Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:32, курсовая работа
В наше время в постоянно меняющейся обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Для принятия решений и анализа нужна исходная информация, которую извлекают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из самых важных.
Для того, чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей организации необходимо выгодно выделяться на фоне организаций того же типа. Себестоимость является базисом определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестои5мости продукции - одно из главных условий повышения эффективности производства. Она оказ5ывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения
Сокращение затрат на
Один из самых «темных» вопросов в современном российском строительстве — вопрос себестоимости и вытекающей из нее рентабельности. Для коммерческого предприятия рентабельность является критерием, по которому оценивается экономическая целесообразность работы.
Рентабельность является таким использованием средств, при котором организация не только покрывает свои издержки доходами, но и получает прибыль.
Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).
В
условиях экономики рыночного типа
основа экономического развития строительной
организации — прибыль, которая
выступает показателем
В современных условиях сводным (интегрирующим) показателем, характеризующим финансовый результат деятельности строительной организации, является балансовая (валовая) прибыль или убыток.14
Балансовая прибыль (Пб) образуется
из финансового результата от
реализации продукции (работ,
услуг), товаров и иных материальных
ценностей (основных фондов, нематериальных
активов, материальных оборотных средств
и других активов), определяемого как разница
между выручкой от реализации и суммой
расходов или себестоимостью реализованной
продукции (работ, услуг) и других материальных
ценностей, а также доходов от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов
по этим операциям:
Пб
= Пр + Пи + П + ВД-Р
где П — прибыль от сдачи заказчиком выполненных работ и услуг; Пи — прибыль от реализации имущества; П — прибыль от реализации продукции подобных и вспомогательных производств; ВД — внереализационные Доходы (убытки); Р — расходы по существованию внереализационных операций.
Основная масса прибыли строительной организации представляет собой прибыль от сдачи заказчикам выполненных работ, которая в зависимости от этапа инвестиционного процесса может быть сметной, плановой и фактической15.
Под сметной прибылью понимается прибыль, определенная в процессе разработки проектно-сметной документации.
Сметная прибыль — сумма
В строительстве сметная прибыль имеет специфическое название — плановые накопления. Плановые накопления определяются нормативным методом в процентах от принятой базы исчисления. В качестве базы в настоящее время применяют фактическую величину средств на оплату труда рабочих-строителей, а также рабочих, обслуживающих строительные машины и механизмы, или сметную себестоимость строительно-монтажных работ. Сметный уровень прибыли определяется в размере 50% от средств на оплату труда или 12% от себестоимости строительно-монтажных работ, т.е. обеспечивает строительно-монтажным организациям возможность иметь минимальный размер денежных средств, необходимых для их успешного функционирования, идущих на уплату налога на прибыль, осуществление развития производства, стимулирование труда работников и другие цели.
В условиях развития рыночных отношений в зависимости от уровня развития экономики нормативы по определению плановых накоплений могут периодически изменяться.
Плановая
прибыль представляет собой прогноз
прибыли строительной организации,
составляемый при разработке бизнес-плана.
Плановая прибыль от выполнения строительно-монтажных
работ складывается из следующих
составляющих: суммы плановых накоплений,
предусмотренных в смете, и плановой экономии
затрат от снижения себестоимости строительно-монтажных
работ, планируемой на основе эффекта
от разработанных организационно-технических
мероприятий. Определение размера плановой
прибыли (Ппл) от выполнения (сдачи) работ
производится по следующим формулам
Ппл
= ПН + Э + К
где
ПН — плановые накопления (сметная
прибыль); Э — плановая экономия
от снижения себестоимости работ
за период строительства объекта; К
— компенсации, полученные от заказчика;
Ппл
= (Ссмр + К) – ССПЛ
где Ссмр – сметная стоимость работ; ССПЛ — сметная себестоимость работ.
Обобщающими показателями для оценки уровня эффективности работы строительной организации являются показатели рентабельности. Рентабельность отражает, насколько прибыльна деятельность организации.
Характеризуя
прибыльность строительных организаций,
используют не только массу прибыли,
но и относительные показатели, в
том числе уровень
В строительном производстве различают уровни рентабельности: сметный, плановый и фактический.
Сметный уровень рентабельности рассчитывается как отношение сметной прибыли (плановых накоплений) к сметной стоимости объекта.
В практике работы строительных организаций применяется ряд показателей рентабельности в зависимости от поставленных целей.
Наиболее
часто используемыми
Рентабельность
всех активов организации
Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции (работ, услуг). Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли. Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность организации контролировать себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но самым важным показателем остается рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной строительной продукции (работ, услуг).
Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли к среднегодовой сумме собственных средств. Она позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.16
На
рентабельность строительной организации
влияют многие факторы, как экстенсивные,
так и интенсивные. Экстенсивные
факторы связаны с ростом массы
прибыли за счет увеличения объемов
работ и влиянием инфляции на уровень
цен. Интенсивные факторы
В современное время процент полностью независимых предприятий или коммерческих организаций, которые используют для обеспечения текущих расходов только собственные средства в виде уставного фонда очень мал, т.к специфика многих отраслей (банковской, сельскохозяйственной) подразумевает под собой значительное, а иногда и полное использование заемных средств для поддержания эффективной деятельности.
С одной стороны, привлечение дополнительного капитала расширяет возможности компании в сторону увеличения общего оборота продукции или услуг, что ведет к увеличению чистой прибыли и значения рентабельности активов. С другой, процентные отчисления по займу при неправильном его использовании могут превысить экономический эффект его применения. В этом случае говорят об убыточности заемного капитала.
Численное
соотношение заемных (авансированных)
средств и собственного капитала
получило название финансового рычага,
или левериджа (от англ. «leverage» - «рычаг»)
и определяет как степень увеличения эффективности
предприятия благодаря повышению рентабельности,
так и степень риска, поскольку непредвиденные
сбои в работе предприятия повышают вероятность
его банкротства вследствие невыполнения
долговых обязательств и определяется
выражением:
ФР
= КЗ/КС,
где ФР – значение финансового рычага;
КЗ – значение заемного капитала.
Значительную
ценность представляет не само значение
финансового рычага, а экономический
эффект, получаемый при его применении,
который рассчитывается по выражению:
ЭФР
= (1-НП) х (РА-СК) х ФР,
где
НП – процентная ставка налогообложения
прибыли предприятия в
СК – процентная ставка по заемному капиталу.
Второй сомножитель в этом выражении, представляющий разницу значений рентабельности активов и ставки по кредитным средствам, как раз определяет знак эффекта финансового рычага, что напрямую показывает убыточного или прибыльность его применения, что привело к появлению его обозначения, как дифференциала финансового рычага.
Столь многогранное описание производственно-экономических процессов может быть классифицировано по основным направлениям, обеспечивающим дальнейший рост рентабельности с учетом внешнеэкономических или внутрипроизводственных факторов, влияющих на ее значение. К первой группе относятся:
-
природные изменения, влекущие
непредвиденный спад поставок
сырья, нарушение
-
регулирование рыночных цен на
уровне государственного
Подобные факторы возникают независимо от производимой компанией деятельности и не могут учитываться заранее, проявляя значительное влияние уже на этапе их появления. Степень увеличения прибыльности компании будет сильно зависеть от специализации, к примеру, повышение цены на сахар увеличит рентабельность агрохозяйственных и перерабатывающих предприятий, одновременно ухудшая данный показатель для кондитерских предприятий.
Вторая группа влияющих на рентабельность предприятия факторов включает в себя следующие подвиды: