Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
Практическая реализация названных задач невозможна без теоретической разработки проблем налогообложения доходов, прибыли и недвижимости, условием которых являются сделки с недвижимым имуществом. Значимость последних в жизни и деятельности граждан и организаций, тесная взаимосвязь недвижимого имущества и связанных с ним доходов как предметов налогообложения, учет (неучет) которых серьезно влияет на эффективность налоговой политики государства, требуют комплексного рассмотрения теоретических и практических вопросов в сфере подоходного и имущественного налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..1
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом………………………………..3
1.1. Исторические аспекты налогообложения недвижимого имущества……………..3 1.2. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимого имущества……8
1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества……………………12
ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации………………………………………………………………………………..16
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество………………………………...16
2.1.1. Налог на недвижимое имущество физических лиц…………………………….16
2.1.2. Налог на имущество организаций……………………………….........................19
2.2. Земельный налог…………………………………………………………………….24
2.3. Налог на операции с недвижимостью…………………………………………….. 28
2.3.1. Налог на доходы физических лиц, получаемые от операций с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 28
2.3.2. Налогообложение при наследовании или получении недвижимости в порядке дарения…………………………………………………………………………………..30
2.3.3. Налог на добавленную стоимость при операциях с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 31
2.3.4. Налог на прибыль предприятий и организаций, совершающих сделки с недвижимым имуществом……………………………………………………………… 32
ГЛАВА 3. Перспективы введения налога на недвижимость………………………….33
3.1. Необходимость реформирования налогообложения недвижимого имущества………………………………………………………………………………...33
3.2. Принципы построения и практика налогообложения недвижимости за рубежом………………………………………………………………………………...…35
3.3. Перспективы построения налога на недвижимость в Российской
Федерации………………………………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налогообложение недвижимости, как и другого имущества и доходов в России, строится на основе следующих принципов (табл. 1.1).
Таблица 1.1
«Современные
принципы налогообложения недвижимого
имущества»
Принципы налогообложения | Основное содержание (сущность) | |
1 | Всеобщности | Каждое лицо должно уплачивать установленные законом налоги и сборы |
2 | Справедливости и дифференциации | Уровень налоговых ставок должен учитывать фактические возможности налогоплательщика, исходя из стоимости его недвижимого имущества |
3 | Определённости | Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика |
4 | Обязательности | Так как государство не может существовать без налогов, то уплата их неизбежна. При этом для каждого налогоплательщика должно быть выгоднее платить, чем не платить налоги |
5 | Равенства | Перед налогом все равны. Налоги и сборы не могут быть дискриминационными и применяться различно, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных аналогичных различий между налогоплательщиками. Недопустима дифференциация ставок налогов и сборов, а также льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала |
В процессе налоговых отношений по поводу недвижимого имущества и сделок с ними на одной стороне выступают налогоплательщики — предприятия и физические лица, а на другой налоговые агенты и различные учреждения и организации, выполняющие свои особые функции в системе налогообложения, в том числе:
- Министерство
РФ по налогам и сборам (МНС), его подразделения
на местах;
- государственные органы исполнительной
власти и местного самоуправления, другие
уполномоченные ими органы и должностные
лица, осуществляющие (помимо МНС) прием
и взимание налогов и (или) сборов, а также
контроль над их уплатой (сборщики налогов
и сборов);
- Министерство финансов РФ, финансовые органы администраций краев, областей, районов и городов — при решении вопросов по отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения — в случаях нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.
1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества
Система налогообложения должна нести в себе три функции:
1) Фискальную, то есть обеспечивать необходимый уровень поступлений в государственный бюджет.
Налог на недвижимость способен обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. Более того, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость значительно труднее скрыть от налогообложения.
2) Стимулирующую - способствовать развитию экономики.
-для
предприятий обложению новым
налогом подвергалось бы
-оценка недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой.
-узаконенная
государством оценка зданий и
земли по их реальной
-такая
оценка способна улучшить
3) Социальную - обеспечивать выполнение принципа социальной справедливости.
Взимание большей суммы налога за более ценную и более выгодно расположенную недвижимость распределяет налоговое бремя более справедливым образом, нежели другие виды платежей, не основанные на качестве и площади или использующие неадекватные оценки стоимости. В то же время при существующей системе существенной дифференциации величины налогов в зависимости от размера и качества недвижимости не происходит, так как не учитывается ее рыночная цена.
Основная группировка налогов и сборов на рынке недвижимости формируется по наиболее практически значимому субъектному признаку, отражающему субъектно-объектные отношения собственности — отношения людей (физических лиц) и хозяйствующих единиц (предприятий, организаций) к предметам недвижимого имущества, т. е. по категориям налогоплательщиков, которые владеют, пользуются и распоряжаются различными объектами недвижимости:
1. Налоги, исчисляемые и взимаемые с физических лиц. При этом к физическим лицам - плательщикам налогов и (или) сборов в сфере недвижимости относятся:
- соответствующие налоговые резиденты РФ — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;
- физические
лица, не являющиеся налоговыми
резидентами РФ, но получающие
доходы от источников (недвижимости),
расположенных в Российской
2. Налоги с предприятий — юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, а также иностранных фирм (компаний), обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законами иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории РФ.
Существенное экономическое значение в системе налогообложения недвижимости имеет группировка налогов и (или) сборов по уровням государственного управления в стране, соответствующим укрупненному административному устройству России как федерального государства по иерархическим уровням. Налоговый кодекс (НК) РФ выделяет три вида налогов и сборов:
- федеральные — устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ;
- региональные — устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РФ и взимаются только на территории соответствующих субъектов;
- местные — вводятся в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих муниципальных образований.
В организационном отношении по объектам налогообложения все налоги и сборы в области недвижимости можно подразделить на две взаимосвязанные, но имеющие специфические особенности, разновидности:
- налоги на недвижимые объекты как овеществленный инвестиционный капитал в форме имущества, используемого для удовлетворения личных потребностей или осуществления бизнеса, периодически выплачиваемые в течение всего периода нахождения имущества в собственности физических, а также и во владении и пользовании юридических лиц;
- налоги и сборы, выплачиваемые при совершении с объектами недвижимости сделок купли-продажи, дарения, наследования, сдачи внаем или аренду, ипотеки и др.
По четвертому признаку — физической природе объектов недвижимости и их функционально-целевому назначению выделяются следующие виды налогов и сборов:
- земельный налог;
- лесной налог;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
- налог на водно-воздушные транспортные
средства, подлежащие государственной
регистрации и приравненные к недвижимым
предметам.
Рис. 1.1. «Виды налогов и сборов по уровням государственного управления»
Любой вид налога считается установленным только в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога;
- возможные налоговые льготы в необходимых
случаях.
При установлении
сборов также определяются их плательщики
и элементы обложения применительно
к конкретным сборам.
ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество
В
современном Гражданском
Предприятие в целом как имущественный комплекс также является недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). Это не вполне соответствующее интуитивному пониманию недвижимости определение появилось в ГК в результате серьезных дискуссий и вряд ли может быть принципиально изменено. Как мы потом убедимся, столь же разными объектами недвижимости являются земля и возводимые на ней строения.
В Российской Федерации на данный момент действуют несколько законов, регулирующих налогообложение имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц: Закон “О налоге на имущество предприятий”, Закон “О налогах на имущество физических лиц”, Закон “О плате за землю”.
2.1.1. Налог на недвижимое имущество физических лиц
Как уже было отмечено ранее, недвижимость в отличие от движимого имущества легко выявить и идентифицировать. Прежде всего, отнести это следует к недвижимому имуществу, принадлежащему физическим лицам. Любая недвижимость, переходящая в собственность физическому лицу подлежит обязательной государственной регистрации.
В соответствии с Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Инструкцией МНС РФ от 02.11.99 N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Объектами
налогообложения имущества
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта (восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги), определяемая органами технической инвентаризации.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Информация о работе Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества