости относительно понятия налога. Четкость же определения данной категории имеет первостепенное значение не только с позиции теории, но и с практической точки зрения. По справедливому мнению Н.И. Химичевой, от решения вопроса о понятии налога «зависит определение самого понятия налогового права, предмета его регулирования и отдельных его категорий». Несмотря на наличие в литературе разнообразных формулировок понятия налога, практически во всех из них имеется указание на существенные признаки исследуемой категории.

      Во-первых, налоги носят публичный характер, поскольку поступают в казну  государства и муниципальных  образований (а точнее - в бюджетную  систему и внебюджетные фонды) для  финансового обеспечения общезначимых интересов соответствующего территориального уровня. Во-вторых, характерным признаком налогов является обязательность их уплаты физическими лицами и организациями в доход государства. Последнее же устанавливает налог и существенные условия налогообложения в одностороннем порядке. В случае же неисполнения плательщиком юридической обязанности перед государством по его уплате применяется принуждение, которое, по словам С.Г. Пепеляева, является «приводным механизмом налогообложения». В-третьих, уплата налога влечет переход к государству права собственности на денежные средства, принадлежащие ранее налогоплательщику. При этом у государства не возникает обязанности совершить какое-либо встречное предоставление конкретному плательщику налога, поскольку последний взимается в целях удовлетворения общественных и государственных нужд. Поэтому налог является индивидуально безвозмездным и безвозвратным платежом. В данном случае, как это отмечает Н.И. Химичева, «можно лишь говорить о коллективной возвратности обществу». В-четвертых, налоги устанавливаются исключительно законодательными (представительными) органами власти.

      При характеристике такой важнейшей  категории как налог необходимо отметить, что в налоге заложены огромные регулирующие возможности, реализация которых позволяет упорядочить социально-экономические процессы в государстве. Так Т.Ф. Юткина небезосновательно полагает, что «институт налогов создается не только для принудительного изъятия части финансовых ресурсов из сферы их создания в сферу бюджетного потребления, но и для обеспечения относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными бюджетными интересами».

Информация о работе Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества